Коррупция – такое же древнее явление, как и вся человеческая цивилизация. Меняются времена, исчезают и создаются государства, приходят и уходят правители, а коррупция остается. Это негативное по своей сути, разрушающее и непрекращающееся явление нашей жизни. В России настоящей и прошлой с коррупцией борются столько, сколько существует само государство. В чем же все-таки заключается корень проблемы? В чем причина? Почему государственные деятели нарушат закон, который сами должны в первую очередь соблюдать. Это низкая оплата их труда или все-таки жажда наживы отдельно каждого кто получает какую-то власть на определенный срок, или невозможность сопротивляться уже сложившейся системе взяточничества? А может быть отсутствие страха наказания за нарушение закона.
Проблема борьбы с этим, а именно с коррупцией является одной из самых актуальных проблем нашей страны и нашего общества [2, с. 87]. Коррупция, несмотря на то, что государство принимает достаточно много усилий и тратит на это много средств государственного бюджета, носит характер масштабной угрозы всей безопасности страны. Она угрожает нарушению порядка в стране, безопасности и сохранения наших границ и право на пользование ресурсами, находящимися на нашей территории, и это причиняет существенный урон социально-экономическому и политическому развитию. Таким образом готовность к настоящей борьбе с ней, рассматривается миром в целом в качестве показателя цивилизованного государства, а не государства первобытного типа, его ценностям, стратегии сохранения и развития своих территорий. Понятие коррупции уже давно вышло за рамки простой взятки. Коррупция – это использование государственными, муниципальными и другими государственными служащими, также служащими коммерческих или других организаций своего статуса для незаконного получения каких-либо преимуществ или выгод (финансовых, имущественных, услуг или льгот, в том числе неимущественного характера), либо предоставление таких преимуществ за вознаграждение или какую-либо незаконную выгоду. Но в реальности борьба с коррупцией иногда носит поверхностный характер и несмотря на то, что она Ингода носит весьма открытый характер ее невозможно пресечь, т.к. на следующем уровне происходит аналогичная ситуация. В отличии от теории, к сожалению, все обстоит иначе и многие государственные служащие даже не скрывают своего намерения получить дополнительных доход, в противном случае всячески препятствуют законному осуществлению хода порядка вещей или исполнения своих функций.
Проблема также усугубляется тем, что это выходит за рамки нашей страны и другие страны пытаются решить свои стратегические задачи, в том числе и увеличение своих территорий, а также получение части прав на наши ресурсы через это слабое место. Доходы от коррупции после "отмывания" включаются в мировые финансовые потоки, подрывая Российские основы власти и экономики. У кого же тогда все-таки реальная власть? Если огромный пласт нелегальных денег находиться вне закона и попытки пресечь всего лишь сменяются новыми «получателями».
В любое время люди всегда крайне остро реагируют на коррупционные проявления и справедливо ждут от власти конкретных мер по их истреблению. Но к сожалению это не всегда происходит в соответствии с законом, а зачастую в соответствии с чьей-то выгодой. Граждане не могут узнать, насколько тот или иной коррупционер виновен, они видят лишь последствия разоблачения каких-то лиц. Доверие к должностным лицам уже основательно подорвано и восстановить его в ближайшее время будет крайне сложно.
Еще большую опасность для общества и государства представляют коррупционные процессы в правоохранительных, контролирующих органах и органах исполнительной власти, представители которых сами должны противостоять как коррупционным намерениям, так и преступлениям, проявлениям. Но к сожалению периодически мы наблюдаем бессилие простого человека против системы в разрешении вопроса законным образом без какой-либо дополнительной финансовой мотивации чиновника или лица, отвечающего или принимающего решения по интересующему вопросу.
Национальным опыт показал, что коррупцию практически невозможно пресечь с помощью осуществления применения отдельных мер в каких-то определенных направлениях. Снизить ее можно лишь предпринимая целостную систему мер на главных направлениях. Очень тесно связаны многие системы и иерархии. Необходимо внедрить комплексный подход при решении этой острой проблем, острота которой не спадает, а, наоборот, еще больше усиливается [1, с. 284]. Борьба с коррупцией требует понятной и системной работы, потому что влечет за собой одну из главных проблем – нарушение порядка в управлении государством. Кроме разработки плана борьбы необходимы усилия и со стороны общества иначе принцип равенства будет нарушен перед законом и как следствие судом. В значительной мере помогают этому различные анонимные и не только организации, сайты и возможность оставить обратную связь после взаимодействия с государственным органом.
Также большую роль в росте увеличения коррупционных преступлений играют некоторые недоработки в государственной антикоррупционной политике, а именно:
- нет конкретной направленной государственной политики по противопоставлению коррупции, и ее профилактике;
- очень снисходительное федеральное законодательство, в том числе и уголовное, в отношении лиц, совершающих коррупционные действия;
- не регулярность противодействия коррупции и часто ее попустительский характер;
- неэффективность мероприятий, направленных на борьбу с коррупцией;
- видимость работы, а не реальные меры по ее устранению;
- отсутствие действенных организаций общества и всеобщее отсутствие информации и какими эффективными способами можно воздействовать.
За последние годы в Российской Федерации было создано антикоррупционное законодательство и разработан соответствующий нормативный инструментарий, позволяющий бороться с этим негативным явлением [4, 25 с.] Кроме того, в целях создания системы противодействия коррупции в Российской Федерации и устранения причин, ее порождающих, Указом Президента Российской Федерации от 19 мая 2008 г. № 815 «О мерах по противодействию коррупции» образован Совет при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции.
В статья 7 Федерального закона «О противодействии коррупции» в России определяют официально утвержденные направления деятельности государства по повышению эффективности противодействия коррупции. К таким относятся:
- проведение единой политики государства на тему коррупции;
- создание механизма взаимодействия правоохранительных и других государственных органов с общественными по вопросам противодействия коррупции, а также с организациями гражданского общества;
- принятие законодательных, административных и других мер, направленных на привлечение государственных и муниципальных служащих, а также граждан к активному участию в противодействии коррупции;
- изменение системы и структуры государственных органов, создание механизмов общественного контроля за их деятельностью;
- введение антикоррупционных стандартов, т.е. установление для соответствующей области деятельности единой системы запретов, ограничений и дозволений, обеспечивающих предупреждение коррупции в данной области;
- унификация прав и ограничений, запретов, установленных для государственных служащих и для лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и др.
Антикоррупционная политика государства – это система мер противодействия коррупции, утвержденных надлежащим образом и скоординированных по целям и времени их осуществления, закрепленных за исполнителями, обеспеченных в финансовом, кадровом и пропагандистском планах [3, с. 384]
Закон всегда является средством реализации стратегии политических целей. Но на закон нельзя возлагать решение проблем, решение и осуществление которых лежит от других структур.
Профилактика коррупции осуществляется с помощью:
- формирование в обществе антикоррупционного поведения;
- антикоррупционная проверка всех проектов правовых актов;
- предъявление в законном порядке соответствующих требований к гражданам, претендующим на замещение государственных или муниципальных должностей и должностей государственной или муниципальной службы, а также проверка представленной информации;
- установление в качестве основания для освобождения от замещаемой должности и (или) увольнения лица, замещающего должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, с замещаемой должности государственной или муниципальной службы или для применения в отношении его иных мер юридической ответственности непредставления им сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей; (в ред. Федерального закона от 21.11.2011 N 329-ФЗ);
- предусмотрение более жесткого наказания для гражданина, совершившего коррупционные действия, вплоть до отказа в допуске к государственной службе людей, состоящих или состоявших с ним в родственных отношениях;
- развитие организаций общественного и парламентского контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции.
Каким же все-таки должно быть государство с минимальным уровнем коррупции? Наверно следует начать с человека… Он стоит во главе всего и он должен быть прежде всего патриотом своей страны и работать в рамках ее процветания, знать и понимать, что соблюдая единый для всех закон он сохраняет порядок и показывает пример для остальных, тех, кто возможно желает его нарушить в своих интересах, а не в интересах государства. Система должна жестко наказывать нарушителей порядка, тогда возможно другие задумаются о своих действиях и последствиях своих коррупционных действиях. Также необходимо изучить опыт других стран, где коррупция минимальна, понять, благодаря чему они достигли таких результатов, адаптировать под нашу систему и менталитет.
Реализуя программу борьбы с коррупцией, необходимо эффективно привлекать к этому широкие общественные круги, в первую очередь – предпринимательские, и независимые средства массовой информации. Особое внимание следует уделить воспитанию правового и гражданского сознания и получению навыков поведения в демократическом правовом обществе, в том числе – навыков антикоррупционного поведения.