Главная
АИ #38 (65)
Статьи журнала АИ #38 (65)
Влияние музыки на психоэмоциональное состояние спортсменов

Влияние музыки на психоэмоциональное состояние спортсменов

Рубрика

Физическая культура и спорт

Ключевые слова

физическая культура и спорт
агрессия
психоэмоциональное состояние
эмоциональный тонус
музыкальное сопровождение
взаимосвязь

Аннотация статьи

В статье раскрываются результаты изучения и методы исследования влияния музыкальных произведений на психическую и эмоциональную сферу человека. Методы нивелирования агрессивного поведения в процессе спортивных тренировок. Произведен анализ материалов зарубежных журналов о влияние музыки на психофизиологическое состояние спортсменов. Сформированы практические рекомендации по развитию эффективности использования музыкального сопровождения во время тренировок.

Текст статьи

Результаты исследования

Врачи установили, что музыка может быть не только полезной, но и опасной для жизни! Их обвинения в адрес музыкальных направлений, которыми увлекается современная молодёжь по всему миру, не является голословной. Они основываются на проведённом исследовании бельгийских ученых из медицинского университета Брюсселя. Согласно их заключению, музыкальные произведения стилей "тяжелый рок" и "хэви-металл" могут нанести непоправимый вред легким, а именно привести к пневмотораксу – состоянию, при котором легкие перестают наполняться воздухом и дышать".

Западные медики ввели в свой лексикон новый диагноз – "музыкальный наркоман". Швейцарские ученые выдвинули утверждение, что после рок концерта побывавшие на нем слушатели реагируют на природные раздражители в 3-5 раз хуже, чем обычно. Профессор Б. Раух доказывает, что прослушивание рок-музыки вызывает выделение так называемых стресс-гормонов, которые стирают значительную часть хранившейся информации в мозгу. Рок-музыка «перебивает» биение человеческого сердца и дезорганизовывает работу нервной системы и эндокринных желез.

Поп. Учеными доказано, что поп музыка негативно влияет на внимательность и память из-за монотонности ритма.

Рэп, хип-хоп Рэп. Согласно исследованиям, вызывает чувство агрессии. Монотонность рэпа может стать причиной развития раздраженности, злобы, понижения настроения и общего эмоционального тонуса.

Джаз, блюз, рэгги. Блюз благотворно влияет на эмоции, успокаивает, понижает раздражительность. Джаз нарушает внутреннюю гармонию. Джаз считается музыкой, которая оказывает скорее негативное влияние. Рэгги считается музыкой хорошего настроения, повышает эмоциональный тонус, не вызывает агрессии и озлобленности.

Установлена связь классической музыки и лечения сахарного диабета. Классические произведения способствуют формированию костного скелета ребенка.

Основное влияние музыки давно используют в торговой сфере. Определенные мелодии способны расслаблять покупателя или повышать его энергичность. Данную технологию можно наблюдать в супермаркетах: в «час пик» играет энергичная мелодия, в другое время – музыка спокойнее.

Методически грамотный выбор музыкального сопровождения является важным условием правильной организации всего процесса, а значит и важным профессиональным умением современного специалиста по физической культуре.

Рис.

Укрепляя здоровье и совершенствуя физическую форму, физическая культура имеет своей целью всестороннее развитие личности. Использование музыки во время занятий может сыграть большую роль. Так музыкальное сопровождение может способствовать:

  • повышению работоспособности;
  • развитию координации движений;
  • воспитанию чувства и понимания ритма, такта мелодии, и как следствие выработке красивых выразительных движений;
  • активации волевых усилий, возникновению эмоциональных переживаний;
  • обогащению слухового и двигательного опыта.

Кроме этого, прослушивание музыки в любых форматах занятий физическими упражнениями решает несколько задач, главными из которых являются следующие:

  • содействие всестороннему гармоничному развитию личности занимающихся через искусство как синтетическую форму человеческой жизнедеятельности;
  • способ тренировки одновременно тела и души;
  • способствование организации занимающихся в процессе занятий (при выполнении физических упражнений, различных перестроений, смене движений и места в зале);
  • содействие улучшению эмоционального фона на занятии и психоэмоционального состояния занимающихся.

Исследования показали, что прослушивание музыки во время спортивных тренировок повышает результативность тренировок на 20 %.

Применение музыкального сопровождения на занятиях способствует преодолению нарастающего утомления и помогает избегать однообразия в проведении занятия, а также может ускорять процессы овладения техникой движения. Также необходимо отметить, что «модная», «современная» музыка иногда не только не соответствует эстетическим требованиям, но и по содержанию своих музыкальных средств может являться вредной для психического и физического самочувствия занимающихся. В этом случае не следует «гнаться за модой», а заменить нежелательные музыкальные произведения на те, которые будут адекватны требованиям к музыкальному сопровождению занятий и будут оказывать только положительный эффект.

Заключение

На основании вышеизложенного материала, можно сделать вывод, что музыка предоставляет нервной системе человека различные варианты реагирования, а также плацдарм для экологичного проживания скопившихся эмоций, что повышает адаптивность и устойчивость.

Личность, имеющая контакт с музыкой не только развивается быстрее и гармоничнее, но легче справляется с кризисными эмоциональными моментами (не в зависимости от характера их возникновения).

Выбирая, что слушать и в каком количестве, мы сами либо оздоравливаем, либо окончательно добиваем свое физическое и психическое состояние, причем не только на внешнем уровне, но на клеточном.

Имея полученные результаты по данным приведенные в статье подтверждают влияние музыки на спортивные достижения и эмоциональное состояние спортсмена. Поэтому практика подбора соответствующей музыки для тренировок и, в некоторых видах спорта, для выступлений- задача, которую спортсмены должны согласовывать не только с тренерами, но и с психологами. В условиях широкого применения гаджетов и новых технологий, этот процесс немного автоматизируется. К примеру, существует ряд приложений и средств программного обеспечения, которые способны определить допустимый уровень предельной нагрузки, уровень сердечного ритма и на основе этих данных подобрать подходящие треки. Они же выполняют функцию микшера, меняют тональность и темп композиций в зависимости от этапа тренировки: от разминки, до заключительного этапа.

Список литературы

  1. Naked-science © Brunel University 2012.
  2. Music Benefits Exercise, Studies Show By Dan Peterson «Music Benefits Exercise, Studies Show».
  3. Иванов, М.А. Психическое перенапряжение спортсменов-военнослужащих и меры по его релаксации / Иванов М. А. // Молодежный научный форум : сборник статей по материалам CXXV студенческой международной научно-практической конференции, Москва, 26 апреля 2021 года. – Москва: Общество с ограниченной ответственностью "Международный центр науки и образования", 2021. – С. 8-12.

Поделиться

2473

Иванов М. А., Ефимов П. А., Лямзин Е. Н. Влияние музыки на психоэмоциональное состояние спортсменов // Актуальные исследования. 2021. №38 (65). С. 61-64. URL: https://apni.ru/article/2935-vliyanie-muziki-na-psikhoemotsionalnoe-sost

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря