В статье рассмотрены философские воззрения в отношении проблемы самосознания. Философские взгляды на проблему самосознания представлены эволюционно. Обращается внимание на соотношение понятий: «самосознание», «самопознание», «самосознание» и «рефлексия».

Аннотация статьи
самосознание
сознание
самопознание
рефлексия
Ключевые слова

Одной из важнейших проблем философии является анализ сознания как специфической формы регуляции взаимодействия с человеческой реальностью. Сознание – это часть психики, в которой происходят не только сознательные, но и бессознательные процессы. В случае бессознательного, субъект не осознает содержание и природу осуществляемых процессов. Ментальные явления и действия, которые проходят через разум и волю человека и передаются и осуществляются в знании того, что он делает, думает или чувствует. Иногда можно различить подсознание – это творчество, основанное на сознании.

Сознание – это форма внутренней активности и ориентации субъекта на мир и на самого себя, когда он отражает мир и когда его действия основаны на объективном значении решаемой жизненной задачи или на гипотетических личных и социальных последствиях.

Для философии проблема сознания важна потому, что она или ее интерпретация сущности сознания, характера отношения к существованию влияет на исходную картину мира и методологические ориентиры всех философских направлений.

Если сознание – это субъективное условие способности ориентироваться человека во внешнем мире, окружающем его, то самосознание – это его ориентация во внутреннем мире индивида.

Самосознание – это слово означает различные, хотя и тесно связанные явления: функции самоконтроля сознания, самопознания и самоисследования. Тот факт, что сознание существует, еще раз доказывает относительность различия между объектом и субъектом, противоречие представлению о том, что все в сознании субъективно. Факт сознания показывает, что разделение реальности на объект и субъект ограничено не только отношениями между внешним миром и сознанием, но и самим сознанием, которое выражается по крайней мере в двух формах: в форме объективной и субъективной пропорции сознания в содержании сознания и разделения сознания на объект и субъект в акте сознания.

Сознание предназначено для понимания действий и положения человека в обществе. Если сознание – это знание чего-то другого, то самосознание – это знание самого человека, это сознание и есть то, что делает сознание объектом и объектом сознания.

Философское сознание человека основано на идее, что как форма жизни его сложность уникальна. Психоаналитики и психологи испытывали потребность в философском понимании человека, потому что его знание, как особая форма особой структуры, функционирующей и развивающейся формы жизни, является точно такой же психологической проблемой в своем собственном масштабе, которая выходит за рамки компетенции психологической науки.

На рубеже третьего тысячелетия взаимоотношения между человеческими силами и окружающей средой радикально изменились – мы наблюдаем растущую зависимость окружающей среды от человеческой деятельности. Это связано с тем, что человечество достигло такого уровня сознания и сознательности, который позволяет ему сознательно регулировать свои отношения с социальными институтами и природными элементами, направлять свою деятельность в области науки и техники, коммуникации, образования и воспитания, трезво учитывая истинные пределы своих возможностей, основанных на научных знаниях, в силу объективных законов Природы, Общества и культуры. Фундаментальная задача философии сегодня состоит в том, чтобы исследовать эту диалектику новых отношений между человеком и природой, человеком и обществом, человеком и культурой.

Главной задачей философии является помощь современному человеку понять, что он не просто пассивный и ненужный инструмент этого мира, он не раб космических сил, он не раб социальных институтов, и он не жертва созданной им культуры, но он является полноценным субъектом вооруженной деятельности. Таким образом, обладая высоким уровнем научной осведомленности и универсальными ценностями, он может регулировать свои собственные отношения с плодами своей отчужденной деятельности, социальными институтами и самой природой.

Впервые в древней философии проблема самосознания была поднята как отдельная составляющая. В этот период она нашла свое наиболее полное выражение в учении Сократа. Можно даже утверждать, что проблема самопознания и самосознания стала для него ядром сократической философии. Стоит отметить, что принцип «познай себя» для Сократа был одним из основополагающих в философии.

Конечно, возникает вопрос: почему Сократ поставил этот принцип в центр своей философии и каково его содержание? Такая формулировка проблемы обусловлена заботой Сократа о духовном развитии человека. Больше всего его беспокоило то, что греков слишком привлекали их тела, а не потребности их душ. По мнению Сократа, постоянное обращение к самому себе – это есть метод, с помощью которого можно поддерживать гармоничное равновесие между душой и телом.

Философски осмысленное самосознание человека и имеет в своей основе представление о нем как об уникальной по своей сложности форме бытия. Психоаналитики и психологи испытывали потребность в философском осмыслении человека именно потому, что его познание как особой формы бытия, обладающей специфическим строением, функционированием и развитием, является именно философской по своему масштабу проблемой, выходящей за пределы сферы компетенции психологической науки.

Если более подробно рассматривать философский вид сознания, то следует отметить, что данное определение включает в себя как теоретический взгляд на мир, так и познания о законах природы, человека и общества. Как известно, философия также выделяет различные методы познания окружающего мира, и отображает бытие в концептуальной форме. Следует отметить, что особо важной функцией философского сознания является выполнение гносеологической и мировоззренческой функции.

Отметим, что в Новое время проблема самосознания разрабатывалась уже в рамках интроспективной концепции сознания. В качестве самостоятельного феномена самосознание впервые было исследовано в немецкой классической философии, результатом чего стала разработанная Гегелем концепция самосознания.

Таким образом, отметим, что самосознание возникло не в качестве духовного отражения праздного нарциссизма человека. Оно появилось в ответ на призыв к социальным условиям, которые с самого начала требовали, чтобы все люди могли оценивать свои действия, слова и мысли с точки зрения определенных социальных стандартов, установленных обществом.

Сознание – это высшая форма отражения мира, которая присуща только человеку. Которое, в свою очередь, связано с артикулированной речью, логическими обобщениями, абстрактными понятиями. «Ядром» сознания является знание. Следует отметить, что сознание выступает в качестве ключевой, исходной философской концепции для анализа выражения психической и духовной жизни человека во всех формах единства и целостности, а также для контроля и регулирования их взаимоотношений с реальностью.

Несмотря на огромные усилия, прилагаемые философией и другими науками, проблема человеческого сознания (индивидуального и социального) далека от всех решений. До сих пор обществу неизвестно о механизмах, функциях, условиях, структуре и свойствах сознания, о связи с деятельностью индивида и о том, как они развиваются. Стоит подчеркнуть, что проблема взаимосвязи между сознанием и существованием не умаляет первичных и вторичных проблем, хотя из этого следует.

Изучение взаимосвязи между сознанием и существованием предполагает изучение всех разнообразных и исторически изменяющихся типов и форм, то есть, в некотором смысле, это «вечный вопрос». «Вечный» в том смысле, что развитие форм и человеческой жизни, развитие науки и культуры постоянно усложняет и изменяет специфические формы взаимоотношений между сознанием и существованием и ставит множество проблем для философского мышления.

Подводя итоги, следует отметить, что развитие самосознания непосредственно связано с рефлексией человека, то есть с его пониманием и оценкой его умственных, духовных и психических способностей. Духовный мир человека, в зависимости от социальных обстоятельств и индивидуальных особенностей, может быть развит как в положительную сторону, так и в отрицательную. Это объясняется тем, что он может быть социально положительной и социально отрицательной личностью, что объективно отражается в деятельности человека по достижению своих целей.

Текст статьи
  1. Благой, Д. Классовое самосознание Пушкина. Введение в социологию творчества Пушкина / Д. Благой. - М.: Всероссийский союз поэтов, 2017. - 581 c.
  2. Волгин, И. Возвращение билета. Парадоксы национального самосознания / И. Волгин. - Москва: Мир, 2019. - 768 c.
  3. Ганжулевич, Т. Достоевский и Герцен в истории Русского самосознания / Т. Ганжулевич. - М.: Книга по Требованию, 2018. - 482 c.
  4. Ганжулевич, Т. Достоевский и Герцен в истории русского самосознания / Т. Ганжулевич. - Москва: СПб. [и др.] : Питер, 2021. - 469 c.
  5. И. С. Шмелев и проблемы национального самосознания. Традиции и новаторство. - М.: ИМЛИ РАН, 2018. - 536 c.
  6. Ключевский, В.О. История Русского Самосознания По Историческим Памятникам И Научным Сочинениям / В.О. Ключевский. - М.: Книга по Требованию, 2019. - 650 c.
  7. Кон, И. С. В поисках себя: Личность и ее самосознание / И.С. Кон. - М.: Издательство политической литературы, 2018. - 336 c.
  8. Кон, И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание: моногр. / И.С. Кон. - М.: Политиздат, 2019. - 335 c.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 15 января по 21 января
Сегодня — последний день приема
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
25 января
Загрузка в eLibrary
25 января
Рассылка печатных экземпляров
02 февраля