Главная
АИ #39 (66)
Статьи журнала АИ #39 (66)
Этапы проектирования педагогической технологии развития профессиональной мотивац...

Этапы проектирования педагогической технологии развития профессиональной мотивации студентов педагогического вуза

Рубрика

Образование, педагогика

Ключевые слова

педагогическая технология
этапы проектирования
компоненты педагогической технологии
формализация
конструирование
теоретический эксперимент

Аннотация статьи

В статье рассматриваются основные этапы проектирования к процессуально-описательного, процессуально-действенного, оценочно-рефлексивного компонентов педагогической технологии развития профессиональной мотивации студентов педагогического вуза: формализация, конструирование, теоретический эксперимент.

Текст статьи

Педагогическая технология развития профессиональной мотивации студентов педагогического вуза должна быть спроектирована с учетом современных требований к образовательному процессу в вузе, уровню подготовленности будущего педагога к работе в школе и его направленности на педагогическую деятельность. Данную технологию возможно представить как учебно-развивающую программу, нацеленную на организацию взаимодействия студента с преподавателями и школьными тьюторами для насыщения учебной деятельности профессионально-ориентированным личностно значимым содержанием.

В конкретных образовательных условиях вуза процесс построения и реализации педагогической технологии может значительно отличаться, что предполагает использование вариативных технологий и способов их внедрения в учебный процесс: «цели и условия оказывают существенное влияние на выбор технологии обучения» [4, с. 17]. Именно поэтому возникает потребность в применении соответствующих технологических процедур, оказывающих своевременное и эффективное влияние на построение педагогических условий развития профессиональной мотивации у студентов – будущих педагогов, создание соответствующей учебной среды, программирующей уровень трудности и характер предъявляемых мотивирующих воздействий и пр.

В работе М.М. Левиной раскрыто влияние способов управления образовательным процессом и профессионально-личностным развитием студентов [3, с. 118]. Так, если цель – оценка и контроль, то предлагаемые методы и приемы будут направлены на получение сведений об информационной и операционной готовности учащихся. Если цель – развитие навыковой стороны при решении обучаемыми учебных задач, то необходимо выстраивать такую эвристическую систему обучения, при которой студент будет погружаться в профессионально ориентированное пространство; и пр.

Иными словами, целеобразование как формирование образа результата порождает мотив. То есть цель как побудительная сила для активизации учебно-практической деятельности, мотивирующей студентов на будущую педагогическую деятельность, способна перерасти в интерес при условии ее осознания и преобразования в личностный смысл. Опираясь на труды Л. И. Божович, А. Н. Леонтьева, В. С. Мерлина, А.К.Марковой, Г. И. Щукиной и других исследователями, можем сказать, что интерес, формирующийся в учебно-практической деятельности и являющийся внутренним стимулом учения, позволяет становиться будущим педагогам активными и творческими субъектами осваиваемой профессиональной деятельности. Поэтому разрабатываемая вузовскими преподавателями и педагогами-тьюторами педагогическая технология развития мотивации студентов к будущей педагогической деятельности должна быть направлена, в первую очередь, на развитие интереса студентов к педагогической деятельности.

Совместная организованная работа преподавателей и школьных тьюторов по проектированию педагогической технологии развития мотивации студентов к педагогической деятельности должна реализовываться поэтапно.

Первый этап. Формализация процесса развития мотивации студентов к будущей педагогической деятельности на данном этапе абстрагирования происходит мысленное отвлечение от свойств исследуемого объекта для выделения его существенных признаков, что и позволяет переходить от эмпирического объекта к теоретическому конструкту. Представление образовательного процесса в виде однородного множества знаков (символов) и установление фундаментальных правил их комбинирования состоит из двух последовательных этапов. На первом этапе формализации реальность представляется как таковая в виде однородного множества знаков. Затем статический подход к реальности должен быть заменен на динамический, когда исследователь, используя формальные единицы в абстрактной форме определяет характер ее развития, способ самоорганизации [1, с.146].

Второй этап проектирования – выбор и конструктивное введение идеального объекта [2, с. 30-31]. Этот объект в особой форме воплощает особенности сущности, специфику исследуемой области явлений [5, с.19].

В методологии теоретического исследования обсуждается вопрос о способах формирования идеального объекта. Выделяют 2 основных. Первый – метод авторского создания теоретического объекта состоит в том, что модель создается самим исследователем для описания изучаемого им явления или феномена. Идеализированный объект рассматривается как система предположений (гипотез), служащих объяснению ряда фактов [1, с. 152]. Второй подход к порождению идеализированных объектов может быть охарактеризован как метод переноса. Его суть состоит в том, что ученый вводит в контекст психолого-педагогического исследования теоретического объекта, эффективно работающего в смежных дисциплинах или в других науках. Обязательным условием является адаптация идеального объекта к особенностям изучаемой психолого-педагогической реальности.

Третий этап – проведение теоретического исследования посредством серии мысленных экспериментов с идеальным объектом. Идеальный объект представляет собой идею, выраженную в системе знаков искусственного научного языка и лежащую в основании научной теории. Чтобы развернуть идею, как теоретическую систему, необходимо произвести с идеальным объектом определенные действия, т.е. осуществить последовательную серию мысленных экспериментов. Мысленный эксперимент определяется в методологической литературе как один из важнейших методов теоретического исследования [5, с. 335]. Серия мысленных экспериментов предполагает актуализацию возможного знания, содержащегося в идеальном объекте [там же, с. 341-342].

Таким образом, чтобы получить теоретическое знание о педагогической технологии развития развития мотивации студентов к будущей педагогической деятельности, необходимо мысленно включить теоретический объект в последовательность трансформаций, тщательно отследить процессы изменения, а затем привести полученные знания к некой системности, согласующейся с данными образовательной практики, научными фактами в области современной педагогики и практики образования.

В общем виде проектирование вузовскими преподавателями и школьными тьюторами педагогической технологии развития мотивации студентов к будущей педагогической деятельности позволит изучить:

  • процессуально-описательный компонент технологии, что предполагает описание (алгоритм) процесса развития мотивации студентов к будущей педагогической деятельности, совокупность целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов обучения, выделение существенных направлений развивающей работы;
  • процессуально-действенный компонент технологии, который включает в себя осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всей совокупности личностных, инструментальных и методологических педагогических средств;
  • оценочно-рефлексивный компонент технологии, который позволяет определить параметры эффективности развития мотивации студентов к будущей педагогической деятельности, разработать критериально-оценочную базу, произвести рефлексию и корреткировку вариативной компоненты педагогической технологии.

Список литературы

  1. Данилюк А.Я. Теория интеграции образования. – Ростов н/Д: Изд-во Рост. Пед. ун-та. 2000.
  2. Кузнецов И.В. Избр. труды по методологии физики. – М., 1975.
  3. Левина М. М. Технологии профессионального педагогического образования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.
  4. Матвеева Э.Ф. Формирование опыта собственной деятельности будущего учителя // Наука и школа. – 2006. – №1.
  5. Швырев В.С. Об отношении теоретического и эмпирического в научном познании // Методология и методы социальной психологии. – М., 1977.

Поделиться

2245

Андриенко Ю. Е. Этапы проектирования педагогической технологии развития профессиональной мотивации студентов педагогического вуза // Актуальные исследования. 2021. №39 (66). С. 58-60. URL: https://apni.ru/article/2987-etapi-proektirovaniya-pedagogicheskoj-tekhnol

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января