Главная
АИ #36 (63)
Статьи журнала АИ #36 (63)
Психологические факторы совместного творчества в организации

Психологические факторы совместного творчества в организации

Рубрика

Психология

Ключевые слова

организация
эффективность работы организации
психологические факторы
совместное творчество

Аннотация статьи

В статье исследуются вопросы повышения эффективности работников организации. В качестве инструмента рассматривается организация совместного творчества сотрудников.

Текст статьи

В настоящее время в условиях динамично развивающегося бизнеса, неутомимого информационного потока, в погоне за развитием и процветанием современных компаний и организаций, руководители, сотрудники HR cлужб всё чаще ищут способы эффективности своих сотрудников. Уровень работоспособности сотрудников может не соответствовать требованиям конкретной деятельности и заданной эффективности организации. В этом случае развивается утомление, и как следствие профессиональное выгорание сотрудников. Каким же образом можно повысить эффективность сотрудников, чем мотивировать и заинтересовать? Руководители компаний задумываются о способах эффективности своих сотрудников и ищут возможности избежать их профессионального выгорания.

Обращение психологии к вопросам совместного творчества в 2000 г.г. вызвано необходимостью в новых способах повышения эффективности в современных организациях. В сегодняшних реалиях индивидуальное творчество необратимо отступило и дало дорогу новым коллективным формам создания и реализации новых идей. Это был переворот в мотивировании сотрудников. Основное внимание раньше компании уделяли финансовому и моральному стимулированию одиночных изобретателей, сейчас же современная деятельность основывается и развивается на принципе объединения инноваторов в сообщества, творческие группы и инновационные платформы, а мотивируется она прежде всего через создание соответствующей комфортной творческой среды. В связи с изложенной информацией, современные руководители нацелены на избежание профессионального и эмоционального выгорания своих сотрудников и мотивированы к применению уже известных современных методов стимулирования своих работников на более эффективную производительность через совместное творчество.

Современность, актуальность темы настоящей статьи обусловлено тем, что глобально происходит более внимательное отношение к работникам по найму, учитывается характер и тип личности каждого, стираются границы одинаковости всех людей, и учитывается индивидуальность каждого работника. В результате совместного творчества с учетом индивидуальных особенностей каждого работника можно достичь высоких результатов в основной деятельности организации, а огромным вложением и шикарным бонусом будет сплоченный дружный коллектив, заинтересованный в работе именно в этой организации, мотивированный на достижения.

 Каким образом можно выстраивать в обществе такие отношения между людьми, в которых становилось бы возможным полноценное развитие способностей каждого человека, их усиление и приумножение, а не подавление или лишь эксплуатация и использование? Этими вопросами занимались в своих научных материалах А.Л. Журавлев, Т. А. Нестик, Г.П. Азаматова, А.К. Ахмедьярова, М.П. Богатырев, а именно вопросами изучения коллектива как субъекта деятельности (А.В. Брушлинский, А.В. Петровский, А.И. Донцов). Стоит отметить, что при достаточно большом количестве психологических исследований по творчеству и креативности, тема коллективного творчества остается малоизученной.

При поиске новых решений выделяют два вида психологических факторов: те, которые способствуют поиску, и те, которые ему препятствуют. Рассмотрим значение и проявление психологических факторов при поиске новых решений.

Психологические факторы проявляются в эмоциях и чувствах человека, которые были вызваны полученной информацией. Факторы зависят от формы подачи информации, которая имеет немаловажное значение с точки зрения эффективности влияния информации на человека. Особенностью психологических факторов является то, что они должны постоянно находиться в поле зрения и внимания руководителей - только при этом условии можно реализовать более совершенное и качественное руководство коллективом без серьёзных психологических ошибок и затруднений.

Отдельно рассмотрим, какие варианты совместного творчества в настоящее время реализуются в разной степени в современных организациях. Как правило, это есть командообразующие мероприятия.

Командообразующее мероприятия или тимбилдинг направлены на образование сплоченного коллектива, в котором действия каждого участника дополняют и усиливают продуктивность друг друга. В грамотно построенной команде правильно распределены роли, каждый находится в благоприятной позиции для раскрытия своего потенциала.

