Главная
АИ #39 (66)
Статьи журнала АИ #39 (66)
Этапы проектирования педагогической технологии развития профессиональной мотивац...

Этапы проектирования педагогической технологии развития профессиональной мотивации студентов педагогического вуза

Авторы:

Андриенко Юлия Евгеньевна

Рубрика

Образование, педагогика

Ключевые слова

педагогическая технология
этапы проектирования
компоненты педагогической технологии
формализация
конструирование
теоретический эксперимент

Аннотация статьи

В статье рассматриваются основные этапы проектирования к процессуально-описательного, процессуально-действенного, оценочно-рефлексивного компонентов педагогической технологии развития профессиональной мотивации студентов педагогического вуза: формализация, конструирование, теоретический эксперимент.

Текст статьи

Педагогическая технология развития профессиональной мотивации студентов педагогического вуза должна быть спроектирована с учетом современных требований к образовательному процессу в вузе, уровню подготовленности будущего педагога к работе в школе и его направленности на педагогическую деятельность. Данную технологию возможно представить как учебно-развивающую программу, нацеленную на организацию взаимодействия студента с преподавателями и школьными тьюторами для насыщения учебной деятельности профессионально-ориентированным личностно значимым содержанием.

В конкретных образовательных условиях вуза процесс построения и реализации педагогической технологии может значительно отличаться, что предполагает использование вариативных технологий и способов их внедрения в учебный процесс: «цели и условия оказывают существенное влияние на выбор технологии обучения» [4, с. 17]. Именно поэтому возникает потребность в применении соответствующих технологических процедур, оказывающих своевременное и эффективное влияние на построение педагогических условий развития профессиональной мотивации у студентов – будущих педагогов, создание соответствующей учебной среды, программирующей уровень трудности и характер предъявляемых мотивирующих воздействий и пр.

В работе М.М. Левиной раскрыто влияние способов управления образовательным процессом и профессионально-личностным развитием студентов [3, с. 118]. Так, если цель – оценка и контроль, то предлагаемые методы и приемы будут направлены на получение сведений об информационной и операционной готовности учащихся. Если цель – развитие навыковой стороны при решении обучаемыми учебных задач, то необходимо выстраивать такую эвристическую систему обучения, при которой студент будет погружаться в профессионально ориентированное пространство; и пр.

Иными словами, целеобразование как формирование образа результата порождает мотив. То есть цель как побудительная сила для активизации учебно-практической деятельности, мотивирующей студентов на будущую педагогическую деятельность, способна перерасти в интерес при условии ее осознания и преобразования в личностный смысл. Опираясь на труды Л. И. Божович, А. Н. Леонтьева, В. С. Мерлина, А.К.Марковой, Г. И. Щукиной и других исследователями, можем сказать, что интерес, формирующийся в учебно-практической деятельности и являющийся внутренним стимулом учения, позволяет становиться будущим педагогам активными и творческими субъектами осваиваемой профессиональной деятельности. Поэтому разрабатываемая вузовскими преподавателями и педагогами-тьюторами педагогическая технология развития мотивации студентов к будущей педагогической деятельности должна быть направлена, в первую очередь, на развитие интереса студентов к педагогической деятельности.

Совместная организованная работа преподавателей и школьных тьюторов по проектированию педагогической технологии развития мотивации студентов к педагогической деятельности должна реализовываться поэтапно.

Первый этап. Формализация процесса развития мотивации студентов к будущей педагогической деятельности на данном этапе абстрагирования происходит мысленное отвлечение от свойств исследуемого объекта для выделения его существенных признаков, что и позволяет переходить от эмпирического объекта к теоретическому конструкту. Представление образовательного процесса в виде однородного множества знаков (символов) и установление фундаментальных правил их комбинирования состоит из двух последовательных этапов. На первом этапе формализации реальность представляется как таковая в виде однородного множества знаков. Затем статический подход к реальности должен быть заменен на динамический, когда исследователь, используя формальные единицы в абстрактной форме определяет характер ее развития, способ самоорганизации [1, с.146].

Второй этап проектирования – выбор и конструктивное введение идеального объекта [2, с. 30-31]. Этот объект в особой форме воплощает особенности сущности, специфику исследуемой области явлений [5, с.19].

В методологии теоретического исследования обсуждается вопрос о способах формирования идеального объекта. Выделяют 2 основных. Первый – метод авторского создания теоретического объекта состоит в том, что модель создается самим исследователем для описания изучаемого им явления или феномена. Идеализированный объект рассматривается как система предположений (гипотез), служащих объяснению ряда фактов [1, с. 152]. Второй подход к порождению идеализированных объектов может быть охарактеризован как метод переноса. Его суть состоит в том, что ученый вводит в контекст психолого-педагогического исследования теоретического объекта, эффективно работающего в смежных дисциплинах или в других науках. Обязательным условием является адаптация идеального объекта к особенностям изучаемой психолого-педагогической реальности.

Третий этап – проведение теоретического исследования посредством серии мысленных экспериментов с идеальным объектом. Идеальный объект представляет собой идею, выраженную в системе знаков искусственного научного языка и лежащую в основании научной теории. Чтобы развернуть идею, как теоретическую систему, необходимо произвести с идеальным объектом определенные действия, т.е. осуществить последовательную серию мысленных экспериментов. Мысленный эксперимент определяется в методологической литературе как один из важнейших методов теоретического исследования [5, с. 335]. Серия мысленных экспериментов предполагает актуализацию возможного знания, содержащегося в идеальном объекте [там же, с. 341-342].

Таким образом, чтобы получить теоретическое знание о педагогической технологии развития развития мотивации студентов к будущей педагогической деятельности, необходимо мысленно включить теоретический объект в последовательность трансформаций, тщательно отследить процессы изменения, а затем привести полученные знания к некой системности, согласующейся с данными образовательной практики, научными фактами в области современной педагогики и практики образования.

В общем виде проектирование вузовскими преподавателями и школьными тьюторами педагогической технологии развития мотивации студентов к будущей педагогической деятельности позволит изучить:

  • процессуально-описательный компонент технологии, что предполагает описание (алгоритм) процесса развития мотивации студентов к будущей педагогической деятельности, совокупность целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов обучения, выделение существенных направлений развивающей работы;
  • процессуально-действенный компонент технологии, который включает в себя осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всей совокупности личностных, инструментальных и методологических педагогических средств;
  • оценочно-рефлексивный компонент технологии, который позволяет определить параметры эффективности развития мотивации студентов к будущей педагогической деятельности, разработать критериально-оценочную базу, произвести рефлексию и корреткировку вариативной компоненты педагогической технологии.

Список литературы

  1. Данилюк А.Я. Теория интеграции образования. – Ростов н/Д: Изд-во Рост. Пед. ун-та. 2000.
  2. Кузнецов И.В. Избр. труды по методологии физики. – М., 1975.
  3. Левина М. М. Технологии профессионального педагогического образования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.
  4. Матвеева Э.Ф. Формирование опыта собственной деятельности будущего учителя // Наука и школа. – 2006. – №1.
  5. Швырев В.С. Об отношении теоретического и эмпирического в научном познании // Методология и методы социальной психологии. – М., 1977.

Поделиться

1173

Андриенко Ю. Е. Этапы проектирования педагогической технологии развития профессиональной мотивации студентов педагогического вуза // Актуальные исследования. 2021. №39 (66). С. 58-60. URL: https://apni.ru/article/2987-etapi-proektirovaniya-pedagogicheskoj-tekhnol

Другие статьи из раздела «Образование, педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#17 (199)

Прием материалов

20 апреля - 26 апреля

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

30 апреля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 мая