научный журнал «Актуальные исследования» #36 (63), сентябрь '21

Применение ассистивных технологий в развитии фразовой речи у детей дошкольного возраста

Исследование посвящено технологизации процесса развития фразовой речи у детей дошкольного возраста.

Аннотация статьи
дети дошкольного возраста
развитие
фразовая речь
ассистивная технология
Ключевые слова

Формирование и развитие культуры речи детей всех возрастов становиться важной проблемой современного общества, особенно это актуально для детей дошкольного периода развития. Снижение уровня культуры речи продиктовано все набирающими обороты техническими устройствами, их вхождение в повседневную, даже детскую жизнь, низкий уровень чтения, недостаточное качество литературы и другое. Все это способствует тому, что дети уже не смогут воспользоваться красноречием как своим достоинством, важно научить ребенка говорить правильно, развить интерес к новым словам и правилам их использования, сформировать устойчивую необходимость чувствовать и исправлять недостаточно грамотные обороты собственной речи.

В связи со всем вышеозначенным, мы можем говорить о том, что в наши дни велика роль педагога, а формированием связной речи необходимо заниматься с любыми детьми, как имеющими статус ОВЗ, так и без такового, как имеющими тяжелые нарушения речи, так и незначительные отклонения.

Ключевой деятельностью в этом направлении выступает работа воспитателей дошкольных учреждений, которые призваны формировать грамотную, не замусоренную речь малыша.

Связная речь представляет собой развёрнутое, законченное, композиционно и грамматически оформленное, смысловое и эмоциональное высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложений.

Развитие связной речи является первым и важным условием полноценного развития ребенка.

Для формирования связной речи можно использовать различные средства и методы, тем не менее, для детей с глубокими нарушениями речи, имеющими статус «ребенок-инвалид» в эпоху технического прогресса могут использоваться ассистивные технологии, иначе говоря, опосредующие и помогающие развитию ребенка дошкольного возраста с ОВЗ или инвалидностью.

Именно это и определило тему нашей дипломной работы «Ассистивные технологии в формировании фразовой речи детей дошкольного возраста».

Цель исследования выявить особенности применение ассистивных технологий в развитии фразовой речи у детей дошкольного возраста.

Объект исследования фразовая речь детей дошкольного возраста.

Предметом исследования является выявление особенностей применение ассистивных технологий в развитии фразовой речи у детей дошкольного возраста.

Задачи исследования:

  1. Выявить теоретические основы использования ассистивных технологий в развитии фразовой речи детей дошкольного возраста.
  2. Выявить особенности фразовой речи детей дошкольного возраста.
  3. Проанализировать развитие фразовой речи дошкольников на логопедических занятиях.
  4. Выявить особенности формирования фразовой речи дошкольников с использованием ассистивных технологий на логопедических занятиях.

Проведенное теоретическое исследование позволило прийти к ряду выводов.

Говоря о формировании фразовой речи, необходимо говорить о том, что это первоначальный навык ребенка, лежащий в основе связной речи человека. Заметим, что есть группы детей, которым связная речь не доступна, тем не менее, работа логопеда должна быть направлена на максимальное развитие фразовой речи детей.

Заметим, что обязательна активность ребенка с одной стороны и признание его индивидуальности педагогом с другой.

В процессе формирования фразовой речи дошкольников важно определить наличествующий уровень развития речевой функции, а также спектр тех ассистивных устройств, которые могут стимулировать развитие фразовой речи дошкольников.

Ассистивные технологии – это собирательное понятие, определяющие средства, необходимые для развития и коррекции детей, в том числе с особыми образовательными потребностями.

На логопедических занятиях с детьми дошкольного возраста ассистивные средства могут применяться в качестве самостоятельного элемента или быть инструментом, обеспечивающим дистанционное образование.

В процессе логопедических занятий по развитию фразовой речи обязательно используют игру и активное сотрудничество с взрослыми.

Ассистивные технологии особенно важны для людей с ограниченными возможностями здоровья. Новые технологии помогают лучше видеть, слышать и использовать компьютер. Они помогают компенсировать функциональные ограничения человека и становятся инструментом, который закладывает основу для развития личности и облегчает процесс профессионального становления.

Текст статьи
  1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. - М.: Издательский центр «Академия», 2000.-400 с.
  2. Бойченко, Н.А. Сюжетно-ролевые игры дошкольников: учебное пособие/ Н. А. Бойченко, Г.И. Григоренко, Е.И. Коваленко, Е.И. Щербаков /. – Киев: Рад. Школа,200–112с.
  3. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М.,1961. - 472с.
  4. Данилкина М.Ю., Кобрина Л.М. Система специального образования как базис интеграции и инклюзии // Специальное образование: материалы VI Междунар. науч. конф. 21-23 апреля 2010 г. / под общ ред. проф. В.Н. Скворцова. - СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2010. - Т. 2. - С. 197-203.
  5. Жукова Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей: Учеб.-метод.пособие. -- М.: Соц.-полит, журн., 1994. -- 96 с.
  6. Зимняя, И.А. Функциональная психологическая схема формирования и формулирования мысли посредством языка: Исследование речевого мышления в психолингвистике. / И.А. Зимняя. - М.: Наука,1985. - 312с.
  7. Зыков С.А. Методика обучения глухих детей языку. - М.: Просвещение, 197
  8. Зыков С.А. Обучение глухих детей языку по принципу формирования речевого общения // Изд-во Акад. пед. наук РСФСР. - М., 1961.
  9. Карпова С. Н., Степанова М. А. Особенности связной речи дошкольников при общении со взрослыми и сверстниками//Вестник МГУ. Серия «Психология». – 1984. – №4).
  10. Кобрина Л.М. Некоторые направления воспитания потребности общения у глухих младенцев // Теоретические и прикладные проблемы обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями: сб. материалов юбилейных Герценовских чтений. - СПб.: Образование. 1997. - С. 35-37.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 11 сентября по 17 сентября
Сегодня — последний день приема
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
21 сентября
Загрузка в eLibrary
21 сентября
Рассылка печатных экземпляров
29 сентября