Главная
АИ #36 (63)
Статьи журнала АИ #36 (63)
Особенности консультативной работы с родителями в личностно-ориентированной кор...

Особенности консультативной работы с родителями в личностно-ориентированной коррекции речевого развития заикающихся детей

Автор(-ы):

Телешева Светлана Викторовна

Аскерова Камилла Рафиг кызы

Секция

Образование, педагогика

Ключевые слова

заикающиеся дети
консультативная работа
коррекция
речь
развитие

Аннотация статьи

Статья посвящена исследованию особенностей консультативной работы с родителями в личностно-ориентированной коррекции речевого развития заикающихся детей.

Текст статьи

Интерес исследователей разного уровня зародился достаточно давно, еще несколько веков назад, тем не менее, проблема и в наши дни не потеряла актуальности и остается ведущей для логопедов, учителей-дефектологов, психологов, педагогов. Сложность и многогранность такого вида речевого нарушения привели к достаточно глобальным исследованиям, которые к тому же отличаются и многоаспектностью подходов. До наших дней не существует единого мнения о проблеме заикания, продолжается поиск путей и эффективных направлений коррекционной и развивающей работы максимальной помощи детям, подросткам и взрослым.

Преимуществом отечественной школы изучения и коррекции заикания является использование комплексного подхода. В настоящее время меняющаяся ситуация в оказании помощи заикающимся детям – закрытие профильных групп, включение таких детей в интегрированные группы, общие группы – обуславливает необходимость пересмотра возможных путей оказания им коррекционной помощи.

В свете таких аспектов, отметим важность консультативной работы с семьей заикающегося ребенка, ведь, именно семья становиться ключевым элементом в развитии малыша. Особенность данное подхода заключается в том, что каждый член семьи активно вовлекается в логопедическую работу, а его усилия служат хорошим ресурсом для коррекции и последующего развития речи.

Ближайшее окружение ребенка, а именно, мамы и папы, бабушки и дедушки неосознанно создают для ребенка все условия для прогресса данного нарушения, задача специалиста направить их энергию в эффективную коррекционную логопедическую работу.

Информирование родителей об особенностях заикания помогает снизить отрицательное воздействие семьи и оказать ребенку активную помощь и поддержку. Взаимодействие с родителями в процессе логопедической работы выступает ключевым моментом, тем не менее, подходы, формы взаимодействия и качества вовлеченности родителей весьма разняться.

Необходимость вовлечения родителей в логопедическую работу с заикающимися детьми, выработка оптимальным и эффективных форм работы, предполагает знание специалистами ключевых моментов, а также выработки оптимальных способов консультативной деятельности. Таким образом, была определена и тема выпускной квалификационной работы – «Особенности консультативной работы с родителями заикающихся детей».

Таким образом, отметим, что говоря о семье ребенка, имеющего те или иные патологии, стоит заметить, что сам этот социальный институт весьма серьезный ресурс для развития, тем не менее, члены семьи, чаще всего не имеют представлений о том, как и чем они могут помочь, важна консультативная помощь со стороны психолога, педагога, логопеда.

Само по себе развитие речевой функции детей происходит в тесной связи всех психических процессов – мышления, внимания, памяти, воображения. Помимо этого стоит учитывать уровни общения, разнообразный фактический опыт детей по связям с окружающими, который опосредован вербально. Ребенок с заиканием нуждается в постоянной заботе и внимании со стороны взрослых, всех членов семьи. В раннем периоде развития речевые отклонения вполне заметны, так как любое недоразвитие будет оказывать глубокое воздействие на речь. Речь выступает основой формирования сложных и прочных связей с окружающей действительностью. По этой причине заикание как одно из нарушений речи вызывает у ребенка проблемы, которые неизбежно вызывают сложности общения.

