Особенности формирования коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

В статье говорится об особенностях коммуникативных навыков у дошкольников с задержкой психического развития. Коммуникативная деятельность, общение – процесс специфического контактирования лицом к лицу, которое может быть направлено не только на установление проблем совместной деятельности, но и на познание отношений между людьми и познание другого человека.

Аннотация статьи
задержка психического развития
навыки
коммуникативная деятельность
Ключевые слова

У детей с задержкой психического развития речевые формы чрезвычайно медленно формируются и фиксируются, в речевом творчестве нет самостоятельности; у них стойкое фонетическое недоразвитие, доминирование существительных в речи, недостаточное использование слов, обозначающих действия, наблюдается снижение речевой активности, бедность речевого общения.

Обладая достаточно большим словарным запасом для построения высказываний с целью установления общения с другими, дети с ЗПР практически лишены возможности словесного общения, поскольку изученные речевые инструменты не предназначены для удовлетворения потребности в общении. Таким образом, дополнительные условия создаются для установления межличностных отношений.

Выраженные отклонения в ходе онтогенетического развития, обусловленные характером нарушений, значительно препятствуют своевременному и полному развитию речевого общения. Необходимость общения с другими людьми, как правило, диктуется физиологическими потребностями.

В возрасте 5-7 лет дети с ЗПР более активно играют, чем ведут совместные действия со взрослым, что указывает на низкую потребность в общении с другими людьми. Слабое развитие социальных потребностей приводит к тому, что к концу дошкольного возраста дети с ЗПР с большим трудом овладевают средствами речевого общения даже в тех случаях, когда у них достаточный словарный запас и удовлетворительное понимание обращенной речи.

Обращает на себя внимание тот факт, что дети в возрасте от пяти до шести лет с ЗПР, зачисленные в группу специальных детских садов, обнаруживают неспособность использовать свою речь; они, молча, действуют с предметами и игрушками, редко обращаются к сверстникам и взрослым.

Многолетнее наблюдение за воспитанниками детского сада для детей с нарушениями интеллекта показало, что в ситуации неорганизованной игровой деятельности они в основном используют две формы общения. Для большинства детей дошкольного возраста с ЗПР характерна внеситуативно­познавательная форма общения, остальные дети прибегают к еще более элементарной ситуативно-деловой форме. Ни у одного из них не было внеситуативно-личностной формы общения, которая характерна для нормально развивающихся детей того же возраста. Часто дети с ЗПР стараются избегать словесного общения. В тех случаях, когда речевой контакт между ребенком и сверстником или взрослым происходит, он оказывается очень коротким и неполным. Это связано с несколькими причинами. Среди них можно выделить:

  • быстрая исчерпываемость побуждений к высказываниям, что приводит к прекращению беседы;
  • отсутствие у обучающегося сведений, необходимых для ответа, скудный словарный запас, препятствующий формированию высказывания;
  • непонимание собеседника – дошкольники не стараются вникнуть в то, что им говорят, поэтому их речевые реакции оказываются неадекватными и не способствуют продолжению общения.

В то же время общение нормативно развивающихся детей дошкольного возраста отличается стремлением сотрудничать со взрослыми, координировать усилия и действия. Когнитивные контакты этих детей разнообразны как по форме, так и по содержанию: запросы на чтение, сообщения об их впечатлениях, рассказы о том, что они видели, вопросы об определенных явлениях. Более того, дети не удовлетворены односложным, беглым ответом взрослых, они пытаются выяснить, узнать больше о причинах различных проявлений окружающего мира.

Коммуникация обучающихся дошкольного возраста с ЗПР, в сравнении с их нормативно развивающимися сверстниками, характеризуется более низким уровнем речевой активности. Исследования ученых выявили, что у детей с задержкой психического развития нарушена функциональная активность левого доминанта по речи - полушария мозга и межполушарных взаимодействий лобных и нижнетеменных структур. Структурно-функциональная организация левого полушария показывает легкую степень недоразвития – характеризуется, как состояние, для раннего развития онтогенеза ребенка.

По своему желанию, дошкольники с ЗПР мало обращаются к взрослым, используя средства речи. Возможно, что общение со взрослыми вне семьи для детей с ЗПР имеет второстепенное значение.

Обобщенность одной темы, функции, смыл высказываний, отличает обучающихся с ЗПР во всех ситуациях общения.

В конкретной ситуации общения со взрослыми у детей с ЗПР преобладает ситуативное общение.

Развитие коммуникативных навыков со сверстником проходит в дошкольном возрасте несколько этапов.

В 2-4 года сверстник выступает как партнер по эмоционально-практическому взаимодействию, основанное на подражании и эмоциональном заражении детей. Главная коммуникативная потребность – соучастие сверстника, которое выражается в параллельных действиях детей.

В 4-6 лет возникает потребность в ситуативно-деловом сотрудничестве со сверстником. Сотрудничество, в отличие от соучастия, предполагает распределение игровых ролей и функций, а значит, и учет действий и взаимодействий партнера. Содержанием общения становится совместная деятельность (главным образом – игровая). На этом же этапе возникает потребность в уважении и признании сверстника.

В 6-7 лет общение со сверстником приобретает черты внеситуативности: оно строится не только в связи с внешней ситуацией, но и вследствие избирательных отношений между детьми.

В отличие от нормативно развивающихся дошкольников, отстающие в развитии дети шестилетнего возраста безразлично относятся к оценкам сверстников в свой адрес, а также и к их эмоциональным состояниям. У детей с ЗПР отсутствует явное желание в коммуникации со сверстниками, нет стабильных групп для взаимодействия и общения. Для детей с ЗПР, сверстник, находящийся вне семьи, не имеет какой-либо значимости.

Можно сделать вывод, что уровень коммуникативных навыков у детей с ЗПР находится на более низком уровне развития, чем у их нормально развивающихся сверстников.

Текст статьи
  1. Гаспарова, Е. М. Режиссерские игры дошкольника [Текст] / Е. М. Гаспарова; под ред. С. Л. Новоселовой. - М. : Просвещение, 1989. - 145 с.
  2. Гогоберидзе, А. Г. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: учебник для вузов. Стандарт третьего поколения [Текст] / под ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. - СПб. : Питер, 2013. - 464 с.
  3. Лисина, М. И. Общение, личность и психика ребенка [Текст] / М. И. Лисина. Воронеж : МОДЭК, 1997. - 384с.
  4. Приходько, В. А. Воспитание коммуникативной культуры детей старшего дошкольного возраста: консультация [Текст] / В. А. Приходько. - М. : Просвещение. - 2012. - 321 с.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 01 октября по 07 октября
Осталось 6 дней до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
11 октября
Загрузка в eLibrary
11 октября
Рассылка печатных экземпляров
21 октября