научный журнал «Актуальные исследования» #44 (71), ноябрь '21

Внедрение здоровьесберегающей технологии физического воспитания детей раннего возраста

В статье рассматривается использование здороеьесберегающих технологий в дошкольном образовании направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования-задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.

Аннотация статьи
физическое воспитание
здоровьесберегающие технологии
здоровый ребенок
ранний возраст
Ключевые слова

В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребенка – вот самое главное, что необходимо сделать нам, педагогам дошкольных учреждений.

Физическое воспитание – это целостная система, в которой сочетается охрана и укрепление здоровья, совершенствование функций организма ребенка, его полноценное физическое развитие. Чем больше мы заботимся о физическом воспитании ребенка именно в раннем возрасте, тем больших успехов он достигнет в общем развитии, в науках, в умении работать и быть полезным для общества человеком в будущем.

Общие задачи физического воспитания детей младшего дошкольного возраста следующие:

  • охрана и укрепление здоровья ребенка с целью нормального функционирования всех органов и систем организма;
  • обеспечение своевременного и полноценного физического развития;
  • развитие движений;
  • обеспечение бодрого уравновешенного состояния ребенка;
  • воспитание культурно-гигиенических навыков.

Дети раннего возраста являются своеобразной группой риска в любом детском саду. Адаптация, смена режима, окружающей обстановки и прочие факторы неблагоприятно сказываются на здоровье малышей: дети часто и тяжело болеют. В связи с этим появляется необходимость профилактических мероприятий по охране и укреплению здоровья малышей.

Растить детей здоровыми, сильными, жизнерадостными – задача не только родителей, но и каждого дошкольного учреждения, так как в них дети проводят большую часть дня.

Поэтому в настоящее время в качестве одного из приоритетных направлений педагогической деятельности выделяется применение в условиях детского сада здоровьесберегающих технологий.

Здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

Одним из важнейших направлений развития и оздоровления детей раннего возраста является грамотная высокоэффективная организация здоровьесберегающего педагогического процесса, т. е. соответствующего возрастным и индивидуальным возможностям, использующего адекватные технологии развития и воспитания, способствующего усвоению детьми ценностей здоровья и здорового образа жизни. Приобщение детей к здоровому образу жизни предполагает использование здоровьесберегающих технологий – системы мер, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и здоровья.

Основа здоровой среды пребывания малышей в группе – прежде всего это создание благоприятных гигиенических, педагогических и эстетических условий и комфортной психологической обстановки.

Пространство групповых помещений реализует потребность ребенка в движении и способствует двигательной активности.

Для формирования двигательной активности детей в группе выделены три зоны. В одной части сгруппированы крупные спортивные модули: горка, качалки, туннель-палатка, кольцеброс. В другой части группы - мячи разного размера; обручи дорожка для профилактики плоскостопия; массажные коврики; «гусеница со следами»; «черепашка»; «короткие косички»; цветные мишени; массажные мячи и другие пособия необходимые для проведения утренней гимнастики, закаливания, подвижных и самостоятельных игр детей раннего возраста. В третьей, свободное пространство для самостоятельной, игровой и двигательной деятельности детей.

С детьми систематически проводится утренняя гимнастика, физкультурные занятия, прогулки, подвижные игры, закаливания и другие здоровьесберегающие технологии.

Виды здоровьесберегающих технологий в ДОУ

  • Медико-профилактические.
  • Физкультурно-оздоровительные, приобщение детей к здоровому образу жизни.
  • Технология обеспечения социально-психологического благополучия ребенка.
  • Здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов ДОУ.
  • Валеологическое просвещение родителей.

Медико-профилактические технологии – технологии, обеспечивающие сохранение и преумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими правилами и нормами: организация мониторинга здоровья дошкольников, организация и контроль питания детей, организация профилактических мероприятий в детском саду, закаливание и физическое развитие дошкольников, организация контроля и помощь в обеспечений требований СанПиНов, организация здоровьесберегающей среды в ДОУ, рациональное и сбалансированное питание, закаливающие процедуры.

Физкультурно-оздоровительные технологии – технологии, направленные на развитие физических качеств и двигательной активности детей, приобщение детей к здоровому образу жизни: утренняя гимнастика: гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика, динамическая гимнастика, дыхательная гимнастика, бодрящая гимнастика, динамическая пауза, массаж и самомассаж, профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки, двигательные оздоровительные физминутки, самостоятельная двигательная деятельность детей, валеологическое развитие, подвижные и спортивные игры, физическая культура.

Технология обеспечения социально-психологического благополучия ребенка это – технологии, обеспечивающие эмоциональный комфорт и хорошее психологическое самочувствие ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и дома.

Технология психолого-педагогического сопровождения развития ребенка, здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов ДОУ – технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов в том числе культуры профессионального здоровья, развития потребностей здорового образа жизни: валеологическое просвещение родителей, папки-передвижки, круглые столы по вопросам, беседы, нетрадиционные формы работы с родителями (экскурсии), практические показы (практикум), личный пример педагога.

Таким образом, очень важно, чтобы каждая технология имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и не осложненное развитие.

Применение здоровьесберегающих технологий в работе с детьми раннего возраста повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, у детей формируются положительные мотивации, укрепляется здоровье.

Текст статьи
  1. Болгина, Т.Л. Охрана здоровья детей дошкольных учреждениях [Текст], Методическое пособие. Т.Л. Болгина – М.: Мозаика – Синтез, 2005. – 112с.
  2. Здоровый дошкольник. [Текст], Социальная технология научно-практической школы им. Ю.Ф. Змановского.\ Составители Антонов Ю.Е., Кузнецова М.М. и др. – М.: АРКТИ, 2001. -208с.
  3. Змановский, Ю.Ф. Воспитаем детей здоровыми. [Текст], Ю.Ф. Змановский – М.:Медицина, 1989. – 128с.
  4. Крупенчук, О.И. «Ладушки»: Пальчиковые игры для малышей. [Текст], О.И. Крупенчук – Спб.: Издательский Дом «Литера», 2006. – 32с.
  5. Серых Л., Волошина Л. Мой веселый звонкий мяч [Текст]: Издательский дом «Цветной мир» 2020. - 45с.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 04 декабря по 10 декабря
Осталось 2 дня до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
14 декабря
Загрузка в eLibrary
14 декабря
Рассылка печатных экземпляров
22 декабря