научный журнал «Актуальные исследования» #44 (71), ноябрь '21

Принципы формирования драйверов роста экономики

Целью статьи является исследование концептуальных основ формирование драйверов развития экономики.

Аннотация статьи
экономика
принципы
драйвер
развитие
Ключевые слова

В последнее время в экономической литературе все чаще применяется такое относительно новое понятие, как «драйвер». Сущность этого понятия, а также его применение в различных сферах экономических исследований изучали такие ученые, как: Б.С. Батаева, Ю.С. Богаче, А. Е. Дворецкая, О.В. Кожевина, С.Н. Сильвестрова. Несмотря на растущую популярность данного термина в экономических исследованиях, некоторые концептуальные основы формирования драйверов развития экономики требуют уточнения.

Главной проблемой, требующей решения в процессе исследования, является необходимость обеспечения развития экономики. Формирование драйверов развития основывается на научных подходах к выработке управленческих решений в определенной среде, свойственной конкретной экономике.

Логическая структура формирования драйверов развития как составная часть методологической основы концепции содержит этапы формирования, базовые элементы и ожидаемый результат.

Формирование драйверов развития исследуется с позиции формулирования цели, средств, принципов и выделения основных управляющих элементов в зависимости от направленности развития экономики и имеющихся импульсов [4].

Базовыми драйверами развития определены: стартовый, генерирующий, ускоряющий, поддерживающий.

Основные ожидаемые результаты формирования драйверов развития сводятся к активизации воздействия импульсов на экономику с учетом приоритетности импульсов развития экономики, целей развития, обеспечения взвешенности и обоснованности решений [1].

При этом под драйверами мы понимаем механизмы управления развитием экономики, поэтому они должны подчиняться определенным принципам. Нами были выделены принципы формирования драйверов развития, которые целесообразно распределить на базовые и специфические.

Учет базовых принципов является обязательным при построении драйверов развития при любом его состоянии. При этом базовые принципы формирования драйверов развития экономики должны отражать общие положения, присущие различным экономикам, и должны соответствовать законам развития природы, общества и экономики [2].

Анализ и обобщение взглядов ученых позволили выделить базовые принципы: системности, комплексности, дуализма, целеустремленности, критериальности, согласованности и взаимной поддержки, перспективности, гибкости и адаптивности, надежности, информативности, ответственности, специфичности, приоритетности, научной обоснованности, результативности, правовой защищенности, непрерывности и надежности, автоматизации управленческих процессов.

Согласно принципу системности, драйверы развития экономических систем являются элементами целостной экономической системы, а, следовательно, реализация отдельного драйвера, который формирует или усиливает определенный импульс развития, будет отражаться на всей системе в целом и на отдельных ее элементах через сложные взаимосвязи, которые в ней существуют.

Принцип комплексности предполагает, что драйверы развития должны действовать, взаимодействуя между собой и обеспечивая слаженное управление развитием экономики. Кроме того, в соответствии с этим принципом, для разработки и эффективного внедрения драйверов развития экономики необходимо учесть большое количество факторов, исследовать которые следует комплексно с учетом их важности. Именно благодаря всеобъемлющему анализу и учету информации экономическая система имеет возможность своевременно реагировать на изменения внутренней и внешней среды.

Принцип дуализма проявляется в двойной взаимосвязи между драйвером развития и объектом управления. Это означает, что каждый из драйверов развития, который влияет на отдельную составляющую управляемой системы, а также присущие ему свойства и связи, обусловливается, в свою очередь, особенностями этого объекта [2].

Принцип целеустремленности основывается на том, что цели формирования драйверов развития экономики должны соответствовать целям и задачам ее развития и иметь в отношении них подчиненный характер.

Что касается принципа критериальности, то он предполагает, что для оценки эффективности формирования драйверов развития экономической системы должны применяться критериальные показатели, количественно подкрепляющие цели построения таких драйверов.

