Главная
АИ #39 (66)
Статьи журнала АИ #39 (66)
Формирование у преподавателей военных вузов умений проектирования системы педаго...

Формирование у преподавателей военных вузов умений проектирования системы педагогического мониторинга качества обучения

Автор(-ы):

Чанаев Антон Сергеевич

Секция

Образование, педагогика

Ключевые слова

проектирование
моделирование
мониторинг
качество обучения
деятельностный подход
формирование умений
поэтапность
непрерывность
конструирование

Аннотация статьи

В статье рассматривается опыт формирования у преподавателей военных вузов умений проектирования системы педагогического мониторинга качества обучения курсантов. Рассмотрены проблемы и противоречия, возникающие у преподавателей современного военного вуза при осуществлении педагогического мониторинга качества обучения. Предложена модель формирования у преподавателей военного вуза умений проектирования системы педагогического мониторинга качества обучения курсантов. Подробно рассмотрены этапы формирования у обучающиеся педагогов методов деятельности, необходимых для проектирования системы педагогического мониторинга.

Текст статьи

Осуществление педагогического мониторинга качества обучения необходимо каждому преподавателю. На наш взгляд, в проект педагогического мониторинга качества обучения необходимо включить освещение и анализ учебных планов и программ, мониторинг содержания преподаваемого материала, методические приемы проведения учебных занятий, мотивацию обучения в данном вузе и мотивацию овладения выбранной профессией, мотивацию изучения дисциплины, мотивацию самостоятельной работы, систему контроля за уровнем достижений курсантов.

Но не все преподаватели вуза владеют умениями проектирования системы педагогического мониторинга качества обучения, в силу чего представляется целесообразным создание системы для обучения их этим умениям. В основу модели формирования умений проектирования системы педагогического мониторинга качества обучения нами положены следующие идеи.

  1. Моделирование в образовательном процессе педагогического проектирования должно осуществляться в его целостности и динамичности. Целостная деятельность проектирования может быть освоена, если у обучающихся преподавателей будет сформирована совокупность методов деятельности.
  2. Необходим учёт специфики учебной деятельности преподавателя.
  3. Процесс формирования указанных умений должен характеризоваться поэтапностью и непрерывностью.
  4. Необходимо осуществление индивидуализации обучения; активизации самостоятельной деятельности обучающихся преподавателей.
  5. Должно быть найдено наилучшее сочетание разных форм и способов обучения.

На наш взгляд, для обучения преподавателей должны быть организованы курсы. Модель формирования у преподавателей военного вуза умений проектирования системы педагогического мониторинга качества обучения курсантов можно представить в следующем виде. Процесс учебной деятельности преподавателей по освоению названными выше умениями моделирует этапы проектирования эталонной деятельности преподавателя военного вуза. На каждом шаге обучающиеся педагоги осваивают определённый метод деятельности. Этапы предлагаем назвать: мотивационно-ориентировочный, процессуально-деятельностный и результативно-корректировочный.

Мотивационно-ориентировочный этап имеет целью формирование у слушателей курсов (преподавателей вуза) устойчивой мотивации к проектированию системы педагогического мониторинга качества обучения, знаний о моделировании и педагогическом проектировании, педагогическом мониторинге процессе обучения, его принципах. На этом шаге осуществляется знакомство обучающихся преподавателей с понятием педагогического проектирования, его определениями, этапами проектирования, отличием проектирования от конструирования, признаками проектов, лежащими в основе их систематизации, с микроциклом проекта; с понятием стратегического планирования процесса обучения, с технологическим и деятельностным подходами к образовательной деятельности, с категориями учебных целей, с таксономическим подходом к их определению; с функциями мониторинга и его этапами, с его объектами, методами организации самостоятельной работы курсантов, с системой контроля их знаний и умений. Обучение преподавателей на этом шаге осуществляется на лекциях, семинарских занятиях, личных консультациях с педагогом, преподающим на курсах.

На мотивационно-ориентировочном этапе у обучающегося преподавателя должен быть сформирован образ метода деятельности в результате понимания им цели и задач проектирования системы педагогического мониторинга качества обучения и соответствующих ему методов деятельности. Это можно осуществить двумя способами:

  1. Проведением лекционных и семинарских занятий в рамках курсов повышения квалификации. К проведению этих занятий привлекаются преподаватели кафедры педагогики профильного вуза, педагоги данного военного вуза и других учебных заведений, владеющие навыками моделирования и проектирования учебного процесса и его мониторинга;
  2. Самостоятельным осмыслением и изучением предлагаемого учебного материала, в котором о изложена теория по рассматриваемым вопросам. Информационное обеспечение на этом шаге предполагается в следующем виде:

а) лекционный курс создает мотивацию у обучающегося преподавателя на проектировочную деятельность, формирует теоретическую и практическую базы проектирования системы педагогического мониторинга качества обучения. Для создания положительной мотивации на лекциях показывается значение педагогического мониторинга качества обучения, подчеркивается его значимость в образовательном процессе;

б) обучающиеся преподаватели изучают учебный материал, освещающий суть каждого этапа проектирования;

в) педагог курсов информирует обучающихся преподавателей о порядке действий перед практической работой;

г) слушатели курсов самостоятельно изучают литературу по данной теме.

Процессуально-деятельностный этап имеет целью формирование у слушателей курсов умения проектирования системы педагогического мониторинга качества обучения курсантов. Структура этого шага следующая: на первом этапе совместная деятельность педагога и слушателей курсов имеет целью формирование умений проведения мониторинга, затем – проектировочных умений.

Более подробно эта структура выглядит следующим образом.

1. Формирование умений осуществления мониторинга учебного процесса:

а) анализ учебного плана, учебной программы;

б) мониторинг содержания учебного материала, в результате которого отслеживается соответствие материала требованиям гос. стандарта, освещение научной и практической значимости учебного материала; учёт специфики процесса обучения в военном вузе; связь теоретического материала с будущей профессиональной деятельностью; объём знаний; сложность материала; характер содержания обучения; логическую структуру материала;

в) мониторинг качества учебного занятия, который отслеживает последовательность действий преподавателя при построении учебного занятия: определение дидактической цели занятия, определение его типа и структуры, выяснение ответа на вопрос, какой тип деятельности курсантов будет главенствовать на основном этапе (репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский); подбор способов и средств обучения;

г) мониторинг мотивации овладения военной профессией и мотивации обучения в военном вузе, мониторинг мотивации изучения дисциплины, которые осуществляются при помощи особых анкет.

д) мониторинг самостоятельной работы. С помощью тестового опроса, педагогического наблюдения и анкетирования выделяются следующие группы курсантов по степени овладения навыками самостоятельной работы: 1) с наличием больших способностей к самостоятельной работе; 2) с наличием средних способностей к самостоятельной работе; 3) с отсутствием способностей к самостоятельной работе. Подход к таким группам должен быть дифференцированным;

е) контроль знаний, умений и способностей курсантов. Выбор способа контроля зависит от содержания материала, места данного материала в дисциплине, соотношения познаний, умений и способностей, личных особенностей курсантов.

2. Формирование умений проектирования. При помощи деловых игр, составления слушателями курсов личных или групповых мини проектов, на лабораторных занятиях происходит формирование у обучающихся преподавателей военного вуза умений проектирования системы педагогического мониторинга качества обучения курсантов, элементами которой являются: овладение методами проектирования, проектирование мониторинга содержания учебного материала, мониторинга качества учебного занятия, мониторинга мотивации обучения в военном вузе и овладения профессией, мотивации исследования дисциплины, мониторинга самостоятельной работы, системы контроля знаний и умений.

Процессуально-деятельностный этап характеризуется тем, что обучающийся на курсах педагог фактически реализует действие. Его деятельность носит личный, самостоятельный, творческий характер. Роль преподавателя курсов состоит в тщательно продуманной организации лабораторных занятий, на которых обучающиеся преподаватели посредством деловых игр, составления собственных мини проектов осваивают умение проектирования системы педагогического мониторинга качества обучения курсантов; личных и групповых консультаций; помощи обучающимся преподавателям при затруднениях.

На результативно-корректировочном этапе проводятся оценка выполненной слушателями курсов работы, выявление уровня понимания и освоения ими методов проектирования и мониторинга, устранение затруднений и ошибок. Обучающимися на курсах преподавателями составляются собственные проекты по избранной ими теме, учитывающей специфику учебной дисциплины, возрастные особенности курсантов. Выполненные проекты слушатели курсов представляют на специально организованной конференции.

Список литературы

  1. Гальмукова, И.А. Проектирование системы педагогического мониторинга качества обучения. / Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. – Смоленск, 2005. – 120 с.
  2. Безручко, В.П. Мониторинг качества обучения - средство регулирования образования. // Мир образования. –2015. №2. – 86 с.
  3. Дитрих, Я. Проектирование и конструирование: системный подход. – М., 2017. – 175с.
  4. Методологические и методические базы профессионально-педагогической подготовки преподавателя высшей технической школы. // Под. ред. А. А. Кирсанова. – Казань: Карпол, 2016. – 293 с.

Поделиться

1317

Чанаев А. С. Формирование у преподавателей военных вузов умений проектирования системы педагогического мониторинга качества обучения // Актуальные исследования. 2021. №39 (66). С. 70-72. URL: https://apni.ru/article/2950-formirovanie-u-prepodavatelej-voennikh-vuzov

Другие статьи из раздела «Образование, педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#19 (201)

Прием материалов

4 мая - 10 мая

осталось 4 дня

Размещение PDF-версии журнала

15 мая

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

24 мая