Командообразующим технологиям стоит уделять внимание по многим причинам. Постоянная работа в этом направлении позволяет достичь следующих целей:

  • Повысить продуктивность и эффективность группы, получив максимальный синергетический эффект. В слаженном коллективе результат работы превосходит сумму действий всех участников, если бы они работали по отдельности.
  • Понизить риск профессионального выгорания. Находясь на правильной позиции в команде, сотрудник чувствует себя комфортнее, его мотивация и удовольствие от работы выше.
  • Сформировать коммуникации в коллективе. В ходе мероприятий сотрудники имеют возможность пообщаться в неформальной обстановке, построить нужные связи в коллективе.
  • Распределить роли внутри команды. Есть варианты тимбилдинга, где участникам предлагается выполнить задания на скорость или максимально рационально. Такие мероприятия выявляют лидеров, раскрывают потенциал работника, показывают готовность управлять, принимать решения, нести ответственность, выполнять задания.
  • Сплотить коллектив и повысить лояльность к компании. На командообразующих мероприятиях можно совместить приятное с полезным – снять усталость, психологическое напряжение, ближе познакомиться с руководством и коллегами.
  • Разрешить конфликтные ситуации, снизить текучку кадров. Проявление заботы о сотрудниках благоприятно влияет на атмосферу в коллективе.

Это не единственные, но самые актуальные цели мероприятий по построению команды. Тимбилдинг может проводиться по разным сценариям. Условно их делят на несколько видов.

Виды командообразующих мероприятий

В зависимости от целей, места проведения и специфики работы компании, для укрепления навыков командной работы могут проводиться:

  • Интеллектуальные соревнования. Командам предлагается выполнение заданий, где придется применить мозговой штурм, логические способности, эрудицию. Такие мероприятия можно провести в небольшом помещении.
  • Арт тимбилдинги. На них каждый участник может реализовать свой творческий потенциал, поучаствовать в создании коллективного шедевра, расслабиться психологически. Например, Арт тимбилдинг «Общая картина» (Фото № 3, № 4 Приложения). В суть этого мероприятия заложена важная метафора, когда с помощью вклада каждого члена команды создается один грандиозный результат. И это наглядно демонстрирует тимбилдинг «Общая картина».
  • Активные командообразующие мероприятия. Это тимбилдинги со спортивным уклоном, которые предполагают соревнования между командами. Зачастую от участников требуется ловкость, выносливость, хорошая физическая форма. Но сбалансированный сценарий позволяет задействовать весь коллектив. Такие мероприятия часто проводятся на природе, их можно совместить с пикником.
  • Квесты, в ходе которых предлагаются разноплановые задания. В сценарий можно включить блоки всех описанных выше направлений.
  • Тематические мероприятия. В этом случае сценарии разрабатываются по выбранной теме с учетом поставленных целей и пожеланий компании. Например, эко-акция, исторический квест или программа по профессиональному направлению. Например, увлекательный эко тимбилдинг по посадке деревьев.Участники мероприятия сажают молодые саженцы именных деревьев в определенных местах, отмеченных на карте. Возле каждого саженца оформляется именная табличка и одна общая табличка для целой аллеи, названная в честь мероприятия или компании. Это мероприятие носит социальный характер, поэтому в нем нет победителей или проигравших, он не только сплотит команду, но и оставит светлые воспоминания. Главное, есть огромная польза для природы и чувство удовлетворения от совместно проделанной работы, а также понимание своей значимости и ощущение причастности к общему большому значимому делу.
  • Психологические тимбилдинги, направленные на укрепление доверия, снятие стресса, формирование позитивного настроя, причастности к общему делу. Например, тимбилдинг «Постройте город мечты». На тимбилдинге коллеги смогут создать макет города, который будет состоять из нескольких тематических районов, смогут ощутить себя настоящими архитекторами, инженерами или главой района. Только сотрудникам решать, где в их городе будет находиться мэрия, где больница, а где нужно проложить дорогу.

Цель мероприятия определяет не только формат, но и место проведения. Условно можно выделить кабинетные сценарии проведения тимбилдингов и внекабинетные. К кабинетным относятся тренинги, интеллектуальные сценарии. Все остальное потребует большего пространства или поездки к месту проведения.

Таким образом, следует отметить, что психологические факторы играют значимую роль в совместной деятельности организации. Только зная особенности каждого сотрудника и их психологические факторы можно разработать эффективное и новое решение. В соответствии с этим запросом в настоящей статье были рассмотрены методы поиска новых решений, позволяющих внести креативность в поиск решений.

Стало известно, что существуют психологические факторы, которые должны находиться на виду у руководителя. В связи с этим, можно сделать вывод, что во избежание психологических ошибок руководитель должен постоянно отслеживать психологические факторы в коллективе. И с учетом психологических факторов организовывать совместную деятельность в организации.

Уделение внимания командообразующим технологиям, составляющих основу совместной деятельности в организациях стоит уделять внимание по многим причинам. Постоянная работа в этом направлении позволяет достичь следующих целей:

  • Повысить продуктивность и эффективность группы, получив максимальный синергетический эффект. В слаженном коллективе результат работы превосходит сумму действий всех участников, если бы они работали по отдельности.
  • Понизить риск профессионального выгорания. Находясь на правильной позиции в команде, сотрудник чувствует себя комфортнее, его мотивация и удовольствие от работы выше.
  • Сформировать коммуникации в коллективе. В ходе мероприятий сотрудники имеют возможность пообщаться в неформальной обстановке, построить нужные связи в коллективе.
  • Распределить роли внутри команды. Есть варианты тимбилдинга, где участникам предлагается выполнить задания на скорость или максимально рационально. Такие мероприятия выявляют лидеров, раскрывают потенциал работника, показывают готовность управлять, принимать решения, нести ответственность, выполнять задания.
  • Сплотить коллектив и повысить лояльность к компании. На командообразующих мероприятиях можно совместить приятное с полезным – снять усталость, психологическое напряжение, ближе познакомиться с руководством и коллегами.
  • Разрешить конфликтные ситуации, снизить текучку кадров. Проявление заботы о сотрудниках благоприятно влияет на атмосферу в коллективе.

Итак, всем известно определение, что команда – это группа людей, объединённая общей целью. Как только у группы людей появляется цель, там сразу возникают важные процессы, которые называются групповой динамикой. И чем больше решений и выборов нужно будет сделать, принять группе, тем больше шансов сплотится в рамках заданного совместного творчества. Совместное творчество, оформленное в тимбилдинги, способствует созданию неформальных отношений, в легкой творческой атмосфере. В суть этих командных мероприятий заложена важная метафора, когда с помощью вклада каждого члена команды создается один грандиозный результат.

Список литературы

  1. Рефлексивное развитие компетентности в совместном творчестве / Растянников А.В., Степанов С.Ю., Ушаков Д.В. -М.: ПерСэ, 2002. – 320 с.
  2. Организация как феномен / Базаров Т.Ю., Аксенова Е.А. // Управление персоналом: – М.: ЮНИТИ, 2001. – С. 79–97.
  3. Управление персоналом // Базаров Т.Ю., -М.: Юнити, 2002 - 326с.
  4. Методы управления персоналом // Михайлов Ф.Б.- М.: Изд-во Рос. экон. акад., - 1995. - 71 с.
  5. Психология креативности // Любарт Т., Муширу К., Торджман С., Зенасни Ф. - М.: «Когито-Центр» - Москва; 2009, 135 с.
  6. Практический менеджмент персонала // Веснин В.Р.- М.: Юристъ- 2003-396.
  7. Эффективный менеджер // Д. Биллсберри. - Жуковский : МИМ ЛИНК, 1997. - 368 с.
  8. Психология эмоций // Г.Г. Вербина; - Чебоксары, - Чуваш, ун-т. - 2008. - 308 с.
  9. Вилюнас В.К. Психологические мотивации человека М.: Московский университет, 1990 - 288 с.
  10. Психология креативности и инноваций // С.Р. Яголковский, М.: Издательский дом ГУ ВШЭ-2007-134.
  11. Современная психология творчества в ускорении научно-технического прогресса // Гаджиев, Чингиз Мирзали оглы, М:, Ин-т психологии. - 1989. - 42 с.
  12. Диагностика индивидуально-типологических свойств и межличностных отношений // Собчик Л.Н., СПб. : Речь, 2002. - 95 с.
  13.  Азаматова Г.П., Ахмедьярова А.К., Богатырева М.П. Психологические аспекты совместной деятельности // Молодой ученый. – 2020. – № 8 (298). – С. 197-199.
  14. Журавлев А.Л., Нестик Т.А. Совместное творчество как ресурс деятельности организации: состояние и перспективы исследований // Психологический журнал. – 2011 - Том 32 - № 1 - С. 3-21.
  15. Журавлев А.Л., Нестик Т.А. Психология совместного творчества и инновации в современной организации // Вестник практической психологии образования. – 2010 - том 7-№ 4 - С. 17-23.
  16. Воронин А.Н. Интеллектуальная деятельность: проявление интеллекта и креативности в реальном взаимодействия// Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2006 - Том 3- № 3- С. 35–58.
  17. Савушкин М.В. Психологические факторы – резерв повышения эффективности труда в трудовом коллективе // Вестник ТИСБИ. – 2020 - том № 4. С. 47-51
  18. Леонтьев Д.А. Научите человека фантазии // Вопросы психологии. – 1998. - № 5. – 85с.

Поделиться

1824

Салимгареева Г. Ш. Психологические факторы совместного творчества в организации // Актуальные исследования. 2021. №36 (63). С. 100-103. URL: https://apni.ru/article/2884-psikhologicheskie-faktori-sovmestnogo-tvorch

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января