Актуальность этой темы состоит в том, что одним из принципов ФГОС ДО является приобщение детей к истокам национальной культуры, развитие интереса к традициям своего народа. Возрождение культурного наследия нашей страны начинается с воспитания чувства гордости и любви к своей Родине, своей национальности у подрастающего поколения. Основной задачей работы по этнокультурному компоненту считаем формирование духовно-нравственного отношения к своей семье, городу, республике, стране, к природе родного края, к культурному наследию своего народа.
В дошкольном детстве происходит освоение языка, норм и ценностных ориентаций национальной культуры. В семье и дошкольных образовательных организациях национальная культура становится средой, где происходит естественное духовное и нравственное развитие ребенка.
Олонхо – якутский героический эпос. Был провозглашен ЮНЕСКО шедевром устного и нематериального наследия человечества 25 ноября 2005 г. Народу Саха дана возможность сохранения распространения эпоса – Олонхо в современных условиях. В нашей республике остро стоит вопрос о сохранении и изучении Олонхо как сокровищницы вековой мудрости народа. В решении этой задачи важнейшая роль принадлежит духовной культуре народа, которая в силу своих особенностей способна влиять на духовное развитие личности, формировать мировоззрение и воспитывать гуманистические идеалы.
Цель – ознакомление дошкольников с культурным наследием народа Саха на основе использования многофункционального коврика «Три мира Олонхо».
Задачи:
- формировать базовую этнокультурную компетентность дошкольников на основе приобщения к эпосу Олонхо;
- формировать у дошкольников познавательный интерес к эпосу Олонхо, знакомить детей с содержанием эпоса Олонхо, воплотить отдельные его фрагменты в театрально-творческой деятельности;
- развивать речевые способности, мелкую моторику дошкольников;
- развивать внимание, память, творческое мышление, воображение, способность видеть прекрасное;
- формировать эстетический вкус.
Многофункциональный развивающий коврик «Три мира Олонхо»
Развивающий коврик – это дидактическое пособие, предназначенное для совместной игры взрослого и ребенка, для самостоятельных игр. На коврике присутствуют разнообразные сочетания игровых элементов. Каждый из таких элементов направлен на развитие мелкой моторики, сенсорики, логики, счете, тактильных ощущений ребенка и способствует формированию элементарных знаний об окружающем мире. Развивающие коврики способствуют формированию у детей множества качеств, таких как память, внимание, умение находить зависимости и закономерности и многие другие.
С помощью развивающего коврика можно:
- Упражнять в застёгивании, расстёгивании пуговиц, молний, кнопок
- Способствовать развитию внимания, памяти, мышления и речи
- Развивать зрительное, слуховое, цветовое восприятие, творческое воображение, пространственное восприятие
- Формировать звукоподражание, речевое умение
- Совершенствовать зрительно-моторную координацию пальцев рук
- Развивать тактильную чувствительность
- Совершенствовать двигательную память свободной творческой игры.
Аал Луук Мас – символ триединства мира. На ветках дерева распустились листья – символы жизни и долголетия.
Листья Аал Луук Мас застегиваются на пуговицах. В середине ствола – шнуровка.
Рис. 1
Рис. 2
Верхний мир – это светлая страна с голубым воздухом и молочными ступеньками, где живут божества.
В кармашках, в виде облаков, спрятаны божества. Все детали прикрепляются на липучках и на крючках. С героями можно поиграть в настольный или пальчиковый театр.
Рис. 3
Сначала земля была маленьким комочком. Потом стала расширяться и растягиваться, словно шар и стала такой огромной, крепкой, твердой.
Так был создан-сотворен Срединный мир. Посадили разные растения. Цветы сардаанки застегиваются к красным пуговицам, а маленькие желтые цветы - к желтым бусинкам.
Рис. 4
Рис. 5
Деревьями окутали, дремучей тайгой покрыли.
Березы прикрепляются на кнопке, ели – на липучках. Сосна и лиственницы пришиты к коврику.
Рис. 6
Рис. 7
В леса зверей и птиц пустили.
Лесные жители спрятались в кармашках в виде деревьев. С деталями можно поиграть в пальчиковый и настольный театр.
Рис. 8
Рис. 9
Озеро заполнили рыбой, пустили уток.
Рыбы «спрятались» в озере, соединены тесьмой, утки «плавают» налево и направо.
Рис. 10
Рис. 11
На лугах паслись коровы, по долинам резвились быстроногие лошади.
Коровы прикрепляются на крючке, лошади на кнопках.
Рис. 12
Рис. 13
В Срединном мире жили-поживали отец-господин-прародитель народа Саха Саарын Тойон, мать-госпожа-прародительница – Сабыйа Баай Хотун и народ Саха.
Все герои прикрепляются на крючке. С деталями можно поиграть в пальчиковый и настольный театр.
Рис. 14
Рис. 15
Рис. 17
Рис. 18
Нижний мир – это темный, мутный мир с бушующими вихрями.
Одна деталь прикрепляется на крючок, остальные «прячутся» на пещере.
Рис. 19
Рис. 20
Заключение
Итак, знакомя детей с якутским эпосом Олонхо, раскрываем картину окружающего мира предков: природу, одежду, жилье, быт, утварь и посуду предков, нравы, обычаи и характер в различных ситуациях. Детям преподносится богатство и образность родного языка, знание устного народного творчества своего народа.