Главная
АИ #39 (66)
Статьи журнала АИ #39 (66)
Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках истории и о...

Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках истории и обществознания в основной школе

Автор(-ы):

Хан Екатерина Владимировна

Секция

Образование, педагогика

Ключевые слова

познавательные универсальные учебные действия
критическое мышление
проблемное обучение
компетенции осознанного и произвольного построения речевого высказывания
девиантное поведение

Аннотация статьи

В статье дается обобщение опыта по формированию познавательных УУД на уроках истории и обществознания. Универсальные учебные действия создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, то есть умения учиться. Задача учителя заключается в том, чтобы вся деятельность была направлена на формирование у учащихся стереотипа мышления сквозь призму современной истории.

Текст статьи

Приоритетным направлением, обозначенным в новом образовательном стандарте, является целостное развитие личности в системе образования, которое обеспечивается через формирование универсальных учебных действий (УУД).

История и обществознание – такие предметы, которые участвуют в процессе формирования навыков критического мышления.

Целью работы было создание условий для формирования познавательных универсальных учебных действий у обучающихся на уроках истории и обществознания.

Для проведения диагностики и определения уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий применялись следующие методы исследования:

  • наблюдение;
  • беседа;
  • письменный опрос;
  • тестовый контроль;
  • итоговые контрольные работы;
  • методика А. З. Зака [1, с. 93];
  • методика Чарльза Осгуда «Модель процесса восприятия речи [2, с. 177].

На современном этапе модернизации образования подходы к формированию универсальных учебных действий учащихся активно рассматриваются А.Г. Асмоловым [3], Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, Т.А. Глазковой, И.А. Гришановой, О.А. Карабановой, Л.Г. Петерсон, А.А. Пинским.

Таким образом, за определением «универсальные учебные действия» мы приняли – умение учиться, т.е. способность к самосовершенствованию, саморазвитию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Познавательные универсальные учебные действия включают: знаково-символические действия, общеучебные, логические, а также постановку и непосредственно решение проблемы.

Как проходило формирование познавательных УУД у обучающихся с девиантным поведением?

В исследовании принимали участие 11 обучающихся 8-х классов ФГБПОУ Рефтинское СУВУ.

Диагностика состояла из 4-х заданий. Первое задание проверяет сформированность у детей компетенции осознанного и произвольного построения речевого высказывания в устной и письменной форме.

Перед тем, как начать работу на уроке, обучающимся один раз зачитывается определение, которое соответствует изучаемой теме. Каждый обучающийся, самостоятельно, по памяти должен кратко записать в тетрадь данное определение.

Например. Учитель: «Ребята! Слушаем меня внимательно, потому что сейчас я прочитаю вам определение только один раз, ваша задача – по памяти записать его в тетрадь».

Экономика – это наука, изучающая эффективное поведение людей в процессе производства, распределения и потребления благ и услуг.

После того, как обучающиеся выполнили задание, педагог предлагает некоторым обучающимся прочесть то, что они успели записать к себе в тетрадь.

Если у отвечающих были какие-либо недочеты, учитель корректирует их ответы. Важно, чтобы в определении не было лишних слов.

Низкий уровень (1) – результат выполнения задания, при которых запись отсутствовала.

Средний уровень (2) – в записи отсутствуют наиболее важные детали;

Высокий уровень (3) – в записи учтены все важные детали.

Диагностика выявила что что 55% обучающихся смогли сформулировать определение в записи, однако отсутствовали важные детали, у 18% обучающихся отсутствовали в записи все главные детали, и соответственно 27% обучающихся смогли сформулировать определение, где присутствовали важные детали.

Второе задание было направлено на самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели обучающимися.

Рассмотрим пример на данный вид задания: Раздел учебника: «Эпоха реформ Петра I»; тема: «Преобразования Петра I». По данной теме ученикам предлагаются следующие варианты целей:

  1. познакомиться с причинами и последствиями реформ;
  2. дать представление о том, что такое Табель о рангах;
  3. объяснить какие проблемы стояли перед Россией в начале XVIII века;
  4. раскрыть причины реформ, познакомиться с мерами, предпринятыми Петром I, объяснить последствия реформ.

Правильной целью для темы «Преобразования Петра I» является пятый вариант: «раскрыть причины реформ, познакомиться с мерами, предпринятыми Петром I, объяснить последствия реформ».

Остальные варианты более-менее применимы, кроме «дать представление о том, что такое Табель о рангах».

Этот вариант показывает низкий уровень сформированности УУД. После практической работы, учитель, ещё раз акцентирует внимание обучающихся на цели урока. Поправляет учеников, если они дали не правильный ответ.

Такие задания проверяют критерий самостоятельного выделения и формулирования познавательной цели.

