Одним из условий устойчивого развития городов является грамотное и эффективное использование всех территорий, входящих в состав конкретного населенного пункта. С течением времени, те или иные участки становятся полифункциональными или совсем меняют своё значение в зависимости от нужд современности. Однако, не все территории были способны к проявлению подобной гибкости: прибрежные территории, некогда бывшие, например, портовыми узлами, потеряли своё значение, не имея возможности к восстановлению.
Такие территории можно обозначить как «депрессивные» – не имеющие потенциала и вектора развития; покинутые и забытые.
Подобная проблема касается отнюдь не только территории России: переход к постиндустриальному обществу создал подобную проблему во многих крупных городах мира. Бывшие промышленные центры, портовые узлы, заводы, лаборатории – немногие из них получили второй шанс стать часть городской инфраструктуры.
Понятие депрессивности территории
Прежде чем определить, по каким критериям мы понимаем территорию как депрессивную, для начала нужно углубиться в само понятие депрессивности. Депрессивность (депрессия) – это состояние основными признаками которого являются сниженное – угнетённое, подавленное, тоскливое, тревожное, боязливое или безразличное – настроение и снижение или утрата способности получать удовольствие [11]. Стало быть, депрессивная территория – это территория, утратившая способность здорово функционировать, не способная двигаться вперед и развиваться в соответствии с потребностями современности, покинутая всеми и забытая.
Общая панорама методологических подходов к оценке депрессивности территорий включает отдельные подходы: системный, логический, инновационный, функциональный, структурный, нормативный, директивный (административный), затратный, сравнительный, исторический, качественный, интегральный, рейтинговый, экспертный и др. [9].
Проведя полный анализ, подобную территорию мы можем описать как:
- внешне неухоженную;
- с отсутствием четко определенной функции;
- с отсутствием бизнеса;
- с социальной безынициативностью;
- покинутую;
- без связи с внешним миром (с городской инфраструктурой);
- и др.
Индикаторы ситуации территории
Прежде чем давать оценку территории и определить вектор ее развития, необходимо выделить ряд определенных индикаторов, без которых, подобно психологам, мы не сможем правильно вывести территорию из депрессивного состояния.
- Констатирующие индикаторы, на основе которых производится диагностика состояния территории;
- Индикаторы роста – определение внутреннего потенциала территории и предпосылок, определяющих, каким образом может развиваться территория стагнации.
Далее рассмотрим феномен депрессивности территорий на конкретных примерах.
Волгоград
Город на юго-востоке европейской части России. Административный центр Волгоградской области. Город-герой, важнейший пункт обороны Царицына и Сталинградской битвы [10].
Нельзя не учитывать влияние депрессивных территорий на состояние местной городской инфраструктуры – у некоторых районов наблюдается острая нехватка мест социального притяжения, которыми потенциально могли бы стать данные территории. Однако, по тем или иным причинам, территории так и остаются стагнирующими многие и многие годы, даже несмотря на их огромный имеющийся потенциал.
Рис. 1. Территории, попадающие под критерии депрессивности: Набережная им. В. Высоцкого (Кировский район), фото со спутника (источник Google Maps)
Набережная им. Владимира Высоцкого много лет является центром притяжения местных жителей. Каждый год, в этом месте собираются музыканты чтобы почтить память великого композитора. Однако, состояние территории оставляет желать лучшего: почти полное отсутствие благоустройства, ненадлежащее состояние бетонного покрытия, хаотично разрастающееся неухоженное озеленение и т.д.
Одна из причин заброшенности данной территории, это её оторванность от городской инфраструктуры: территорию набережной и жилую застройку разрывают железнодорожные пути. Таким образом, перемещение к данной территории вызывает затруднения, что отталкивает потенциальных посетителей.
Рис. 2. Бывший грузовой порт, Ворошиловский район (Баррикадная), фото со спутника (источник Google Maps)
Бывший грузовой порт в Ворошиловском районе имеет на своей территории несколько бесхозных объектов культурного наследия. Больше на этой территории ничего нет, и найти актуальное применение для такого большого участка пока не могут. Причина, по которой место стало стагнирующим – опять-таки оторванность от городской инфраструктуры.
Рис. 3. Прибрежная территория за заводом «Красный октябрь», фото со спутника (источник Google Maps)
В мае 2018 года предприятие «Красный октябрь» остановило работу. Здание заводской лаборатории на территории завода специально не восстанавливалось после Сталинградской битвы и стало одним из трёх зданий, оставленных разрушенными как памятник. Два других – здание мельницы Гергардта и здание командного пункта 138-й стрелковой дивизии на острове Людникова. Территория, обладающая огромной площадью и значительной частью береговой линии, осталась почти бесхозной.
Причина стагнации территории в данном случае очевидна – неожиданная остановка производства и отсутствие очевидного сценария восстановления территории после потери актуальности функции производства.
Детройт (Мичиган)
Город на севере США, в штате Мичиган. Расположен в юго-восточном углу штата, на реке Детройт, на границе с Канадой. Во второй половине столетия из-за кризиса в американской автоиндустрии и нефтяного кризиса 1973 года Детройт пришёл в упадок. Многие его заводы закрылись, население разъехалось, оставив целые районы города заброшенными [12].
Рис. 4. Территории, попадающие под критерии депрессивности: Joe Louis Arena (Джо Луис Арена), фото со спутника (источник Google maps)
Спортивный комплекс, открытый в 1977 году. С 1979 по 2017 годы являлась местом проведения различных спортивных мероприятий по нескольким видам спорта.
Причина стагнации в данном случае очевидна – город до сих пор не может оправиться после кризиса, что непосредственно сказывается на качестве среды (в частности, прибрежной полосы и её инфраструктуры).
В конце 2020 ManniGroup в сотрудничестве со SterlingGroup организовало конкурс на разработку рекреационного пространства на территории комплекса [8]. Победители конкурса уже известны, но будет ли проводиться масштабная реконструкция на деле пока не известно [14].
Рис. 5. Восток-Джефферсон-Авеню, фото со спутника (источник Google Maps)
Масштабная территория со значительной площадью бетонного покрытия, некогда служившего парковочной площадью. Состояние территории говорит нам о том, что территория находится в состоянии стагнации уже довольно большое время (что видно по зарослям, активно выползающим из трещин в бетонном покрытие некогда бывшей парковки). Очевидно, эта территория, благодаря своей близости к акватории, имеет большой потенциал, который, к сожалению, игнорируется.
Рис. 6. The Whittier, фото со спутника (источник Google Maps)
Whittier (также известный как Whittier Apartments) – это частично отремонтированный многоэтажный жилой комплекс и бывший отель. Он был внесен в Национальный реестр исторических мест в 1985 году [13].
Большую часть территории заполняет пустое озеленение. Отсутствует должный уровень благоустройства территории.
Основные причины стагнирования и сравнительный анализ территорий
Основные причины введения территорий в депрессивное состояние заключаются в следующем:
- территории оторваны от жилой застройки (и всей городской инфраструктуры в целом);
- территории имеют недостаточный уровень благоустройства и озеленения;
- на территории отсутствует малый бизнес для привлечения;
- территории утратили свои функции с течением времени с потерей возможности к восстановлению.
Главная проблема г. Детройт заключена в недостаточном количестве замотивированных для посещения данных мест людей и, местами, низком качестве благоустройства. Но если в случае г. Детройта возможен беспрепятственный доступ к любой точке города (независимо от того стагнирующая она или нет), то в г. Волгограде некоторые территории почти физически недоступны, что несомненно сказывается на её качестве и общей эффективности.
Возможности вывода прибрежных территорий из депрессивного состояния
Изучив феномен депрессивности территории и проанализировав ситуацию на конкретных примерах, можно выделить ряд методов выведения территории из стагнации:
- реконструкция;
- джентрификация (1 этап: привлечение экономически «маргинальных» групп населения);
- подсоединение территории к общей городской автомагистрали;
- создание лучших условий для бизнеса (что также создаст новые рабочие места);
- функциональное переназначение территории;
- новое строительство.
Заключение
Любая депрессивная прибрежная территория имеет в себе тот или иной потенциал для развития, стоит лишь поближе изучить причины введения её в кризисное состояние. Проблема может быть решена рядом классических приёмов. На примере двух крупнейших индустриальных городов России и США. Очевидно, что проблема выхода из кризиса депрессивных прибрежных территорий имеет всеобъемлющий характер и актуальна для любой страны.