научный журнал «Актуальные исследования» #44 (71), ноябрь '21

Методическая разработка «Ознакомление дошкольников с культурным наследием народа Саха на основе использования многофункционального развивающего коврика «Три мира Олонхо»

Статья посвящена обзору методической разработки «Ознакомление дошкольников с культурным наследием народа Саха на основе использования многофункционального развивающего коврика «Три мира Олонхо».

Аннотация статьи
детский сад
дети
культурное наследие
культура
воспитание
Ключевые слова

Актуальность этой темы состоит в том, что одним из принципов ФГОС ДО является приобщение детей к истокам национальной культуры, развитие интереса к традициям своего народа. Возрождение культурного наследия нашей страны начинается с воспитания чувства гордости и любви к своей Родине, своей национальности у подрастающего поколения. Основной задачей работы по этнокультурному компоненту считаем формирование духовно-нравственного отношения к своей семье, городу, республике, стране, к природе родного края, к культурному наследию своего народа.

В дошкольном детстве происходит освоение языка, норм и ценностных ориентаций национальной культуры. В семье и дошкольных образовательных организациях национальная культура становится средой, где происходит естественное духовное и нравственное развитие ребенка.

Олонхо – якутский героический эпос. Был провозглашен ЮНЕСКО шедевром устного и нематериального наследия человечества 25 ноября 2005 г. Народу Саха дана возможность сохранения распространения эпоса – Олонхо в современных условиях. В нашей республике остро стоит вопрос о сохранении и изучении Олонхо как сокровищницы вековой мудрости народа. В решении этой задачи важнейшая роль принадлежит духовной культуре народа, которая в силу своих особенностей способна влиять на духовное развитие личности, формировать мировоззрение и воспитывать гуманистические идеалы.

Цель – ознакомление дошкольников с культурным наследием народа Саха на основе использования многофункционального коврика «Три мира Олонхо».

Задачи:

  • формировать базовую этнокультурную компетентность дошкольников на основе приобщения к эпосу Олонхо;
  • формировать у дошкольников познавательный интерес к эпосу Олонхо, знакомить детей с содержанием эпоса Олонхо, воплотить отдельные его фрагменты в театрально-творческой деятельности;
  • развивать речевые способности, мелкую моторику дошкольников;
  • развивать внимание, память, творческое мышление, воображение, способность видеть прекрасное;
  • формировать эстетический вкус.

Многофункциональный развивающий коврик «Три мира Олонхо»

Развивающий коврик – это дидактическое пособие, предназначенное для совместной игры взрослого и ребенка, для самостоятельных игр. На коврике присутствуют разнообразные сочетания игровых элементов. Каждый из таких элементов направлен на развитие мелкой моторики, сенсорики, логики, счете, тактильных ощущений ребенка и способствует формированию элементарных знаний об окружающем мире. Развивающие коврики способствуют формированию у детей множества качеств, таких как память, внимание, умение находить зависимости и закономерности и многие другие.

С помощью развивающего коврика можно:

  1. Упражнять в застёгивании, расстёгивании пуговиц, молний, кнопок
  2. Способствовать развитию внимания, памяти, мышления и речи
  3. Развивать зрительное, слуховое, цветовое восприятие, творческое воображение, пространственное восприятие
  4. Формировать звукоподражание, речевое умение
  5. Совершенствовать зрительно-моторную координацию пальцев рук
  6. Развивать тактильную чувствительность
  7. Совершенствовать двигательную память свободной творческой игры.

Аал Луук Мас – символ триединства мира. На ветках дерева распустились листья – символы жизни и долголетия.

Листья Аал Луук Мас застегиваются на пуговицах. В середине ствола – шнуровка.

Рис. 1

Рис. 2

Верхний мир – это светлая страна с голубым воздухом и молочными ступеньками, где живут божества.

В кармашках, в виде облаков, спрятаны божества. Все детали прикрепляются на липучках и на крючках. С героями можно поиграть в настольный или пальчиковый театр.

Рис. 3

Сначала земля была маленьким комочком. Потом стала расширяться и растягиваться, словно шар и стала такой огромной, крепкой, твердой.

Так был создан-сотворен Срединный мир. Посадили разные растения. Цветы сардаанки застегиваются к красным пуговицам, а маленькие желтые цветы - к желтым бусинкам.

Рис. 4

Рис. 5

Деревьями окутали, дремучей тайгой покрыли.

Березы прикрепляются на кнопке, ели – на липучках. Сосна и лиственницы пришиты к коврику.

Рис. 6

Рис. 7

В леса зверей и птиц пустили.

Лесные жители спрятались в кармашках в виде деревьев. С деталями можно поиграть в пальчиковый и настольный театр.

Рис. 8

Рис. 9

Озеро заполнили рыбой, пустили уток.

Рыбы «спрятались» в озере, соединены тесьмой, утки «плавают» налево и направо.

Рис. 10

Рис. 11

На лугах паслись коровы, по долинам резвились быстроногие лошади.

Коровы прикрепляются на крючке, лошади на кнопках.

Рис. 12

Рис. 13

В Срединном мире жили-поживали отец-господин-прародитель народа Саха Саарын Тойон, мать-госпожа-прародительница – Сабыйа Баай Хотун и народ Саха.

Все герои прикрепляются на крючке. С деталями можно поиграть в пальчиковый и настольный театр.

Рис. 14

Рис. 15

Рис. 17

Рис. 18

Нижний мир – это темный, мутный мир с бушующими вихрями.

Одна деталь прикрепляется на крючок, остальные «прячутся» на пещере.

Рис. 19

Рис. 20

Заключение

Итак, знакомя детей с якутским эпосом Олонхо, раскрываем картину окружающего мира предков: природу, одежду, жилье, быт, утварь и посуду предков, нравы, обычаи и характер в различных ситуациях. Детям преподносится богатство и образность родного языка, знание устного народного творчества своего народа.

Текст статьи
  1. Ногерова Т. Б. Развитие этнокультурного образования // Science Time. 2016. №3 (27). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-etnokulturnogo-obrazovaniya (дата обращения: 04.11.2021).
  2. Фетисова, М. А. Возрождение традиционного культурно-исторического наследия России при нравственном воспитании молодежи / М. А. Фетисова, Н. В. Борисова. – Текст : непосредственный // Молодой ученый. – 2017. – № 14 (148). – С. 664-666. – URL: https://moluch.ru/archive/148/41853/
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 04 декабря по 10 декабря
Осталось 2 дня до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
14 декабря
Загрузка в eLibrary
14 декабря
Рассылка печатных экземпляров
22 декабря