Интерес исследователей разного уровня зародился достаточно давно, еще несколько веков назад, тем не менее, проблема и в наши дни не потеряла актуальности и остается ведущей для логопедов, учителей-дефектологов, психологов, педагогов. Сложность и многогранность такого вида речевого нарушения привели к достаточно глобальным исследованиям, которые к тому же отличаются и многоаспектностью подходов. До наших дней не существует единого мнения о проблеме заикания, продолжается поиск путей и эффективных направлений коррекционной и развивающей работы максимальной помощи детям, подросткам и взрослым.
Преимуществом отечественной школы изучения и коррекции заикания является использование комплексного подхода. В настоящее время меняющаяся ситуация в оказании помощи заикающимся детям – закрытие профильных групп, включение таких детей в интегрированные группы, общие группы – обуславливает необходимость пересмотра возможных путей оказания им коррекционной помощи.
В свете таких аспектов, отметим важность консультативной работы с семьей заикающегося ребенка, ведь, именно семья становиться ключевым элементом в развитии малыша. Особенность данное подхода заключается в том, что каждый член семьи активно вовлекается в логопедическую работу, а его усилия служат хорошим ресурсом для коррекции и последующего развития речи.
Ближайшее окружение ребенка, а именно, мамы и папы, бабушки и дедушки неосознанно создают для ребенка все условия для прогресса данного нарушения, задача специалиста направить их энергию в эффективную коррекционную логопедическую работу.
Информирование родителей об особенностях заикания помогает снизить отрицательное воздействие семьи и оказать ребенку активную помощь и поддержку. Взаимодействие с родителями в процессе логопедической работы выступает ключевым моментом, тем не менее, подходы, формы взаимодействия и качества вовлеченности родителей весьма разняться.
Необходимость вовлечения родителей в логопедическую работу с заикающимися детьми, выработка оптимальным и эффективных форм работы, предполагает знание специалистами ключевых моментов, а также выработки оптимальных способов консультативной деятельности. Таким образом, была определена и тема выпускной квалификационной работы – «Особенности консультативной работы с родителями заикающихся детей».
Таким образом, отметим, что говоря о семье ребенка, имеющего те или иные патологии, стоит заметить, что сам этот социальный институт весьма серьезный ресурс для развития, тем не менее, члены семьи, чаще всего не имеют представлений о том, как и чем они могут помочь, важна консультативная помощь со стороны психолога, педагога, логопеда.
Само по себе развитие речевой функции детей происходит в тесной связи всех психических процессов – мышления, внимания, памяти, воображения. Помимо этого стоит учитывать уровни общения, разнообразный фактический опыт детей по связям с окружающими, который опосредован вербально. Ребенок с заиканием нуждается в постоянной заботе и внимании со стороны взрослых, всех членов семьи. В раннем периоде развития речевые отклонения вполне заметны, так как любое недоразвитие будет оказывать глубокое воздействие на речь. Речь выступает основой формирования сложных и прочных связей с окружающей действительностью. По этой причине заикание как одно из нарушений речи вызывает у ребенка проблемы, которые неизбежно вызывают сложности общения.
Перечислим наиболее важные аспекты, которые делают работу дистанционных консультантов сложнее:
- высочайшая эффективность, а также сильная эмоциональная насыщенность деятельности консультанта;
- необходимость постоянного контроля контакта, так как клиент в любой момент может прервать разговор и уже больше не позвонить;
- время беседы чаще всего ограничено;
- консультант не имеет не вербальной информации от клиента;
- консультант телефона доверия всегда находится в состоянии готовности.
Таким образом, консультативная работа с родителями заикающихся детей может быть реализована в разных формах, тем не менее, ее основная задача сформировать у взрослых культуру оказания помощи заикающемуся ребенку, путем формирования разных навыков – от логопедической культуры, до развития собственной речи, от постоянного наблюдения за ребенком, до установления с ним гармоничных отношений.
Говоря о заикании, стоит отметить, что оно как таковое имеет разные источники происхождения и механизмы нивелирования. Само по себе заикание может быть определено в качестве моторного нарушения речи, у детей и взрослых нарушается темпо-ритмическая сторона, а при сильном волной людям даже сложно выговорить самые простые фразы.
Большую роль в коррекции заикания у детей и подростков имеет семья, так как это есть ресурс положительного, но в то же время и отрицательного исхода лечения заикания. С течением времени, благодаря помощи семьи ребенок может как научиться говорить более плавно и без рывков, а также не испытывать тревоги по поводу нарушения речи, но может быть и обратная реакция, если отношение к дефекту ребенка в семье не будет актуальным.
Большую роль в работе с семьей играет логопед, а именно его консультативная работа, в рамках которой он не только повышает педагогическую культуру родителей, но и учит их подкреплять положительные попытки ребенка к говорению, наблюдать за его успехами.