Принцип согласованности и взаимной поддержки предполагает, что при выборе и построения драйверов развития экономики необходимо согласовывать между собой присущие им цели, объекты, критерии, методы и инструменты.

Кроме того, отдельные драйверы развития экономики не должны противоречить друг другу. Все драйверы должны согласовываться между собой, обеспечивать адекватность и взаимную поддержку.

Принцип перспективности предполагает ориентированность на долгосрочную перспективу. Этот принцип предполагает необходимость обеспечения эффективного стратегического планирования и прогнозирования, поскольку стратегические ошибки очень сложно исправить оперативными методами. Эти драйверы направляются соответственно на реализацию долгосрочных задач.

Принцип приоритетности предполагает, что управляющий объект должен последовательно придерживаться выбранной стратегии, подчиняя свои оперативные и тактические действия стратегическим приоритетам.

Принцип реалистичности заключается в том, что поставленные цели и ориентиры должны соответствовать имеющимся у данной экономики ресурсам (материальным, финансовым, технологическим, информационным и т. п.).

Принцип гибкости и адаптивности управления развитием экономики предусматривает формирование способности гибко реагировать на изменения внешней и внутренней среды, способность противостоять негативному влиянию факторов. От того, насколько драйверы развития экономики отвечают этому принципу, зависят жизнеспособность системы в условиях динамичности и непредсказуемости [5].

Принцип информативности предполагает, что формирование и внедрение драйверов развития экономики должно происходить только на основе адекватной, точной и полной информации. Только при таких условиях может быть достигнута обоснованность управленческих решений.

Принцип ответственности предусматривает, что за результаты конкретной деятельности, процесса, работы в рамках управления развитием экономической системы обязательно должны нести ответственность конкретные уполномоченные лица и исполнители. Например, формирование отдельных драйверов может сопровождаться определением соответствующих центров ответственности.

Принцип специфичности предполагает, что при формировании драйверов развития экономики необходимо учесть специфику объекта, то есть основные характеристики экономики.

Принцип научной обоснованности предполагает, что формирование и внедрение драйверов развития экономики должно происходить на основе основательного изучения законов экономики [6].

Принцип результативности предполагает получение положительных (необходимых и достаточных результатов по показателям оценки (на основании абсолютных и относительных показателей оценки количественных и качественных характеристик) во время управления управляемыми элементами управления развитием экономики.

При этом главная цель формирования драйверов развития является общей и не зависит от того, устойчиво ли развитие или нет. Она была сформулирована нами так: обеспечить положительные изменения параметров функционирования экономики как реакцию на воздействие импульсов.

Текст статьи
  1. Инструменты оценки и обеспечения устойчивого развития отраслей российской экономики: монография / О.В. Кожевина, Б.С. Батаева, Ю.С. Богачев [и др.]; под ред. О.В. Кожевиной. – Москва: ИНФРА-М, 2019. – 174 с.
  2. Леонидова, Е. Г. Стратегический ресурс развития региона : монография / Е. Г. Леонидова ; под ред. Т. В. Усковой. - Вологда : ФГБУН ВолНЦ РАН, 2020. - 141 с.
  3. Национальная экономика: учебник / под ред. П.В.Савченко. – 5-е изд., перераб. и доп. – Москва: ИНФРА-М, 2018. – 806 с.
  4. Современная экономика, финансы и бизнес: мультидисциплинарные подходы : материалы межвузовской научно-методической конференции : сборник / - Москва : Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2019. - 192 с.
  5. Стратегическое планирование в государственном секторе экономики : монография / под ред. С.Н. Сильвестрова. – Москва : ИНФРА-М, 2021. – 344 с.
  6. Экономическая теория и практика: реальность и потенциал развития: материалы межвузовской научно-методической конференции / под ред. д. э. н., проф. А. Е. Дворецкой. - Москва: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2020. - 218 с.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 04 декабря по 10 декабря
Осталось 2 дня до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
14 декабря
Загрузка в eLibrary
14 декабря
Рассылка печатных экземпляров
22 декабря