Были получены следующие результаты, 27% обучающихся правильно смогли сформулировать цель урока, 64% обучающихся неверно выбрали цель, и соответственно 9% обучающихся не смогли сформулировать цель урока.

Третье задание проверяло умение поставить и сформулировать проблему, самостоятельно создать алгоритм деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Перед началом практической работы и после нее, обучающимся нужно было проговорить алгоритм и технологию выполнения работы. Допускается вариант, что школьники могут дать неверный ответ, что не исправляется и не учитывается учителем.

Здесь важно, чтобы учащийся в конце своей деятельности смог исправить и найти ошибку в ответе, которую он допустил изначально (диагностика особенностей развития поискового планирования (методика А.З.Зака).

Данное задание проверяет постановку и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Пример: Учитель: «Ребята! На сегодняшнем уроке мы попробуем решать «исторические задачи».

Но перед этим, запишите в тетради алгоритм выполнения работы. На соседней странице записывайте шаги, выполняемые по ходу работы. Старайтесь выполнять работу самым менее затратным способом.

Для этого вам необходимо ознакомиться со всеми задачами, выбрать варианты ответов в тех заданиях, ответы на которые вы знаете, или догадались в ходе чтения. Потом приступайте к более сложным задачам, размышляя над их решением.

В конце урока мы выберем самый рациональный вариант решения задач, и сверим ответы».

Вопрос 1. Вы знаете, что Санкт-Петербург в разное время носил разные имена. В честь кого он был назван первоначально? Когда и как менялось название города?

а) Санкт-Петербург был назван в честь царя Петра I. С 1703 по 1914 годы город носил это название. С 1914 по 1924 годы был переименован в Петроград, так как Германия была противником России в Первой мировой войне, а слово «бург» (крепость) немецкого происхождения. После смерти В. И. Ленина город стал называться Ленинградом. Сейчас ему вернули первоначальное название;

б) Санкт-Петербург был назван в честь апостола Петра. С 1703 по 1914 годы город носил это название. С 1914 по 1924 годы был переименован в Петроград, так как Германия была противником России в Первой мировой войне, а слово «бург» (крепость) немецкого происхождения. После смерти В. И. Ленина город стал называться Ленинградом. Сейчас ему вернули первоначальное название.

Вопрос 2. В 1702 году русскими войсками была взята крепость Нотебург (позже переименованной в Шлиссельбург). Какие названия этой крепости вам известны? Назовите факты из истории этого города.

а) Основан этот город новгородцами как крепость на Ореховом острове, отсюда и его русское название – Орешек. В 1611 году был захвачен шведами и назван Нотебург. Во время Северной войны взят русскими и переименован в Шлиссельбург (дословно «ключ-замок, ключ-крепость»).

б) Город основан новгородцами как крепость на Ореховом острове, отсюда и его русское название – Орешек. В 1611 году был захвачен шведами и назван Нотебург. Во время Северной войны взят русскими и переименован в Шлиссельбург (дословно «ключ-замок, ключ-крепость»). Современное название города – Петрокрепость с 1944 года. Название русское.

Вопрос 3. Найдите лишнее слово и объясните.

Бояре, дворяне, купцы, казаки, крестьяне.

а) Названы представители оформлявшихся в начале XVIII века сословий, лишним является термин «бояре», т. к. с 1714 года всех землевладельцев стали официально именовать дворянами.

б) Названы представители оформлявшихся в начале XVIII века сословий, лишним является термин «дворяне», т. к. с 1716 года всех землевладельцев стали официально именовать боярами.

Вопрос 4. Найдите лишнее слово и объясните.

Берг-коллегия, Юстиц-коллегия, Вотчинная коллегия, Судебная коллегия, Ревизион-коллегия.

а) Названы коллегии, созданные Петром I, они имели распорядительные и судебные функции, поэтому Юстиц-коллегии не существовало.

б) Названы коллегии, созданные Петром I, они имели распорядительные и судебные функции, поэтому Судебной коллегии не существовало.

Из полученных данных видно, что 36% обучающихся правильно смогли описать алгоритм и технологию выполнения работы, 45% обучающихся не верно описали алгоритм и технологию выполнения работы, а оставшиеся 18% - не смогли описать технологию и алгоритм выполнения работы.

В четвертом задании нужно было показать свои рефлексивные умения.

Пример: Перед обучающимися поставлена задача: определить две стороны экономики. Как вариант, можно предложить детям подсказки, которые будут включать в себя наводящие вопросы, в которых скрыт ответ. Также, можно предложить ученикам воспользоваться учебником и найти там решение данной задачи.

Неверным способом решения будет являться тот, который ученик станет искать в учебнике решение задачи, так как в открытом виде его там нет.

Верным ответом будет считаться тот, где учащийся без затруднений даст ответ на заданные вопросы и найдет ответ.

1) Как вы думаете, что является главной задачей экономики? (Правильный ответ: удовлетворение потребностей людей).

2) Экономика имеет две стороны. Какие? Одна сторона - это та, необходимая и полезная продукция, без которой ни отдельному человеку, ни всему обществу не прожить. Это положительная сторона экономики. Вторую сторону экономики сформулируйте самостоятельно.

3) – Как вы считаете, использует ли человек пластиковую бутылку и пакет для удовлетворения своих потребностей? Как? (Учитель показывает детям пластиковую бутылку и пакет).

– Когда человек использует представленные предметы, что он с ними делает? (Правильный ответ: выбросит);

– Куда выбросит? Все ли люди так поступают? Что произойдет с планетой, если все будут разбрасывать мусор?

– Кто догадался, какая же вторая неприятная сторона экономики? После выполнения работы ученики осуществляют рефлексию способов действия, рефлексию условий действия и рефлексию результатов деятельности, отвечая на вопросы:

1. «Каким способом ты выполнял задание?» (рефлексия способов действия):

  • «знал раньше»; «посмотрел справку»;
  • «посмотрел у товарища»;
  • «наугад»;
  • «Другое (_____________)».

2. «Оцени результат своей работы» (рефлексия результата действия):

  • «мог бы и лучше»;
  • «не справился»;
  • «справился хорошо».

3. «Чего тебе не хватило для лучшего результата?» (рефлексия условий действия):

По итогу 46% обучающихся имеют высокий уровень рефлексивных умений, 36% - средний уровень и 18% - низкий уровень.

После проведения диагностики и определения проблем, для обучающихся были созданы условия для формирования познавательных УУД.

Использовались технологии критического мышления, проблемного обучения, проектная, личностно-ориентированная и др.

Например, прием «Кубик Блума». На гранях кубика написаны начала вопросов: «Почему», «Объясни», «Назови», «Предложи», «Придумай», «Поделись».

Ученик или учитель бросают кубик. Дети самостоятельно формулируют вопрос к учебному материалу по той грани, на которую он выпадет.

Приём «Составь задание»

Ребятам на уроке предлагается научиться, не только выполнять, но и составлять тесты: альтернативные тесты, тесты на соответствие или на исключение лишнего, на восстановление последовательности и т.д.

Также ребята составляют ребусы, кроссворды, головоломки. Иногда стоит предложить конкурс на лучшее задание. Например, на лучший кроссворд.

Приём «Отсроченная отгадка»

В начале урока учащимся рассказывается загадка (удивительный факт), отгадка к которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом.

Использование технологии критического мышления для формирования познавательных УУД у обучающихся имеют следующие достоинства и недостатки.

К достоинствам относится то, что позволяет искать, получать и использовать информацию. Обучающиеся могут производить поиск необходимой информации, читать, слушать и соотносят ее с имеющимися знаниями и опытом. Могут фиксировать информацию разными способами, выполнять логические действия с учебным материалом анализировать, сравнивать обобщать, делать выводы.

К недостаткам я отнесла следующее:

  • медленный темп выполнения заданий обучающимися;
  • неумение некоторыми учениками пользоваться учебником и анализировать информацию.

Проанализировав результаты диагностики в начале и в конце работы над темой можно сформулировать вывод, что ни один из учеников не продемонстрировал низкий результат произвольного и осознанного построения речевого высказывания в устной и письменной форме, отмечается положительная динамика на всех уровнях.

Обучающиеся показали высокий результат самостоятельного выделения и формулирования познавательной цели, постановки и формулирования проблемы, самостоятельного создания алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Так же возрос уровень рефлексии способов и условий действий, контроль и оценка процесса деятельности.

Таким образом мы можем сделать вывод что формирование познавательных УУД у обучающихся с девиантным поведением, через технологии критического мышления можно считать успешным.

Список литературы

  1. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста. – 384с: ил.
  2. Глухов В.П. Основы психолингвистики: учеб. пособие для студентов педвузов. – М.: ACT: Астрель, 2005. – 351 с.
  3. Формирование универсальных учебных действий в Ф79 основной школе : от действия к мысли. Система заданий : пособие для учителя / [А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.] ; под ред. А. Г. Асмолова. – М. : Просвещение, 2010. – 159 с.

Поделиться

2042

Хан Е. В. Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках истории и обществознания в основной школе // Актуальные исследования. 2021. №39 (66). С. 65-69. URL: https://apni.ru/article/2988-formirovanie-poznavatelnikh-universalnikh-uch

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Образование, педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля