Главная
АИ #44 (71)
Статьи журнала АИ #44 (71)
Методическая разработка «Ознакомление дошкольников с культурным наследием народа...

Методическая разработка «Ознакомление дошкольников с культурным наследием народа Саха на основе использования многофункционального развивающего коврика «Три мира Олонхо»

Рубрика

Образование, педагогика

Ключевые слова

культура
культурное наследие
воспитание
детский сад
дети

Аннотация статьи

Статья посвящена обзору методической разработки «Ознакомление дошкольников с культурным наследием народа Саха на основе использования многофункционального развивающего коврика «Три мира Олонхо».

Текст статьи

Актуальность этой темы состоит в том, что одним из принципов ФГОС ДО является приобщение детей к истокам национальной культуры, развитие интереса к традициям своего народа. Возрождение культурного наследия нашей страны начинается с воспитания чувства гордости и любви к своей Родине, своей национальности у подрастающего поколения. Основной задачей работы по этнокультурному компоненту считаем формирование духовно-нравственного отношения к своей семье, городу, республике, стране, к природе родного края, к культурному наследию своего народа.

В дошкольном детстве происходит освоение языка, норм и ценностных ориентаций национальной культуры. В семье и дошкольных образовательных организациях национальная культура становится средой, где происходит естественное духовное и нравственное развитие ребенка.

Олонхо – якутский героический эпос. Был провозглашен ЮНЕСКО шедевром устного и нематериального наследия человечества 25 ноября 2005 г. Народу Саха дана возможность сохранения распространения эпоса – Олонхо в современных условиях. В нашей республике остро стоит вопрос о сохранении и изучении Олонхо как сокровищницы вековой мудрости народа. В решении этой задачи важнейшая роль принадлежит духовной культуре народа, которая в силу своих особенностей способна влиять на духовное развитие личности, формировать мировоззрение и воспитывать гуманистические идеалы.

Цель – ознакомление дошкольников с культурным наследием народа Саха на основе использования многофункционального коврика «Три мира Олонхо».

Задачи:

  • формировать базовую этнокультурную компетентность дошкольников на основе приобщения к эпосу Олонхо;
  • формировать у дошкольников познавательный интерес к эпосу Олонхо, знакомить детей с содержанием эпоса Олонхо, воплотить отдельные его фрагменты в театрально-творческой деятельности;
  • развивать речевые способности, мелкую моторику дошкольников;
  • развивать внимание, память, творческое мышление, воображение, способность видеть прекрасное;
  • формировать эстетический вкус.

Многофункциональный развивающий коврик «Три мира Олонхо»

Развивающий коврик – это дидактическое пособие, предназначенное для совместной игры взрослого и ребенка, для самостоятельных игр. На коврике присутствуют разнообразные сочетания игровых элементов. Каждый из таких элементов направлен на развитие мелкой моторики, сенсорики, логики, счете, тактильных ощущений ребенка и способствует формированию элементарных знаний об окружающем мире. Развивающие коврики способствуют формированию у детей множества качеств, таких как память, внимание, умение находить зависимости и закономерности и многие другие.

С помощью развивающего коврика можно:

  1. Упражнять в застёгивании, расстёгивании пуговиц, молний, кнопок
  2. Способствовать развитию внимания, памяти, мышления и речи
  3. Развивать зрительное, слуховое, цветовое восприятие, творческое воображение, пространственное восприятие
  4. Формировать звукоподражание, речевое умение
  5. Совершенствовать зрительно-моторную координацию пальцев рук
  6. Развивать тактильную чувствительность
  7. Совершенствовать двигательную память свободной творческой игры.

Аал Луук Мас – символ триединства мира. На ветках дерева распустились листья – символы жизни и долголетия.

Листья Аал Луук Мас застегиваются на пуговицах. В середине ствола – шнуровка.

Рис. 1

Рис. 2

Верхний мир – это светлая страна с голубым воздухом и молочными ступеньками, где живут божества.

В кармашках, в виде облаков, спрятаны божества. Все детали прикрепляются на липучках и на крючках. С героями можно поиграть в настольный или пальчиковый театр.

Рис. 3

Сначала земля была маленьким комочком. Потом стала расширяться и растягиваться, словно шар и стала такой огромной, крепкой, твердой.

Так был создан-сотворен Срединный мир. Посадили разные растения. Цветы сардаанки застегиваются к красным пуговицам, а маленькие желтые цветы - к желтым бусинкам.

Рис. 4

Рис. 5

Деревьями окутали, дремучей тайгой покрыли.

Березы прикрепляются на кнопке, ели – на липучках. Сосна и лиственницы пришиты к коврику.

Рис. 6

Рис. 7

В леса зверей и птиц пустили.

Лесные жители спрятались в кармашках в виде деревьев. С деталями можно поиграть в пальчиковый и настольный театр.

Рис. 8

Рис. 9

Озеро заполнили рыбой, пустили уток.

Рыбы «спрятались» в озере, соединены тесьмой, утки «плавают» налево и направо.

Рис. 10

Рис. 11

На лугах паслись коровы, по долинам резвились быстроногие лошади.

Коровы прикрепляются на крючке, лошади на кнопках.

Рис. 12

Рис. 13

В Срединном мире жили-поживали отец-господин-прародитель народа Саха Саарын Тойон, мать-госпожа-прародительница – Сабыйа Баай Хотун и народ Саха.

Все герои прикрепляются на крючке. С деталями можно поиграть в пальчиковый и настольный театр.

Рис. 14

Рис. 15

Рис. 17

Рис. 18

Нижний мир – это темный, мутный мир с бушующими вихрями.

Одна деталь прикрепляется на крючок, остальные «прячутся» на пещере.

Рис. 19

Рис. 20

Заключение

Итак, знакомя детей с якутским эпосом Олонхо, раскрываем картину окружающего мира предков: природу, одежду, жилье, быт, утварь и посуду предков, нравы, обычаи и характер в различных ситуациях. Детям преподносится богатство и образность родного языка, знание устного народного творчества своего народа.

Список литературы

  1. Ногерова Т. Б. Развитие этнокультурного образования // Science Time. 2016. №3 (27). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-etnokulturnogo-obrazovaniya (дата обращения: 04.11.2021).
  2. Фетисова, М. А. Возрождение традиционного культурно-исторического наследия России при нравственном воспитании молодежи / М. А. Фетисова, Н. В. Борисова. – Текст : непосредственный // Молодой ученый. – 2017. – № 14 (148). – С. 664-666. – URL: https://moluch.ru/archive/148/41853/

Поделиться

2894

Данилова И. И. Методическая разработка «Ознакомление дошкольников с культурным наследием народа Саха на основе использования многофункционального развивающего коврика «Три мира Олонхо» // Актуальные исследования. 2021. №44 (71). С. 77-82. URL: https://apni.ru/article/3127-metodicheskaya-razrabotka-oznakomlenie-doshk

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Образование, педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января