научный журнал «Актуальные исследования» #44 (71), ноябрь '21

Информационная компетентность педагога ДОО: анализ и перспектива

В статье автор представил результаты исследования, проведенного в дошкольных образовательных организациях Московской области. Понятие «информационная компетентность» рассмотрено как одно из составляющих профессиональной компетентности современного педагога. В рамках непрерывного образования педагогов дошкольных образовательных организаций предложена перспектива совершенствования информационной компетентности.

Аннотация статьи
информационная компетентность
педагог дошкольной образовательной организации
критерии
Ключевые слова

Непрерывное научно-техническое и социально-экономическое развитие позволяет рассматривать современное общество на данном этапе как информационное общество. Предлагаем рассмотреть информационную компетентность современного педагога ДОО. Обращаема внимание, что данное понятие в современной науке и педагогической практике трактуется с двух позиций. Первая позиция определяет информационную компетентность той способностью, при помощи которой педагог добывает, обрабатывает и структурирует важную на данный момент информацию; пополняет свой профессиональный опыт, осуществляя результативную эффективность педагогического процесса. Вторая позиция представлена учеными. Исследования направлены на особенности развития информационной компетентности современного педагога (Д. В. Голубин, Н. К. Райсвих, Дж. Равен и др.). Они определяют компетентность как комплекс знаний и умений в определенной области, с одной стороны, и сочетание способностей к поиску, анализу, отбору, обработке, передаче и хранению информации – с другой [4].

Специалисту необходимо обладать целым рядом умений и навыков, поэтому можно считать, что это интегративное качество. Первое место исследователи отводят собственной потребности в информации. Напомним, что профессиональная деятельность педагога предусматривает осознание собственной потребности в обработке информации в виде ее поиска, анализа и обобщения. Некоторые навыки формируются на протяжении всей жизни. Это и обнаружение недостающей информации. При грамотном отборе информации мы получаем достоверную информацию, экономим время на поиск. Это работа и с библиографическими данными, в библиотечном каталоге, со справочниками. Одно из требований к педагогу XXI в. заключается в том, что он должен обладать способностью критического мышления, что помогает в решении текущих задач при помощи анализирования и адекватного оценивания найденной информации, которая достоверна. Важно и то, что информацию, которую педагог находит, необходимо переработать и систематизировать и это тоже навык. В ходе профессионального обучения будущий специалист не только овладевает новыми компетенциями в рамках получаемой специальности, но и приобретает ряд умений, которые используются в области исследовательской деятельности и в области применения новой информации в практической деятельности. Можем констатировать, что информация является важнейшим фактором социального развития.

В рекомендациях ЮНЕСКО (2011) выделены характеристики профессиональной ИКТ- компетентности. Центральным механизмом перехода от индустриального общества к обществу информационному является ее обработка и распространение. Мы убеждены, что в соответствии с данными рекомендациями она должна входить во все компоненты профессионального стандарта. По нашему мнению, понятие «профессиональная педагогическая ИКТ-компетентность» включает в себя общепользовательскую, общепедагогическую и предметно- педагогическую компетентности.

Полностью согласны с мнением Ю. А. Гладковой, которая указывает, что «в соответствии с требованиями профстандарта обязательными умениями, которыми должен обладать педагог для реализации общепедагогической функции «Обучение», являются следующие: умение применять современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы; умение работать с текстовыми редакторами и электронными таблицами; умение пользоваться электронной почтой и браузерами; умение пользоваться мультимедийным оборудованием. Относительно требований, предъявляемых конкретно к педагогу дошкольного образования, выделено следующее: он должен владеть ИКТ-компетентностями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста [2, с.62].

В последние десятилетия наблюдается проникновение процессов информатизации и технологизации во все сферы человеческой жизни. Решили выяснить, как же данные явления влияют на профессиональную педагогическую деятельность педагогов дошкольных образовательных организаций. В опросе приняло участие 512 педагогических работников дошкольных образовательных организаций Московской области. Из них 441 человек применяют ИКТ в своей работе. У 326 человек есть затруднения в организации деятельности с некоторыми ИКТ-ресурсами. 12 человек их не применяют. Исследование продолжили в ходе внедрения программ повышения квалификации. Была разработана анкета (авторы: Н. Н. Иванова, Ю. А. Гладкова), которая помогла более углубленно изучить характеристики информационной компетентности педагогов, в содержание которой вошли критерии, характеризующие возможность реализации педагогического процесса при помощи информационных технологий. Было предложено педагогам оценить свою информационную компетентность, выбрав по каждому вопросу одно из предложенных утверждений: «да», «нет», «частично». Выяснили, насколько педагоги умеют использовать в своей работе информационные технологии для демонстрации печатных и графических документов: положительный результат – 90%, частично – 5%, отрицательно – 5%. Затем предложили оценить умение использовать информационные технологии для демонстрации аудио- и видеоматериалов на занятии. Утвердительно ответили 93%, частично – 7%. Умение создавать презентации показали 96% респондентов, 4% – владеют частично. Умением систематизировать и обрабатывать данные с помощью таблиц, технологических карт владеют 83% педагогов, 10% респондентов ответили – частично, остальные 7% не владеют указанными умениями. Умение строить сравнительные таблицы и выявлять закономерности с помощью компьютера позволяет педагогу оптимально планировать работу. С этим согласны и применяют это 20% педагогов, 30% – частично, не владеют – 50%. Умеют применять готовые таблицы и тесты для моделирования процессов и объектов, выполнение чертежей и эскизов утвердительный ответ дали 18% педагогов, 14% частично используют данный ресурс, остальные 68% не владеют этим умением. Выявили самостоятельность построения компьютерного тестирования. Оказалось, только 92% ответили утвердительно, 8% – частично. На пункт анкеты: «Умею использовать сеть Интернет для решения педагогических вопросов, сбора информации, участия в телеконференциях, доступа к научным, методическим, педагогическим данным» – положительно ответили 97% участников, остальные 3% –частично. На пункт: «Имею представление о функционировании ПК и дидактических возможностях ИКТ» – утвердительно ответили 96%, частично – 4%. На выяснение навыка использования ИКТ в учебном процессе был направлен следующий пункт анкеты: «Владею методическими основами подготовки наглядных и дидактических материалов с помощью средств Microsoft Office». Утвердительный ответ дали 85% респондентов, 10% – частично и 5% – не умеют. Владение навыком грамотной переработки и применения в педагогической деятельности определяли ответы на пункт «Использую сеть Интернет и цифровые образовательные ресурсы в педагогической деятельности». Положительно ответили 90%, частично – 7%, не применяют – 3%. Наличие положительной мотивации к использованию ИКТ отмечено у всех респондентов. Ответы на вопрос о владении методическими приемами использования ИКТ в образовательном процессе свидетельствовали об опыте эффективного использования ресурсов. Ответ «да» дали 62% респондентов, частично используют – 38%. В современном мире особое внимание стали уделять системе дистанционного обучения. Соответственно в анкету был включен пункт «Владею приемами работы с ресурсами в условиях дистанционного повышения квалификации». Положительно ответили 60% респондентов, 30% педагогов готовы работать с ресурсами, остальные 10% ответили отрицательно. О наличии умения владеть способами создания, апробирования, корректировки и анализа электронных образовательных ресурсов говорят результаты: 42% – частично, 58% –отрицательно. Оценивая собственные навыки владения приемами разработки стратегических планов творческого обновления и реорганизации образовательного процесса с использованием ИКТ, положительный ответ дали 56%, частично – 44%. Ответы на пункт анкеты о владении навыками организации сетевого взаимодействия показали применение педагогами форм профессионального развития с использованием передового педагогического опыта. Отрицательно ответили- 88%, остальные 12% – частично. На вопрос об участии в формировании сетевых педагогических сообществ в области дошкольного образования утвердительно ответили 95% педагогов, отрицательно – 5%. В ответах на вопрос о наиболее часто применяемых в работе средствах ИКТ были отмечены: презентации – 90%, социальные сети (Фейсбук, ВКонтакте, Одноклассники, Твиттер и др.) – 77%, службы электронных сообщений «мессенджеры» (Вотцап, Вайбер и др) – 95%, электронная почта – 70%.

Данное исследование уровня информационной компетентности педагогов дошкольных образовательных организаций позволяет сделать следующие выводы: уровень применения информационных технологий в профессиональной деятельности и мотивации овладения достаточно высок; большинство педагогов владеют навыком создания мультимедийной презентацией; более 90% владеют необходимыми навыками применения готовых цифровых и сетевых информационных ресурсов для обогащения образовательного процесса; менее 20% педагогов готовы к самостоятельному созданию электронных образовательных ресурсов, организации сетевых сообществ.

Подготовлены новые критерия для уточнения ИКТ-грамотности, методической активности средствами анализа материально-технической базы в дошкольной образовательной организации; оценки умения самостоятельно разрабатывать и применять такие информационные ресурсы, как персональный сайт, ведение блога, ведение вебинара и видеотрансляции, а также разработку новых форм работы с участниками образовательного процесса с использованием электронных образовательных ресурсов.

Текст статьи
  1. Гладкова, Ю. А. Профессиональный стандарт «Педагог»: информационная компетентность современного педагога / Ю. А. Гладкова // Ребенок в детском саду. – 2018. – № 5. – С. 2–7.
  2. Гладкова, Ю. А. Развитие профессиональной компетентности педагога дошкольного образования в системе повышения квалификации : монография/ Ю. А. Гладкова, О .А. Соломенникова – Москва : АСОУ, 2019. –164 с.
  3. Иванова, Н. Н. ИКТ-компетентность в деятельности ДОО в работе с родителями / Н. Н. Иванова // Образовательное пространство в социокультурном развитии личности : сборник научных статей и материалов II Всероссийской научно-практической конференции (г. Егорьевск, 20 апреля 2018 г.) / под общей редакцией Н. Ф. Губановой. – Коломна : Государственный социально-гуманитарный университет, 2018. – С. 80–84.
  4. История, теория и практика общего и профессионального образования : монография / под редакцией Л. Н. Антоновой, Г. Б. Корнетова, А. И. Салова. – Москва : АСОУ, 2017. – 212 с.
  5. Соломенникова, О. А. Профессиональная компетентность воспитателя дошкольного учреждения / О. А. Соломенникова // Педагогическое образование и наука. – 2007. – № 3. – С. 4–5.
  6. Соломенникова, О. А. Профессиональная компетентность педагога дошкольного образовательного учреждения: теоретический аспект / О. А. Соломенникова. – URL: http://elibrary.ru/contents.asp?issueid=1444282
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 04 декабря по 10 декабря
Осталось 2 дня до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
14 декабря
Загрузка в eLibrary
14 декабря
Рассылка печатных экземпляров
22 декабря