научный журнал «Актуальные исследования» #43 (70), ноябрь '21

Об организации системы управления в вузе

Организация менеджмента в высшей школе обсуждается с 2000 годов, что связано с вызовами, на которые отвечает вузовская система: переход на многоуровневое образование, изменение стандартов, экономические и социальные изменения общества. И если на начальном этапе ученые и практики размышляли о совершенствовании системы, инновационных проектах; на следующем рассматривались подходы для решения и систематизация процессов и систем, то сейчас актуальным становятся личность преподавателя, которая непосредственно участвует в процессе и решает поставленные перед вузом задачи.

Аннотация статьи
деятельность преподавателя
система организации работы в вузе
менеджмент в высшей школе
Ключевые слова

Организация системы управления в вузах Российской Федерации широко обсуждалась научной общественностью в первой декаде 21 века, чтобы было связано с переосмыслением задач, которые ставились перед высшей школой, новой экономическими вызовами, изменениями самой системы образования, вхождением в Болонский процесс и т.д. Например, такие работы, которые были опубликованы в начале 2000-х как «Совершенствование системы управления крупным вузом в современных условиях» [1, с. 202-208], «Совершенствование управления деятельностью вуза на основе системы рейтинговой оценки» [2, с. 43-45], «Инновационный проект развития образования национального фонда подготовки кадров программа «Совершенствование управления в вузах» [3, с. 87-88], «Основные направления совершенствования управления вузом при переходе на инновационную модель развития» [4].

В следующей декаде века среди работ, опирающихся на новые подходы – например, «Совершенствование системы управления вузом на основе процессного подхода и автоматизации управления бизнес-процессами» [5], «Совершенствование структуры управления образовательным потенциалом современного вуза» [6].

Особое внимание привлекает коллектив авторов под руководством доктора экономических наук, профессора Семена Давыдовича Резника, которые предложили решения на волнующие вопросы системно и многоуровнево: в 2004 г. вышло учебное пособие «Управление кафедрой», в 2013 г. «Управление факультетом», «Управление высшим учебным заведением». Указанные учебники были много раз переизданы, последние издания вышли 2019 и 2020 гг., они положили начало серии «Менеджмент в высшей школе», в которую сейчас уже входят 18 изданий, посвященных очень разным аспектам вузовской жизни.

В учебнике «Управление факультетом» приводится обобщенная структура управления государственным вузом в РФ [7, с. 25].

 

Рис. 1. Структура управления вузом

Данная модель отражает общую организацию работы вуза, где прослеживается линейный подход, но «в современных условиях линейная схема управления часто не срабатывает, поэтому возникает необходимость радикальной перестройки организационной структуры вуза и входящих в него подразделений» [7, с. 24].

Рис. 2. Модель системы управления факультетом вуза [9, с. 275]

Нелинейные отношения между структурными единицами сложной системы могут быть рассмотрены разные, но они должны решать ряд сложных задач: отвечать на внешние вызовы, удовлетворять внутренние потребности, оперативно взаимодействовать и эффективно решать поставленные задачи.

Среди возможных вариантов может быть рассмотрен процессный подход.

Рис. 3. Процессная модель [10, с. 70]

Вступая в третью декаду 21 века и понимая сложность процессов, которые сопровождают вузы, считаем возможным акцентировать внимание на единице профессорско-преподавательского состава – преподавателе. Именно преподаватель «вертится» на конце большого «маховика», который запускается ректором, всеми службами и структурами, именно он ведет занятия, организует воспитательную работу, ведет кружок научно-исследовательской работы студентов, пишет статьи, создает учебные пособия, занимается профориентационной работой.

Для преподавателя вся работа сосредотачивается на основной функционально единице – кафедре.

Кафедра – это «объединение профессорско-преподавательского состава и научных работников в одной или нескольких тесно связанных между собой отраслей знаний. Кафедра является структурной единицей факультета, осуществляет учебную, методическую и научно-исследовательскую деятельность» [10, с. 22-23]. Для преподавателя организация вуза чаще видится следующим образом.

Рис. 4. Организация управления вуза (упрощенная)

Исходя из задач и объема учебной нагрузки у каждого преподавателя есть свой набор учебных и иных поручений: учебная работа, методическая и научная работа, организация и проведение мероприятий воспитательного характера, проведение профориентационных мероприятий, а также различных дополнительных курсов.

К указанному списку мы также добавляем сопровождение образовательного процесса с применением дистанционных технологий, помимо ведения и заполнения личного кабинета.

Рис. 5. Поручения преподавателя на кафедре

Для выполнения поставленных перед преподавателем задач, считаем возможным создание проектных групп для формулирования задачи, планирования работы для достижения максимального результата.

Текст статьи
  1. Семкин Б. В. Совершенствование системы управления крупным вузом в современных условиях / Б. В. Семкин // Наука и практика организации производства и управления (Организация 2001). Материалы Международной научно-практической конференции. – Барнаул: Алтайский государственный технический университет им. И. И. Ползунова. 2001. – С. 202-208.
  2. Халявина А. В., Поликарпов Э. Д. Совершенствование управления деятельностью вуза на основе системы рейтинговой оценки / А. В. Халявина, Э. Д. Поликарпов // Вестник Воронежского государственного технического университета, 2001.– № 6–1. –  С. 43-45.
  3. Жураковский В. М., Аржанова И. В., Уледов В. А. Инновационный проект развития образования национального фонда подготовки кадров программа «Совершенствование управления в вузах / В. М. Жураковский и др. – Университетское управление: практика и анализ, 2002, – № 2. – С. 87-88.
  4. Мальцева Е. Г. Основные направления совершенствования управления вузом при переходе на инновационную модель развития: автореф. дисс. … канд-та экон. наук / Е. Г. Мальцева – Москва: Рос. гос. торгово-экономич. ун-т , 2003. – 21 с.
  5. Вагнер Ю. Б. Совершенствование системы управления вузом на основе процессного подхода и автоматизации управления бизнес-процессами: дисс. … канд-та экон. наук / Ю. Б Вагнер – Москва: Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова (МГУ), 2011. – 172 с
  6. Горбачева В. В. Совершенствование структуры управления образовательным потенциалом современного вуза / В. В Горбачева // Социология образования, 2011. – № 9. – С. 45-54.
  7. Управление факультетом : учебник / под общ. ред. д-ра экон. наук, проф. С. Д. Резника. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва: ИНФРА-М, 2020. – 336 с.
  8. Резник С. Д., Шестернина О. И. Система и механизмы управления факультетом вуза / С. Д, Резник, О. И. Шестернина // Экономический вестник Ростовского государственного университета . – 2007. – Том 5. - № 2. – Ч. 3. – С. 274-277.
  9. Кириллов А.Г. Технология совершенствования системы управления вузом / А.Г. Кириллов // Вестник Кемеровского государственного университета, 2014. - № 1(57). – Т. 1. – С. 68-72.
  10. Резник С. Д. Управление кафедрой : учебник. – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва: ИНФРА-М, 2015. – 398 с.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 04 декабря по 10 декабря
Осталось 2 дня до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
14 декабря
Загрузка в eLibrary
14 декабря
Рассылка печатных экземпляров
22 декабря