Главная
АИ #44 (71)
Статьи журнала АИ #44 (71)
Научно-методический аппарат социально-экономической оценки результативности деят...

Научно-методический аппарат социально-экономической оценки результативности деятельности Российской футбольной профессиональной лиги

Рубрика

Экономика, финансы

Ключевые слова

некоммерческое партнерство
нелюбительский футбольный клуб
футбольный союз
спортивная деятельность
футбольно-зрелищные мероприятия
спортивно-зрелищного мероприятия
маркетинговая деятельность
инвестиционная политика

Аннотация статьи

В статье проведен научно-методический аппарат социально-экономической оценки результативности деятельности Российской футбольной профессиональной лиги. Комплексный анализ деятельности футбольных лиг, позволил получить развернутое представление о сфере профессионального спорта и совокупности субъектов отношений в выборе своей инвестиционной политики.

Текст статьи

Российская футбольная Премьер-Лига создана в форме некоммерческого партнерства. Ее можно рассматривать как основанную на членстве некоммерческую организацию, учрежденную в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «О некоммерческих организациях», иными законодательными и нормативными актами Российской Федерации для содействия ее членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение целей, предусмотренных ее Уставом.

Некоммерческое партнерство «Российская футбольная Премьер-Лига» объединяет нелюбительские футбольные клубы России высшего дивизиона, по поручению Российского футбольного союза организует и проводит Всероссийские футбольные клубные соревнования среди клубов высшего дивизиона, координирует спортивную и организационно-управленческую деятельность нелюбительских футбольных клубов России высшего дивизиона и другие отношения между ними, а также осуществляет иную деятельность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, Уставом Международной Федерации футбола (ФИФА), Уставом Союза европейских футбольных ассоциаций (УЕФА), Уставом Российского футбольного союза (РФС), другими регламентирующими документами этих организаций и ее Уставом [1].

Основными целями создания и деятельности Премьер-Лиги являются эффективное содействие в развитии спортивной и иной деятельности нелюбительских футбольных клубов России Членов Премьер-Лиги, организация и проведение в установленном порядке российских соревнований по футболу среди Членов Премьер-Лиги, развитие и популяризация футбола, совершенствование организационных основ российского нелюбительского клубного футбола, развитие и укрепление спортивных международных связей, развитие материально-технической базы Премьер-Лиги и ее Членов, а также представление и защита общих интересов Членов Премьер-Лиги [1].

Предмет деятельности Премьер-Лиги: организация и проведение в соответствии с регламентом, утвержденным Российским футбольным союзом Всероссийских соревнований по футболу среди Членов Премьер-Лиги; подготовка футболистов в сборные команды России; определение обязательных критериев (требований и условий) для Членов Премьер-Лиги; решение вопросов, связанных с внутрироссийским трансфером футболистов-нелюбителей, входящих в состав футбольных клубов Премьер-Лиги или переходящих в их состав в соответствии с требованиями ФИФА, УЕФА, РФС; создание собственной и участие в совершенствовании материально-технической, Учебно-тренировочной, спортивно-оздоровительной и реабилитационной базы Членов Премьер-Лиги; организация в установленном порядке футбольно-спортивных лотерей и иных мероприятий подобного рода, непосредственно связанных с футбольными соревнованиями, проводимыми под эгидой Российского футбольного союза и Премьер-Лиги; определение перечня, организация изготовления и вручения памятной, официальной, наградной и иной атрибутики с символикой Премьер-Лиги; координация взаимоотношений Членов Премьер-Лиги и Премьер-Лиги в целом с рекламодателями, рекламными и информационными агентствами, теле- и радиовещательными компаниями, реализация коммерческих и иных прав переданных Премьер-Лиге ее Членами, а также защита имущественных и личных неимущественных прав Членов Премьер-Лиги и Премьер-Лиги в целом перед хозяйствующими субъектами рынка; содействие в оказании консультационных, информационных, рекламных маркетинговых и иных услуг; проведение осуществление любых, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации сделок с движимым и недвижимым имуществом для выполнения своих уставных целей; осуществление внешнеэкономической деятельности в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации; осуществлении редакционно-издательской и полиграфической деятельности; занятие иной деятельностью, соответствующей уставным целям и не запрещенной законодательством Российской Федерации.

Премьер-Лига является юридическим лицом по законодательству Российской Федерации, имеет в собственности обособленное имущество, отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, быть истцом и ответчиком в суде.

