Согласно второй статье Федерального Закона РФ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», профессиональный спорт – это предпринимательская деятельность, целью которой является удовлетворение интересов профессиональных спортивных организаций, спортсменов, избравших спорт своей профессией, и зрителей [1].
В свою очередь, не для всех субъектов отношений в данной сфере эта деятельность является предпринимательской. Некоторые авторы полагают, что точнее её следует понимать, как гибридную [2].
В спортивных отношениях немаловажную роль играют и чиновники, стоящие на вершине иерархической лестницы. Их интересы, а также интересы высших руководителей стран движут развитием футбола.
Футбол как спорт часто становится делом и политическим, где первоочередной задачей ставится достижение наивысших спортивных интересов во имя престижа самой страны. Новая эра, начавшаяся в конце XX века, ознаменовала собой расширения всего спектра противостояния, в том числе от борьбы вооружений к соперничеству в спорте.
Во всём мире именно стремление к просмотру спортивных противостояний привлекает миллионы зрителей – поклонников (фанатов) таких клубов, как «Барселона» и «Реал», «Манчестер Юнайтед» и «Челси», «Ювентус» и «Интер», «ЦСКА» и «Спартак», организованных футбольными лигами разных стран. Всё это соответствует практике за границей, где футбольная лига признана наиболее оптимальным и эффективным способом организации работы футбольных клубов. В современной России футбольные лиги представляют собой своеобразный «гибрид», в котором сосуществуют командно-административные методы управления и рыночные, договорные подходы. Существование футбольных клубов в России на рыночных началах, предусматривающих покрытие расходов доходами, компенсируется за счет средств либо государственных предприятий, либо региональных бюджетов, либо министерств, которые оказывают им покровительство [3].
Все футбольные лиги мира представляют собой примеры олигопсонии [3]. Все фирмы – футбольные клубы, входящие в футбольную лигу, закупают всё рыночное предложение ресурса под названием «футбольный игрок». Спортсмены могут продавать свои услуги только одной из команд, которая остановила на нём свой выбор. Эта структура становится более сложной, если рассматривать ситуацию открытых футбольных лиг, когда потенциальными нанимателями могут служить футбольные клубы из разных футбольных лиг. При этом работодателем для спортсмена является лига, а клуб – это лишь место его работы. Одной из причин нерентабельности футбольных клубов в России и недополученной прибыли в других странах считается личная финансовая заинтересованность игроков, каждый из которых оговаривает величину своего контракта. При этом каждый клуб преследует свои цели, а не цели всей футбольной лиги, когда подбирает игроков для работы.
Футбольный клуб, прежде всего, это разветвлённая инфраструктура, и поэтому отсутствие главных составляющих может существенно тормозить его функционирование.
Во-первых, футбольный клуб непосредственно должен иметь своё территориальное размещение, как и любое юридическое лицо. По сути, это такая же фирма, как и любая другая. Для того, чтобы проводить футбольные матчи, футбольный клуб должен располагать стадионом. Самым распространенным вариантом следует признать наличие собственной арены. В современном футболе наличие современного стадиона означает не только престиж, но это и экономическую эффективность. Некоторые команды могут арендовать или делить его с другими командами, однако это сопряжено с дополнительными издержками. Европейская практика дает пример стадиона «Сан-Сиро» (Милан), к которому с одинаковой значимостью относятся местные футбольные клубы «Интернационале» и «Милан». В России подобная практика связана со спортивной ареной «Лужники». Эти стадионы в своё время были построены в период подготовки к крупным спортивным форумам и являются фактически собственностью государства, а впоследствии передаются в аренду клубам. Проведение игр на известных, современных спортивных комплексах, безусловно, привлекает дополнительных болельщиков. Футбольному клубу не обойтись без наличия спортивной базы как основного центра подготовки и обеспечения тренировочного процесса и наличия собственных транспортных средств, вследствие постоянных перелётов и переездов.
Во-вторых, футбольный клуб – это весь персонал, готовящий и обеспечивающий проведение футбольных матчей. Основной статьёй расходов клуба является выплата заработной платы и премий футболистам, (администрации, медицинскому персоналу, многочисленным тренерам). Издержки, связанные с содержанием футболистов, обусловлены не только с выплатой заработной платы, но и сопряжены с трансферной деятельностью клуба. Ежегодно происходят траты на продажу и покупку футболистов. С одной стороны, это может быть доходной частью бюджета, с другой – расходной. Любой клуб старается рационально вести свою селекционную работу, при этом не ставится основной задачей покупка футболиста по определенной цене и последующая его продажа по более высокой. Здесь преобладает спортивная заинтересованность: нецелесообразно может выглядеть продажа футболиста, если своим «присутствием» в клубе он может принести в перспективе большие доходы. Немалая часть средств вкладывается в развитие детско-юношеских спортивных школ, поскольку воспитание футбольной молодёжи может принести в будущем немалые дивиденды для футбольных клубов.
В российской практике только футбольный клуб ЦСКА официально представляет общественности свой бюджет. Отсутствие прозрачности бюджетов остальных команд лишает возможности проведения более детального анализа эффективности функционирования футбольных клубов. Можно выделить лишь основные источники расходов футбольного клуба ЦСКА, что фактически обусловливает уровень средних издержек. Так, общая сумма расходов клуба в 2019 г. составила 61,384 млн. долл. (100,0%), в том числе: зарплата и премии – 45,434 (74,01%); налоги – 3,827 (6,23%); расходы на участие в соревнованиях 3,941 (6,42%); организация тренировочного процесса – 4,134 (6,73%); расходы на ДЮСШ – 2,362 (3,85%); административные и коммерческие расходы – 0,65 (1,06%); возможные расходы по трансферам, финансирование от акционеров – 9,983 (16,26%) [4].
Главное принципиальное отличие Российской футбольной профессиональной лиги от зарубежных лиг заключается в том, что вторые являются коммерческими организациями, а в России – наоборот, она имеет официальный статус некоммерческой организации. Такой подход акцентирует внимание на том, что для повышения доходности необходима коммерциализация экономической деятельности.
Безусловно, отношения между лигой и клубами, между клубами и официальными лицами требуют жёсткой регламентации, как гарантии выполнения трудовых отношений. Крупнейшей мировой организацией, созданной для этих нужд, является «FIFPro» (ассоциация профессиональных футболистов). Эта организация была создана бывшими игроками и направлена на поддержку футболистов и их защиту от несоблюдения трудовых обязательств и произвола со стороны футбольных клубов. В России крупнейшей организацией, образованной в 2005 году, является Профсоюз футболистов и тренеров (ПФиТ). Зачастую, футболисты и тренеры сталкивались с проблемами невыплаты заработной платы, необоснованных расторжений контракта, отказами от выплаты компенсаций и страховок со стороны футбольных клубов. От этих нарушений прав работников страдает не только конкретный футболист, но и вся лига. В такой лиге меньше стимулов играть, так как существует экономическая неопределённость. С целью соблюдения прав работодателями при создании профсоюза подписывается соглашение лиги и профсоюза.
Например, несколько лет назад следующие требования были выдвинуты футболистами Российской футбольной профессиональной лиги профсоюзу:
- установка фиксированного размера минимальной ежемесячной заработной платы после достижения футболистом 17 лет;
- снижение возраста, начиная с которого выплачивается компенсация клубам при переходе игрока в другой клуб с 23 до 21 года;
- обязательная страховка футболистов на случай получения серьезной травмы или потери профессиональной трудоспособности;
- усиление контроля за деятельностью агентов;
- введение представителей профсоюза футболистов и тренеров в состав палаты по разрешению споров Российского футбольного союза (РФС) и исполком РФС [5].
Вышеперечисленные пункты представляют собой насущные требования, которые до этого не всегда выполнялись в России. Все эти нормы традиционно выполняются в зарубежных футбольных лигах. Одну из основных проблем составляют раздутые бюджеты футбольных клубов. В период нестабильного функционирования российской экономики участились случаи невыполнения финансовых частей контрактов. Чтобы избежать подобных нарушений, необходимо учитывать зарубежный опыт, согласно которому перед началом сезона формируется страховой фонд заработной платы. Контракт должен быть не только декларирован, но и финансово обеспечен [6].
Профсоюз футболистов и тренеров создан для поддержки также тренеров и другого персонала клубов. Различные категории работников сталкиваются абсолютно с такими же проблемами, как и футболисты: невыплата заработной платы и досрочное расторжение контракта. В какой-то мере тренер является менее защищённым и при потере работы ему гораздо сложнее трудоустроиться.
Изначальной причиной несоблюдения контрактных обязательств, а как следствие и создания профсоюзов, можно назвать противоречие трудового и спортивного законодательств. Это связано со специфическими особенностями футбола, занятость в котором нельзя полностью подвести к нормам трудового кодекса РФ и других стран. В Европе работает специальная программа – «Социальный диалог», в которой принимают участия УЕФА, Европейская комиссия, клубы и профсоюз. Идет постоянный обмен мнениями и совершенствование как трудового, так и футбольного законодательства [7]. Специалисты признают, что для России наилучшим решением проблем видится применение правовых норм в области футбола, принятых в европейских организациях, как у наиболее продвинутых в этом плане.
Все футбольные лиги стран мира проводят чемпионаты по двум системам: «Весна-Осень» и «Осень-Весна». Для стран восточной Европы в основном и меньше, ввиду климатических условий для остальной европейской футбольной составляющей, эта проблема весьма актуальна. Система «Весна-осень», действовавшая до 2011 года в РФПЛ, предполагала начало сезона в середине марта и окончание в середине ноября. Такое положение дел прямым образом связано, во-первых, с повышением качества футбольного шоу, и, во-вторых, с привлечением футбольных болельщиков на стадионы. С одной стороны, в плохую погоду большинство болельщиков не очень стремились бы попасть на стадион. С другой стороны, возникает принципиальный вопрос о конкурентоспособности российских клубов на международной арене. Это связано с тем, что в период наступления стадии плей-офф еврокубков, то есть, начиная с конца февраля, клубы, играющие в чемпионатах по системе «Осень-Весна», находятся в сравнительном преимуществе, команды этих футбольных лиг находятся в хороших спортивных кондициях, тогда как футбольные клубы футбольных лиг с противоположной системой ещё только набирают её после очередных отпусков. Стоит отметить, что по системе «Весна-Осень» проводят свои чемпионаты футбольные лиги скандинавских стран и большая часть восточно-европейских. Команды этих стран не имеют успехов в Европе.
Таким образом, с точки зрения экономических и спортивных интересов выходом следует признать переход на систему «Осень-Весна», но итогами может стать понижение качества предлагаемого шоу, травматическая опасность для футболистов и снижение интереса зрительской аудитории. РФПЛ согласовала программу развития, включающую в себя переход на противоположную систему к 2012 году [8]. За этот срок предусматривается развитие инфраструктуры клубов, особенно повышение качества футбольных стадионов, футбольных покрытий.