Государственный долг играет очень важную роль в развитии финансового и экономического потенциала нашей страны.
Государственный долг – это денежное обязательство любого государства по возвращению полученных в кредит денежных средств на определенных условиях в целях финансирования недостатка финансов в бюджете, а также обязательство, в соответствии с которым в обязательном порядке нужно отвечать перед кредиторами за возврат финансовых средств третьими лицами [1, c. 103-105].
Основными чертами, характерными для управления государственным долгом являются:
- соблюдение некоторых ограничений, установленных в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации;
- сохранение определенного объема долговых обязательств Чувашской Республики на безопасном для нас уровне;
- полнота и своевременность исполнения обязательств;
- уменьшение стоимости обслуживания государственного долга;
- прозрачность управления государственным долгом [2, c. 35-37].
Управление государственным долгом Чувашской Республики является одним из важных направлений всей системы управления финансовыми средствами Чувашской Республики. Качественное, а самое главное эффективное управление государственным долгом означает не только отсутствие просроченных финансовых обязательств, но и создание точной системы управления государственным долгом с использованием определенных процедур и механизмов общественного раскрытия информации о государственном долге.
Верхний предел государственного внутреннего долга Чувашской Республики на 1 января 2022 года в сумме 13 572 112,1 тыс. рублей, в том числе верхний предел долга по государственным гарантиям Чувашской Республики в сумме 26 500,0 тыс. рублей. Объем расходов на обслуживание государственного долга Чувашской Республики в сумме 201 930,3 тыс. рублей.
По состоянию на 1 января 2021 года государственный долг Чувашской Республики составил 8,897 млрд. рублей. С 2019 года объем государственного долга снижен на 1,452 млрд. рублей. Отношение объема государственного долга к собственным доходам составляет 28,4%.
В структуре государственного долга бюджетные кредиты составляют 93,8%, коммерческие кредиты – 5,6%. Еще 0,6% приходится на государственные гарантии.
В 2020 году Чувашия привлекла бюджетный кредит на 1,3 млрд. рублей [3].
Рис. 1. Информация об объеме и структуре государственного долга Чувашской Республики
На 1 февраля 2021 года объём государственного долга республики составил 8,3957 млрд. рублей. Это на 502,1 млн. рублей меньше, чем было месяцем ранее. Государственный долг составляет 27,2% к собственным доходам. В настоящее время в структуре государственного долга 99,4% (8,346 млрд. рублей) приходится на бюджетные кредиты, 0,6% – государственные гарантии республики [4].
По данным Министерства финансов Чувашской Республики, на 1 января 2021 года государственный долг Чувашии составлял 10,35 млрд. рублей (33,8% к собственным доходам), на 1 января 2019 года – 12,9 млрд. рублей (43,4% к собственным доходам), на 1 января 2018 года – 14,12 млрд. рублей (52,9% к собственным доходам). Верхний предел государственного внутреннего долга Чувашской Республики.
Объем финансовых затрат на обслуживание государственного долга Чувашской Республики в сумме 389 327,4 тыс. рублей. Часть затрат на обслуживание государственного долга Чувашской Республики в общем объеме расходов республиканского бюджета Чувашской Республики в 2021 году составит в размере 0,3% (в 2020 году – 0,1%), в 2022 году – 0,7% и в 2023 году – 0,7%, что соответствует условиям статьи 111 Бюджетного кодекса Российской Федерации (не превышает 15,0% объемов расходов) [3].
Изменение расходов на обслуживание государственного долга Чувашской Республики в 2020-2023 годах приведена в следующей таблице.
Таблица
Изменение расходов на обслуживание государственного долга Чувашской Республики в 2020-2023 годах
Показатели |
На 01.11.2020 |
2021 год |
2022 год |
2023 год |
Первоначально утвержденные бюджетные средства, тыс. рублей |
371 213,8 |
201 930,3 |
54,4 |
389 327,4 |
Бюджетные средства (с учетом изменений), тыс. рублей |
21 213,8 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Сумма расходов, тыс. рублей |
5 834,5 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
часть в общих затратах (без субвенций), % |
0,02 |
0,3 |
0,7 |
0,7 |
к предыдущему году, тыс. рублей |
-14 214,7 |
-169 283,5 |
170 022,3 |
17 374,8 |
к предыдущему году, % |
2,9 |
54,4 |
170 022,3 |
104,7 |
Данные изменения расходов государственного долга взяты с официального сайта Министерства финансов Чувашской Республики (http://www.minfin.cap.ru/). В плановом периоде 2022 и 2023 годов верхний предел государственного внутреннего долга Чувашской Республики на 1 января 2023 года и на 1 января 2024 года прогнозируется в сумме 13 545 612,1 тыс. рублей ежегодно, или уменьшение к уровню 2021 года на 26 500,0 тыс. рублей. Общий объем средств, взятый в кредит Чувашской Республикой на 2021 год рассчитан в сумме 12 604 259,5 тыс. рублей, на 2022 год - 10 842 632,9 тыс. рублей, на 2023 год – 11 313 749,0 тыс. рублей, или в пределах сумм, установленных статьей 106 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Рис. 2. Характеристика государственного долга Чувашской Республики на 2020-2023 года в соответствии с налоговыми и неналоговыми доходами республиканского бюджета
Согласно государственной долговой книги Чувашской Республики, на сегодняшний день Чувашская Республика исполняет и контролирует принятые на себя финансовые обязательства по 10 бюджетным кредитам, взятых из федерального бюджета Российской Федерации (6 973 487,2 тыс. рублей) [3].
Таким образом, на 01.01.2021 года задолженность по государственному долгу Чувашской Республики остается на уровне 6 973 487,2 тыс. рублей.
На 1 января 2021 года государственный долг Чувашской Республики составил 8897,8 млн. рублей, что на 1452,6 млн. рублей, или на 14,0 процентных пункта ниже уровня на начало 2020 года (10350,4 млн. рублей).
Рис. 3. Объем и структура государственного долга Чувашской Республики на 01.01.2021 год
В 2020 году национальное рейтинговое агентство Эксперт РА (RAEX) подтвердило достигнутый Чувашской Республикой рейтинг на уровне ruA «Стабильный». При этом положительную динамику отметило международное рейтинговое агентство Moody’sInvestorsService, подтвердив долгосрочный рейтинг нашей республики в 2020 году на уровне Ba2 «Стабильный» [4].