В соответствии с решением ФИФА Российский футбольный союз является единственной в Российской Федерации организацией, уполномоченной осуществлять в полном объеме руководство футболом на всей территории России, представлять за рубежом российскую футбольную общественность. Премьер-Лига выполняет решения Российского футбольного союза по вопросам, относящимся в сфере управления российским футболом. Она самостоятельно планирует свою деятельность, вправе привлекать для работы российских и иностранных специалистов, самостоятельно определять формы, размеры и виды оплаты их труда, в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации. Помимо этого, Лига представляет и защищает права, отстаивает законные интересы самой Премьер-Лиги и ее Членов в органах государственной власти, органах местного самоуправления и других организациях. В соответствии со своим уставом Лига отвечает по своим обязательствам всем тем своим имуществом, на которое по законодательству Российской Федерации может быть обращено взыскание, но не отвечает по обязательствам своих Членов, а члены Премьер-Лиги не отвечают по обязательствам Премьер-Лиги.

Членами Премьер-Лиги являются нелюбительские футбольные клубы, являющиеся юридическими лицами, получившие право на участие в чемпионате страны в соответствии с Регламентом российских соревнований по футболу, утвержденным РФС. Премьер-Лига ведет реестр Членов Премьер-Лиги.

По действующим положениям Премьер-Лига может осуществлять финансово-предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана, и соответствующую этим целям. Полученная Премьер-Лигой прибыль не подлежит распределению между ее Членами. Для осуществления предпринимательской деятельности Премьер-Лига может участвовать в хозяйственных обществах.

Как следует из анализа современной научной литературы исторически сложились два основных подхода к развитию профессионального спорта: коммерческо-спортивный и спортивно-коммерческий, между которыми есть существенные различия.

Основу первого, характерного в основном для США, составляет стремление к максимальным доходам, при этом профессиональный спорт рассматривается как специфическая сфера бизнеса. Спортивная деятельность и ее результаты трактуется как средство достижения прибыли. Особенностью национальных чемпионатов является то, что состав команд, разыгрывающих первенство, стабилен из года в год. Команда (или команды), занявшая последнее место, не «вылетает» в низшую лигу. Изменение состава лиги происходит или за счет продажи-покупки клуба, или за счет нового клуба, который должен внести большой вступительный взнос в лигу, распределяемый между всеми командами [2].

Второй подход в большей степени характерен для Европы (поэтому назовем его европейским). В европейских странах спортивное соперничество является приоритетным фактором и обязательным условием ведения спортивного бизнеса. Команда, занявшая последнее место по итогам чемпионата, выбывает из высшего дивизиона, уступая место другой, отобранной по спортивным результатам [2].

Для российской профессиональной футбольной лиги характерен больше второй, европейский подход. По нашему мнению, сложившиеся подходы порождают не только различные системы спортивного менеджмента, но и стратегии для регулирования спортивной конкуренции.

Американская стратегия, в отличии от европейской, предполагает перераспределение финансовых и людских ресурсов от сильных команд к слабым на том основании, что это создает более благоприятную для бизнеса конкуренцию и, следовательно, способствует усилению зрелищности соревнований. Система менеджмента соревнований также и большей финансовой стабильности клубов – участников чемпионатов.

С другой стороны, европейская модель построена на конкуренции между спортивными командами, стремящимися создать преимущество, во многом основанное на финансовых возможностях приобретать сильнейших спортсменов. Такое положение дел рано или поздно, как правило, приводит к появлению нескольких (двух-трех) суперклубов, которые из года в год разыгрывают между собой призовые места в чемпионате.

Доказательством этого служат европейские национальные футбольные чемпионаты. Их итоги за последние 15 лет подтверждают отмеченную нами закономерность. В Италии доминируют «Милан» и «Ювентус», в Германии – «Бавария» (Мюнхен), в Англии – «Манчестер Юнайтед» и «Арсенал», в Испании – «Барселона» и «Реал» (Мадрид), в России – «Спартак», «Локомотив», ЦСКА; на Украине – «Динамо» (Киев) и «Шахтер».

По мнению ряда исследователей, анализ европейского менеджмента профессионального спорта показывает, что стремление руководителей и менеджеров команд преодолеть сложившуюся ситуацию, заложенную в самой системе организации соревнований, и достичь лучших экономических результатов соблазняет многие клубы вести менеджмент не по средствам, что часто приводит к печальным последствиям [3].

Рыночные отношения влияют на экономическое поведение футбольных клубов. В ситуации, когда в качестве производимого продукта выступает футбольный матч, приходится отталкиваться не только от каждого конкретного футбольного клуба, но и от каждого сезона.

Во многом это связано с бюджетом, который находится в распоряжении клуба. Команде, не обладающей квалифицированным тренерским персоналом, подбором игроков, крайне сложно рассчитывать на выдающиеся спортивные результаты, которые требуют денежных затрат.

В основном команде приходится руководствоваться финансовой стороной, просто обеспечивать хотя бы своё существование. Конечно, номинально каждый футбольный клуб стремится к победе в любом матче, демонстрации наиболее привлекательной игры.

Однако нельзя отрицать того, что в матчах с ведущими футбольными клубами лиги некоторые рядовые команды стараются потерпеть как можно меньше очковых потерь и основываются не на фееричном показе игры, а на прагматичном. Другие же команды, вследствие своего турнирного положения обязаны думать о максимальных спортивных результатах.

Капитальная деятельность футбольного клуба составляет наиболее широкий спектр проблем, среди которых выделяется необходимость формирования целенаправленной инвестиционной политики. Цель состоит в том, чтобы имеющийся бюджет расходовать как можно эффективнее.

В течение всего сезона футбольная лига выделяет командам возможность приобретать и продавать игроков, представляя так называемое «трансферное окно», которое открывается два раза в год.

Футбольные клубы, исходя из своего материального положения и ближайших перспектив, инвестируют, прежде всего, в человеческий капитал. К этому процессу руководство команд относится наиболее осторожно и предусмотрительно.

В наличии каждой имеется своя группа экспертов, которые отвечают за выбор возможных кандидатов, просмотр игр с их участием. В современном футболе ценовая политика является достаточно гибкой. Цены на игроков могут быстро взвинчиваться и достигать астрономических сумм. Поэтому неправильное решение в этом направлении (сюда относится как покупка, так и продажа игроков) может привести к серьёзным убыткам. Но с другой стороны, на этом можно и неплохо зарабатывать.

Вторая статья инвестиций направлена на расширение и модернизацию инфраструктуры. В первую очередь, это связано с созданием и развитием клубного стадиона. Имея финансовые возможности, футбольные клубы прибегают к постройке современных комплексов [3].

Расширение же действующих стадионов связано с проявлением возросшего спроса на посещение матчей, причём каждый футбольный клуб должен обладать вполне современным стадионом.

Например, футбольный клуб «Манчестер Юнайтед» планирует расширить вместимость стадиона до 96 тыс. чел., чтобы удовлетворить всё возрастающий спрос болельщиков на билеты, то есть это будет уже третье расширение стадиона, начиная с 2005 г.

Инвестиции в инфраструктуру включают вложения в спортивные академии, где воспитываются юные футболисты. Футбольные клубы, заинтересованные в своем будущем развитии, понимают, что именно молодые игроки смогут пополнить ряды их команд, а также стать дорогостоящим «товаром» для продажи.

Создание медицинских центров обеспечивает контроль над частыми травмами спортсменов, потому что они не дают игрокам возможности участвовать в матчах, а, следовательно, и влиять на повышение качества футбольно-зрелищных мероприятий [4].

Таким образом, руководство футбольного клуба должно придерживаться баланса в выборе своей инвестиционной политики. Нерациональное использование бюджетных средств может не только ухудшить финансовое положение, но и своими действиями косвенно сказаться на демонстрируемом шоу.

Список литературы

  1. Асаул А.Н. Экономика недвижимости: учебник; – СПб.: Питер, 2007г.
  2. Пономарева Е.А. «Разработка механизма управления объектами коммерческой недвижимости». Проблемы развития регионального инвестиционно-строительного комплекса и пути их решения: межвузовский сборник научных трудов. – Вып.4/под общ. редакцией Б.Н. Небритова – Ростов н/Д. Рост. гос. строит. ун-т, 2011. – 179с.
  3. Экономическое возрождение России в XXI веке: Материалы российской научно-практической конференции: Научные труды Вольного экономического общества России. Т. 69. – М.; СПб.: ВЭО, 2008. – С. 233–236.
  4. Люлин П.Б. «Эксклюзивный маркетинг». Выпуск №2 (7/) приложение к журналу «Практический маркетинг», СПб. 2009г. - 76с.

Поделиться

1245

Зеткина А. В., Левченко Г. Н., Нагорный Е. А. Научно-методический аппарат социально-экономической оценки результативности деятельности Российской футбольной профессиональной лиги // Актуальные исследования. 2021. №44 (71). С. 66-70. URL: https://apni.ru/article/3117-nauchno-metodicheskij-apparat-sotsialno-ekon

Актуальные исследования

#30 (212)

Прием материалов

20 июля - 26 июля

осталось 4 дня

Размещение PDF-версии журнала

31 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

13 августа