Главная
АИ #44 (71)
Статьи журнала АИ #44 (71)
Внедрение здоровьесберегающей технологии физического воспитания детей раннего во...

Внедрение здоровьесберегающей технологии физического воспитания детей раннего возраста

Рубрика

Образование, педагогика

Ключевые слова

физическое воспитание
здоровьесберегающие технологии
ранний возраст
здоровый ребенок

Аннотация статьи

В статье рассматривается использование здороеьесберегающих технологий в дошкольном образовании направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования-задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.

Текст статьи

В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребенка – вот самое главное, что необходимо сделать нам, педагогам дошкольных учреждений.

Физическое воспитание – это целостная система, в которой сочетается охрана и укрепление здоровья, совершенствование функций организма ребенка, его полноценное физическое развитие. Чем больше мы заботимся о физическом воспитании ребенка именно в раннем возрасте, тем больших успехов он достигнет в общем развитии, в науках, в умении работать и быть полезным для общества человеком в будущем.

Общие задачи физического воспитания детей младшего дошкольного возраста следующие:

  • охрана и укрепление здоровья ребенка с целью нормального функционирования всех органов и систем организма;
  • обеспечение своевременного и полноценного физического развития;
  • развитие движений;
  • обеспечение бодрого уравновешенного состояния ребенка;
  • воспитание культурно-гигиенических навыков.

Дети раннего возраста являются своеобразной группой риска в любом детском саду. Адаптация, смена режима, окружающей обстановки и прочие факторы неблагоприятно сказываются на здоровье малышей: дети часто и тяжело болеют. В связи с этим появляется необходимость профилактических мероприятий по охране и укреплению здоровья малышей.

Растить детей здоровыми, сильными, жизнерадостными – задача не только родителей, но и каждого дошкольного учреждения, так как в них дети проводят большую часть дня.

Поэтому в настоящее время в качестве одного из приоритетных направлений педагогической деятельности выделяется применение в условиях детского сада здоровьесберегающих технологий.

Здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

Одним из важнейших направлений развития и оздоровления детей раннего возраста является грамотная высокоэффективная организация здоровьесберегающего педагогического процесса, т. е. соответствующего возрастным и индивидуальным возможностям, использующего адекватные технологии развития и воспитания, способствующего усвоению детьми ценностей здоровья и здорового образа жизни. Приобщение детей к здоровому образу жизни предполагает использование здоровьесберегающих технологий – системы мер, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и здоровья.

Основа здоровой среды пребывания малышей в группе – прежде всего это создание благоприятных гигиенических, педагогических и эстетических условий и комфортной психологической обстановки.

Пространство групповых помещений реализует потребность ребенка в движении и способствует двигательной активности.

Для формирования двигательной активности детей в группе выделены три зоны. В одной части сгруппированы крупные спортивные модули: горка, качалки, туннель-палатка, кольцеброс. В другой части группы - мячи разного размера; обручи дорожка для профилактики плоскостопия; массажные коврики; «гусеница со следами»; «черепашка»; «короткие косички»; цветные мишени; массажные мячи и другие пособия необходимые для проведения утренней гимнастики, закаливания, подвижных и самостоятельных игр детей раннего возраста. В третьей, свободное пространство для самостоятельной, игровой и двигательной деятельности детей.

С детьми систематически проводится утренняя гимнастика, физкультурные занятия, прогулки, подвижные игры, закаливания и другие здоровьесберегающие технологии.

Виды здоровьесберегающих технологий в ДОУ

  • Медико-профилактические.
  • Физкультурно-оздоровительные, приобщение детей к здоровому образу жизни.
  • Технология обеспечения социально-психологического благополучия ребенка.
  • Здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов ДОУ.
  • Валеологическое просвещение родителей.

Медико-профилактические технологии – технологии, обеспечивающие сохранение и преумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими правилами и нормами: организация мониторинга здоровья дошкольников, организация и контроль питания детей, организация профилактических мероприятий в детском саду, закаливание и физическое развитие дошкольников, организация контроля и помощь в обеспечений требований СанПиНов, организация здоровьесберегающей среды в ДОУ, рациональное и сбалансированное питание, закаливающие процедуры.

Физкультурно-оздоровительные технологии – технологии, направленные на развитие физических качеств и двигательной активности детей, приобщение детей к здоровому образу жизни: утренняя гимнастика: гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика, динамическая гимнастика, дыхательная гимнастика, бодрящая гимнастика, динамическая пауза, массаж и самомассаж, профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки, двигательные оздоровительные физминутки, самостоятельная двигательная деятельность детей, валеологическое развитие, подвижные и спортивные игры, физическая культура.

Технология обеспечения социально-психологического благополучия ребенка это – технологии, обеспечивающие эмоциональный комфорт и хорошее психологическое самочувствие ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и дома.

Технология психолого-педагогического сопровождения развития ребенка, здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов ДОУ – технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов в том числе культуры профессионального здоровья, развития потребностей здорового образа жизни: валеологическое просвещение родителей, папки-передвижки, круглые столы по вопросам, беседы, нетрадиционные формы работы с родителями (экскурсии), практические показы (практикум), личный пример педагога.

Таким образом, очень важно, чтобы каждая технология имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и не осложненное развитие.

Применение здоровьесберегающих технологий в работе с детьми раннего возраста повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, у детей формируются положительные мотивации, укрепляется здоровье.

Список литературы

  1. Болгина, Т.Л. Охрана здоровья детей дошкольных учреждениях [Текст], Методическое пособие. Т.Л. Болгина – М.: Мозаика – Синтез, 2005. – 112с.
  2. Здоровый дошкольник. [Текст], Социальная технология научно-практической школы им. Ю.Ф. Змановского.\ Составители Антонов Ю.Е., Кузнецова М.М. и др. – М.: АРКТИ, 2001. -208с.
  3. Змановский, Ю.Ф. Воспитаем детей здоровыми. [Текст], Ю.Ф. Змановский – М.:Медицина, 1989. – 128с.
  4. Крупенчук, О.И. «Ладушки»: Пальчиковые игры для малышей. [Текст], О.И. Крупенчук – Спб.: Издательский Дом «Литера», 2006. – 32с.
  5. Серых Л., Волошина Л. Мой веселый звонкий мяч [Текст]: Издательский дом «Цветной мир» 2020. - 45с.

Поделиться

2585

Бондарь Е. В., Рындина А. И., Иванова С. И., Чуйкин Р. М. Внедрение здоровьесберегающей технологии физического воспитания детей раннего возраста // Актуальные исследования. 2021. №44 (71). С. 74-76. URL: https://apni.ru/article/3125-vnedrenie-zdorovesberegayushchej-tekhnologii

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Образование, педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря