научный журнал «Актуальные исследования» #36 (63), сентябрь '21

Особенности консультативной работы с родителями в личностно-ориентированной коррекции речевого развития заикающихся детей

Статья посвящена исследованию особенностей консультативной работы с родителями в личностно-ориентированной коррекции речевого развития заикающихся детей.

Аннотация статьи
развитие
речь
коррекция
заикающиеся дети
консультативная работа
Ключевые слова

Интерес исследователей разного уровня зародился достаточно давно, еще несколько веков назад, тем не менее, проблема и в наши дни не потеряла актуальности и остается ведущей для логопедов, учителей-дефектологов, психологов, педагогов. Сложность и многогранность такого вида речевого нарушения привели к достаточно глобальным исследованиям, которые к тому же отличаются и многоаспектностью подходов. До наших дней не существует единого мнения о проблеме заикания, продолжается поиск путей и эффективных направлений коррекционной и развивающей работы максимальной помощи детям, подросткам и взрослым.

Преимуществом отечественной школы изучения и коррекции заикания является использование комплексного подхода. В настоящее время меняющаяся ситуация в оказании помощи заикающимся детям – закрытие профильных групп, включение таких детей в интегрированные группы, общие группы – обуславливает необходимость пересмотра возможных путей оказания им коррекционной помощи.

В свете таких аспектов, отметим важность консультативной работы с семьей заикающегося ребенка, ведь, именно семья становиться ключевым элементом в развитии малыша. Особенность данное подхода заключается в том, что каждый член семьи активно вовлекается в логопедическую работу, а его усилия служат хорошим ресурсом для коррекции и последующего развития речи.

Ближайшее окружение ребенка, а именно, мамы и папы, бабушки и дедушки неосознанно создают для ребенка все условия для прогресса данного нарушения, задача специалиста направить их энергию в эффективную коррекционную логопедическую работу.

Информирование родителей об особенностях заикания помогает снизить отрицательное воздействие семьи и оказать ребенку активную помощь и поддержку. Взаимодействие с родителями в процессе логопедической работы выступает ключевым моментом, тем не менее, подходы, формы взаимодействия и качества вовлеченности родителей весьма разняться.

Необходимость вовлечения родителей в логопедическую работу с заикающимися детьми, выработка оптимальным и эффективных форм работы, предполагает знание специалистами ключевых моментов, а также выработки оптимальных способов консультативной деятельности. Таким образом, была определена и тема выпускной квалификационной работы – «Особенности консультативной работы с родителями заикающихся детей».

Таким образом, отметим, что говоря о семье ребенка, имеющего те или иные патологии, стоит заметить, что сам этот социальный институт весьма серьезный ресурс для развития, тем не менее, члены семьи, чаще всего не имеют представлений о том, как и чем они могут помочь, важна консультативная помощь со стороны психолога, педагога, логопеда.

Само по себе развитие речевой функции детей происходит в тесной связи всех психических процессов – мышления, внимания, памяти, воображения. Помимо этого стоит учитывать уровни общения, разнообразный фактический опыт детей по связям с окружающими, который опосредован вербально. Ребенок с заиканием нуждается в постоянной заботе и внимании со стороны взрослых, всех членов семьи. В раннем периоде развития речевые отклонения вполне заметны, так как любое недоразвитие будет оказывать глубокое воздействие на речь. Речь выступает основой формирования сложных и прочных связей с окружающей действительностью. По этой причине заикание как одно из нарушений речи вызывает у ребенка проблемы, которые неизбежно вызывают сложности общения.

Перечислим наиболее важные аспекты, которые делают работу дистанционных консультантов сложнее:

  • высочайшая эффективность, а также сильная эмоциональная насыщенность деятельности консультанта;
  • необходимость постоянного контроля контакта, так как клиент в любой момент может прервать разговор и уже больше не позвонить;
  • время беседы чаще всего ограничено;
  • консультант не имеет не вербальной информации от клиента;
  • консультант телефона доверия всегда находится в состоянии готовности.

Таким образом, консультативная работа с родителями заикающихся детей может быть реализована в разных формах, тем не менее, ее основная задача сформировать у взрослых культуру оказания помощи заикающемуся ребенку, путем формирования разных навыков – от логопедической культуры, до развития собственной речи, от постоянного наблюдения за ребенком, до установления с ним гармоничных отношений.

Говоря о заикании, стоит отметить, что оно как таковое имеет разные источники происхождения и механизмы нивелирования. Само по себе заикание может быть определено в качестве моторного нарушения речи, у детей и взрослых нарушается темпо-ритмическая сторона, а при сильном волной людям даже сложно выговорить самые простые фразы.

Большую роль в коррекции заикания у детей и подростков имеет семья, так как это есть ресурс положительного, но в то же время и отрицательного исхода лечения заикания. С течением времени, благодаря помощи семьи ребенок может как научиться говорить более плавно и без рывков, а также не испытывать тревоги по поводу нарушения речи, но может быть и обратная реакция, если отношение к дефекту ребенка в семье не будет актуальным.

Большую роль в работе с семьей играет логопед, а именно его консультативная работа, в рамках которой он не только повышает педагогическую культуру родителей, но и учит их подкреплять положительные попытки ребенка к говорению, наблюдать за его успехами.

Текст статьи
  1. Абелева, И.Ю. Если ребенок заикается [Текст]: Пособие для родителей и учителей / И.Ю. Абелева, Н.Ф. Синицына. – Москва: Просвещение, 1969. - 144 с.
  2. Арутюнян, Л.З. Как лечить заикание: Методика устойчивой нормализации речи / Л.З. Арутюнян (Андронова). - М.: Эребус, 1993. – 160 с.
  3. Виноградова, М.А. Преодоление заикания у дошкольников в разных ситуациях речевого общения: дис. … канд. Пед. наук: 13.00.03 // Виноградова Марина Александровна. - СПб, 1997. - 232 с.
  4. Власова, Н.А. Методы работы по перевоспитанию речи у детей-заик дошкольного и преддошкольного возраста [Текст] / Н.А. Власова и Е.Ф. Рау; Под редакцией проф. Ф.А. Рау. - Москва: Государственное учебно-педагогическое издательство, 1933. - 34, [2] с.
  5. Гегелия, Н.А. Родителям о заикании детей и подростков [Текст] / Н.А. Гегелия // Дефектология. - 2000. - №5. - С. 66-71.
  6. Геркина, М.И. Влияние условий общения на проявление заикания у дошкольников [Текст]: Автореферат дис. … канд. пед. наук. / АПН СССР. Науч.-исслед. ин-т дефектологии. - Москва: [б. и.], 1971. - 18 с.
  7. Контур, Э.Дж. Двойная диатезо-стрессорная модель заикания / Э.Дж. Контур, Т.А. Валдэн // Теоретические проблемы нарушений плавности речи: коллективная монография; под ред. Ю.О. Филатовой. - М.: Национальный книжный центр, 2012. - С. 94 -127.
  8. Копытин, А.И. Системная АРТ-терапия // А.И. Копытин. - СПб. [и др.]: Питер, 2001. - 216 с.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 25 сентября по 01 октября
Осталось 5 дней до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
05 октября
Загрузка в eLibrary
05 октября
Рассылка печатных экземпляров
13 октября