Актуальностью представленной темы является то, что в условиях современной напряжённой обстановки в стране и за рубежом войскам национальной гвардии РФ при подготовке к служебно-боевым задачам необходимо учитывать положительный опыт не только своих войск, но и войск союзных вооружённых сил, в том числе и Сирийской Арабской Республики. Важно не только изучать и анализировать особенности их подготовки, но и учитывать положительные моменты в них, которые в дальнейшем можно использовать при подготовке своих подразделений.
Современная обстановка требует всесторонней качественной подготовки военнослужащих российской армии в различных условиях выполнения служебно-боевых задач и в этом «ключе» особо интересен подход к воинскому воспитанию в вооруженных силах САР, так как именно в этой республике, при создавшейся сложной военно-политической обстановке в стране подготовка курсантов (будущих офицеров) является одной из важнейших задач государства. Педагогическим результатом подготовки курсанта сирийской армии является профессионал своего военного дела, компетентный военнослужащий, верный идеалам конституционного государства и народу Сирии [1].
Объектом проведенного исследования представляется подготовка курсантов вооружённых сил Сирийской Арабской Республики; предметом – особенности воинского воспитания курсантов армии САР; целью – исследование системы подготовки курсантов вооружённых сил Сирии; задачами являются:
- краткое изучение особенностей системы подготовки курсантов вооружённых сил САР;
- анализ и сравнение основных принципов воспитания в армии Сирии и российской армии;
- выявление положительных сторон процесса воинского воспитания для дальнейшего использования в воспитании военнослужащих войск национальной гвардии Российской Федерации.
В настоящее время вооружённые силы Сирийской Арабской Республики находятся на очень важном этапе развития. Это обусловлено тем, что подразделения вооружённых сил САР действуют в постоянной боевой обстановке, ведут боевые действия, выполняют боевые задачи с постоянным риском для жизни и здоровья. Для выполнения таких задач необходима очень качественная подготовка воинов, привитие, как высоких военно-профессиональных качеств, так и психологическая подготовка, способствующая формированию готовности умереть или понести ущерб здоровью.
При изучении системы воспитания военнослужащих САР, рассмотрев педагогическое воздействие командиров на подчиненных, можно прийти к выводу, что она построена на основе [5]:
- ярких примеров проявления героизма в бою;
- привития любви к Родине, Боевому знамени, традициям армии и своего народа;
- выраженной ненависти к врагу;
- формирования личного примера командира в ходе выполнения сложных боевых задач.
Анализ, изученной научной литературы показал, что одной из основных и особо выделенных особенностей воспитания воина САР является религиозная составляющая и необходимость совмещения боевой деятельности, выполнение служебно-боевых задач с религиозными обрядами. В систему подготовки воинов входит решение этой проблемы и понимание командованием, что необходимо обучение военнослужащих совмещать с выполнением боевых задач, а иногда и религиозных обрядов, а также при необходимости жертвовать этими обрядами ради выполнения священного долга – защиты своей Родины. Кроме этого уделяется внимание необходимости «правильной» трактовки Священного писания в исламе для того, чтобы военнослужащие понимали свои действия, так как в условиях современной информационной войны есть риск понести не только боевые потери, но и потери, связанные с психологическим воздействием противника посредством псевдорелигии на военнослужащих. Современное реформирование армии САР основано на стратегии «смешанного командования армии и спецслужб», принцип которой выражается в том, что если командир – алавит, то его непосредственные подчиненные сунниты, христиане, друзы и т.д., и наоборот. Это связано с предоставлением возможности профессионального и карьерного роста для предстателей всех конфессий.
Отдельное внимание при изучении особенностей подготовки курсантов вооружённых сил САР обращает на себя такое направление воспитания, как привитие ненависти к врагу, что так же отличает данную систему от системы воспитания войск национальной гвардии РФ. Это обусловлено тем, что на территории Сирийской Арабской Республики ведутся активные боевые действия [5]. Каковы же основные принципы военного образования в сирийской армии?
К ним можно отнести:
- необходимость выработки высокой боевой готовности;
- «воспитание во время обучения и обучение во время воспитания»;
- обучение в целях достижения успеха в войне.
Проведенные авторами исследования, позволили сделать ряд выводов:
1. В современных условиях система образования и воспитания вооружённых сил САР направлена на то, чтобы в кротчайшие сроки подготовить воина, способного вести боевые действия, а также быть в готовности вести боевые действия в процессе обучения. Эффективность данной системы заключается в главной её цели - достижение максимального результата в наиболее кратчайший срок.
2. Одним из основных военно-профессиональных качеств подготовки воинов САР является верность воинскому долгу в большей степени, чем, например, профессионализм, так как именно на духовное и культурное воспитание делается значительный упор. Данное явление обусловлено тем, что в условиях войны необходимы высокий боевой дух и ненависть к врагу. Это так же может являться и недостатком, так как в условиях современного боя необходимы еще и качественная боевая подготовка и привитие высоких профессиональных умений и навыков.
3. Результаты опроса военнослужащих войск национальной гвардии РФ на тему «Какие военно-профессиональные качества являются наиболее важными для военнослужащего?» (рис. 1) показали отличия от системы подготовки военнослужащих Сирийской Арабской Республики, выражающиеся в том, что в войсках национальной гвардии больше усилий при процессе обучения направлено на привитие профессионализма в совокупности со всесторонним развитием личности и воспитанием.
Рис. 1. Основные военно-профессиональные качества военнослужащего ВНГ
4.Сравнительный анализ системы воинского воспитания (рис. 2) позволил определить сходство наиболее важных направлений воинского воспитания, которыми являются: доведение примеров героизма военнослужащих, сохранение боевых традиций, поднятие боевого духа воинов личным примером.
Рис. 2. Основные направления воинского воспитания курсантов ВНГ