Главная
Конференции
Общество, человек, культура: современный контекст гуманитарных исследований
Изучение студентами системы дополнительного образования на региональной основе

Изучение студентами системы дополнительного образования на региональной основе

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

дополнительное образование
подготовка студентов
учебный курс
региональный компонент
белгородоведение

Аннотация статьи

В статье автор характеризует учебный курс «Основы организации системы дополнительного профессионального образования», который преподается студентам Белгородского государственного аграрного университета имени В.Я. Горина, обучающимся по направлению подготовки в бакалавриате 44.03.04 «Профессиональное обучение (по отраслям)». Автором делается акцент на использование белгородских региональных материалов в практической работе со студентами Белгородского ГАУ.

Текст статьи

Вариативный курс «Основы организации системы дополнительного профессионального образования» изучают студенты по направлению подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям) на экономическом факультете Белгородского ГАУ. Будущие бакалавры готовятся стать преподавателями организаций среднего профессионального образования.

Целями психолого-педагогической дисциплины являются: изучить специфику организации и основы построения педагогического процесса в дополнительном профессиональном образовании; сформировать у студентов представления о различных формах, методах и средствах обучения в дополнительном профессиональном образовании.

Содержание учебного курса ООС ДПО включает три модуля: 1. История дополнительного образования в России. 2. Механизм функционирования системы ДПО в современных условиях. 3. Система ДПО и организация досуговых мероприятий. Каждый из них при своей реализации опирается на региональный белгородский опыт.

Белгородский государственный аграрный университет имени В.Я. Горина тесно связан со всем агропромышленным комплексом Белгородчины, целенаправленно готовит специалистов для нашего региона, поэтому преподавание специальных дисциплин адаптировано с нашими белгородскими реалиями. В этом же направлении реализуется и дисциплина «Основы организации системы дополнительного профессионального образования».

В качестве регионального примера в курсе ООС ДПО рассматривается деятельность Института переподготовки и повышения квалификации кадров агробизнеса (ИППККА), являющегося структурным подразделением Белгородского ГАУ. Свою деятельность институт ведёт по следующим основным направлениям:

  • Профессиональная переподготовка руководителей и специалистов.
  • Повышение квалификации на краткосрочных курсах по разным категориям специальностей.
  • Проведение семинаров по актуальным вопросам развития АПК.
  • Информационно-консультационная деятельность по заявкам АПК.
  • Научно-исследовательская деятельность в рамках научных исследований университета и совместно с профессорско-преподавательским составом кафедр, лабораторий и других подразделений вуза.

В рамках преподавания учебного курса ООС ДПО стало доброй традицией проводить в Институте переподготовки и повышения квалификации кадров агробизнеса практический семинар для студентов. В работе семинара 2021 года приняли участие директор ИППККА, кандидат биологических наук А.В. Косов, заместитель директора по учебной работе профессор В.Г. Азаров, заведующий кафедрой профессионального обучения и социально-педагогических дисциплин Белгородского ГАУ, кандидат педагогических наук, доцент Н.Н. Никулина. Студенты познакомились с историей создания ИППККА как структурного подразделения университета, с его современной структурой. Третьекурсники ознакомились с материальной базой, условиями учёбы и проживания курсистов в институте. В конференц-зале института состоялся заинтересованный разговор о значении непрерывного образования в области АПК для развития современного общества и кадрового потенциала Белгородского региона. Руководители института обстоятельно рассказали о дистанционной работе с курсистами, о выездных семинарах, стажировке слушателей курсов, сотрудничестве с именитыми учёными и организациями АПК Белгородской области [8].

По инициативе заведующей кафедрой профессионального обучения и социально-педагогических дисциплин доцента Н.Н. Никулиной в 2021 г. несколько студентов, обучающихся на дневной форме обучения, прошли профессиональную практику в институте, работают в качестве помощников специалистов по методической работе и накапливают исследовательский материал для курсовой работы и выпускной дипломной работы.

Вторым направлением в изучении дополнительного профессионального образования региона является знакомство третьекурсников с дополнительными образовательными услугами в организациях СПО и вузов Белгородской области. Это знакомство в первую очередь связано с изучением деятельности организаций СПО города Белгорода - колледжей и техникумов, в которых проходят учебную, производственную и преддипломную практику студенты. Ими являются: ОГАПОУ «Белгородский индустриальный колледж», ОГАПОУ «Белгородский техникум общественного питания», ОГАПОУ «Белгородский техникум промышленности и сферы услуг», ОГАПОУ «Яковлевский педагогический колледж», АГАПОУ «Белгородский машиностроительный техникум».

Студенты как будущие преподаватели знакомятся также с деятельностью институтов повышения квалификации в других университетах Белгорода, с тематикой программ ПК и переподготовки. Кроме того, предметом анализа является деятельность Белгородского института развития образования как ведущего регионального учреждения, на базе которого идёт совершенствование профессиональной подготовки педагогов различных специальностей Белгородчины.

Третьим направлением изучения учебной дисциплины является знакомство студентов с предпрофессиональным образованием в Белгородской области. В программу учебного курса включены такие региональные учреждения, как детско-юношеские спортивные школы, школы олимпийского резерва, а также организации дополнительного образования в области искусств – художественные, музыкальные, хоровые школы и школы искусств. Каждый обучающийся готовит для однокурсников сообщение об организации дополнительного образования детей по материалам сайта учреждения.

Социальными партнёрами в подготовке студентов по этому блоку учебного курса стали Белгородский детский эколого-биологический центр, Борисовский дом ремёсел, Белгородская детская художественная школа, преподаватели ИЗО и ДПИ Педагогического института НИУ «БелГУ».

Ежегодно на кафедре профессионального обучения и социально-педагогических дисциплин Белгородского ГАУ проводятся мастер-классы с педагогами дополнительного образования детей на тему «Предпрофессиональное образование в области декоративно-прикладного искусства. Методика проведения занятий с обучающимися». Для проведения мастер-классов в 2021 году были приглашены доцент, кандидат педагогических наук, преподаватель кафедры теории, педагогики и методики начального образования и изобразительного искусства Педагогического института НИУ «БелГУ» Е.В. Иващенко и Е.А. Иванов – член Союза ремесленников, народный мастер Белогорья, преподаватель МБУ ДО «Детская художественная школа города Белгорода». Под руководством педагогов-мастеров студенты изготовили глиняную звуковую игрушку «Петушок» Борисовского района Белгородской области и русскую народную обереговую куклу из ткани «Веснянка», узнали виды народных изделий и технологии работы с глиной и тканью. К мастер-классам всегда готовится обширная выставка изделий белгородских специалистов, работающих в разных техниках. Кафедра профессионального обучения и социально-педагогических дисциплин, проводя такие встречи для повышения качества подготовки специалистов, также способствует воспитанию у студентов уважительного отношения к русской народной культуре, приобщает молодёжь к русским народным традициям и обычаям [8].

Следующим направлением в изучении курса является использование личного опыта обучающихся в проведении учебных занятий. Для студентов заочной формы обучения – это личный опыт по повышению квалификации и переподготовке, для студентов дневной формы обучения – опыт получения рабочих профессий в вузе, дополнительные занятия в секциях, студиях, научных кружках, дистанционное получение неформального образования по интересам студентов. Эти данные становятся материалом для аналитического сочинения на тему «Я и дополнительное образование». Подготовленные студентами сочинения активно и заинтересованно обсуждаются в аудитории. Кроме вузовской ступени обучения, в сочинение студенты включают личную аналитическую информацию о своем внешкольном образовании на разных ступенях школьного обучения. Эти материалы помогают оценить важность дополнительного образования детей и взрослых в общекультурном развитии, в выборе профессии, в профессиональном становлении личности. Подготовленные студентами сочинения помогают оценить вклад семьи, родителей в их учебно-профессиональное становление.

Обобщённый опыт изучения учебного курса «Основы организации системы дополнительного профессионального образования» с использованием региональных материалов отражен автором в учебно-методическом комплексе по дисциплине. Этот комплекс составили учебные пособия, методические рекомендации и рабочая тетрадь по дисциплине для самостоятельной работы студентов в условиях удалённого обучения, представленные в списке литературы [1, с. 5-7].

Апробированный в течение нескольких учебных лет УМК по «Основам организации системы дополнительного профессионального образования» позволяет усилить качество психолого-педагогической подготовки будущих преподавателей СПО для Белгородской области. Представленный в публикации материал является одним из направлений реализации на Белгородчине интегрированного курса «Белгородоведение», который рекомендуется применять на каждой ступени образования как средство для усиления социокультурного развития и воспитания подрастающего поколения.

Список литературы

  1. Иващенко Е.В., Стручаева Т.М. Внеурочная деятельность и дополнительное образование в современной школе (региональный аспект): Учебно-методическое пособие. – Белгород: Издательство ООО «ИПЦ «ПОЛИТЕРРА», 2021. – 162 с.
  2. Ильинская И.П., Любимова Н.И. Формирование педагогической культуры учителя начальных классов в процессе профессиональной деятельности //Начальная школа. 2019.№ 6. С. 60-64.
  3. Курганский С.И., Шварев Е.В., Чурсина В.Н. Досуговые интересы и потребности населения: опыт прикладного социологического исследования. Белгород, 2004.
  4. Любимова Н.И. Педагогическое взаимодействие как инструмент социализации обучающихся. В сборнике: Проблемы социализации и индивидуализации личности в образовательном пространстве. Сборник материалов Международной научно-практической конференции. 2018. С. 168-171.
  5. Стручаева Т.М. Основы организации системы дополнительного образования. Учебное пособие для студентов по направлению подготовки 44.03.04 «Профессиональное обучение (по отраслям)». – п. Майский: Изд-во Белгородского ГАУ имени В.Я. Горина, 2018. - 185 с.
  6. Стручаева Т.М. Основы организации системы дополнительного образования. Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов по направлению подготовки 44.03.04 «Профессиональное обучение (по отраслям)». – п. Майский: Изд-во Белгородского ГАУ имени В.Я. Горина, 2019. - 63 с.
  7. Стручаева Т.М. Основы организации системы дополнительного образования. Рабочая тетрадь для самостоятельной работы студентов по направлению подготовки 44.03.04 «Профессиональное обучение (по отраслям)». – п. Майский, Белгородский ГАУ имени В.Я. Горина, 2021. (электронный вариант).
  8. Стручаева Т.М. Изучение студентами аграрного вуза белгородской региональной системы дополнительного образования / Наука, образование, инновации: актуальные вызовы XXI века. Сборник научных трудов по материалам научно-практической конференции 12 августа 2021 г. – Белгород: ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2021. – С. 133-137.
  9. Турьянский А.В., Бреславец П.И., Манохина Л.А., Шварев Е.В. Яхтанигова Ж.М. Практико-ориентированное обучение для подготовки кадров в Белгородской области // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. 2017. № S3. С.14.
  10. Шварев Е.В. Управление процессом формирования образовательного комплекса культуры в регионе. Диссертация на соискание ученой степени кандидата социологических наук / Белгород, 2004.
  11. Шевченко С.Н. Формирование патриотического сознания студентов аграрного вуза в условиях современного общества // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 254-258.
  12. Шевченко С.Н. Менталитет русского этноса: попытка интерпретации в категориях ядерно-сферической модели //Омский научный вестник. 2007. № 4 (58). С. 94-98.

Поделиться

1910

Стручаева Т. М. Изучение студентами системы дополнительного образования на региональной основе // Общество, человек, культура: современный контекст гуманитарных исследований : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 30 сентября 2021г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2021. С. 111-115. URL: https://apni.ru/article/2985-izuchenie-studentami-sistemi-dopolnitelnogo

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января