Перечислим наиболее важные аспекты, которые делают работу дистанционных консультантов сложнее:

  • высочайшая эффективность, а также сильная эмоциональная насыщенность деятельности консультанта;
  • необходимость постоянного контроля контакта, так как клиент в любой момент может прервать разговор и уже больше не позвонить;
  • время беседы чаще всего ограничено;
  • консультант не имеет не вербальной информации от клиента;
  • консультант телефона доверия всегда находится в состоянии готовности.

Таким образом, консультативная работа с родителями заикающихся детей может быть реализована в разных формах, тем не менее, ее основная задача сформировать у взрослых культуру оказания помощи заикающемуся ребенку, путем формирования разных навыков – от логопедической культуры, до развития собственной речи, от постоянного наблюдения за ребенком, до установления с ним гармоничных отношений.

Говоря о заикании, стоит отметить, что оно как таковое имеет разные источники происхождения и механизмы нивелирования. Само по себе заикание может быть определено в качестве моторного нарушения речи, у детей и взрослых нарушается темпо-ритмическая сторона, а при сильном волной людям даже сложно выговорить самые простые фразы.

Большую роль в коррекции заикания у детей и подростков имеет семья, так как это есть ресурс положительного, но в то же время и отрицательного исхода лечения заикания. С течением времени, благодаря помощи семьи ребенок может как научиться говорить более плавно и без рывков, а также не испытывать тревоги по поводу нарушения речи, но может быть и обратная реакция, если отношение к дефекту ребенка в семье не будет актуальным.

Большую роль в работе с семьей играет логопед, а именно его консультативная работа, в рамках которой он не только повышает педагогическую культуру родителей, но и учит их подкреплять положительные попытки ребенка к говорению, наблюдать за его успехами.

Список литературы

  1. Абелева, И.Ю. Если ребенок заикается [Текст]: Пособие для родителей и учителей / И.Ю. Абелева, Н.Ф. Синицына. – Москва: Просвещение, 1969. - 144 с.
  2. Арутюнян, Л.З. Как лечить заикание: Методика устойчивой нормализации речи / Л.З. Арутюнян (Андронова). - М.: Эребус, 1993. – 160 с.
  3. Виноградова, М.А. Преодоление заикания у дошкольников в разных ситуациях речевого общения: дис. … канд. Пед. наук: 13.00.03 // Виноградова Марина Александровна. - СПб, 1997. - 232 с.
  4. Власова, Н.А. Методы работы по перевоспитанию речи у детей-заик дошкольного и преддошкольного возраста [Текст] / Н.А. Власова и Е.Ф. Рау; Под редакцией проф. Ф.А. Рау. - Москва: Государственное учебно-педагогическое издательство, 1933. - 34, [2] с.
  5. Гегелия, Н.А. Родителям о заикании детей и подростков [Текст] / Н.А. Гегелия // Дефектология. - 2000. - №5. - С. 66-71.
  6. Геркина, М.И. Влияние условий общения на проявление заикания у дошкольников [Текст]: Автореферат дис. … канд. пед. наук. / АПН СССР. Науч.-исслед. ин-т дефектологии. - Москва: [б. и.], 1971. - 18 с.
  7. Контур, Э.Дж. Двойная диатезо-стрессорная модель заикания / Э.Дж. Контур, Т.А. Валдэн // Теоретические проблемы нарушений плавности речи: коллективная монография; под ред. Ю.О. Филатовой. - М.: Национальный книжный центр, 2012. - С. 94 -127.
  8. Копытин, А.И. Системная АРТ-терапия // А.И. Копытин. - СПб. [и др.]: Питер, 2001. - 216 с.

Поделиться

1782

Телешева С. В., Аскерова К. Р. Особенности консультативной работы с родителями в личностно-ориентированной коррекции речевого развития заикающихся детей // Актуальные исследования. 2021. №36 (63). С. 86-88. URL: https://apni.ru/article/2885-osobennosti-konsultativnoj-raboti-s-roditel

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Образование, педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля