Сравнительный анализ депрессивных прибрежных территорий г. Волгограда и г. Детройта (Мичиган, США)

В настоящей работе автор раскрывает понятие депрессивности территорий (в частности, прибрежных) и проводит сравнительный анализ на примере двух городов: г. Волгограда и г. Детройт (Мичиган), в качестве доказательства того, что данная проблема несет глобальный характер и будет актуальна для любой части мира.

Аннотация статьи
депрессивная территория
социальный центр притяжения
устойчивое развитие
прибрежная территория
Ключевые слова

Одним из условий устойчивого развития городов является грамотное и эффективное использование всех территорий, входящих в состав конкретного населенного пункта. С течением времени, те или иные участки становятся полифункциональными или совсем меняют своё значение в зависимости от нужд современности. Однако, не все территории были способны к проявлению подобной гибкости: прибрежные территории, некогда бывшие, например, портовыми узлами, потеряли своё значение, не имея возможности к восстановлению.

Такие территории можно обозначить как «депрессивные» – не имеющие потенциала и вектора развития; покинутые и забытые.

Подобная проблема касается отнюдь не только территории России: переход к постиндустриальному обществу создал подобную проблему во многих крупных городах мира. Бывшие промышленные центры, портовые узлы, заводы, лаборатории – немногие из них получили второй шанс стать часть городской инфраструктуры.

Понятие депрессивности территории

Прежде чем определить, по каким критериям мы понимаем территорию как депрессивную, для начала нужно углубиться в само понятие депрессивности. Депрессивность (депрессия) – это состояние основными признаками которого являются сниженное – угнетённое, подавленное, тоскливое, тревожное, боязливое или безразличное – настроение и снижение или утрата способности получать удовольствие [11]. Стало быть, депрессивная территория – это территория, утратившая способность здорово функционировать, не способная двигаться вперед и развиваться в соответствии с потребностями современности, покинутая всеми и забытая.

Общая панорама методологических подходов к оценке депрессивности территорий включает отдельные подходы: системный, логический, инновационный, функциональный, структурный, нормативный, директивный (административный), затратный, сравнительный, исторический, качественный, интегральный, рейтинговый, экспертный и др. [9].

Проведя полный анализ, подобную территорию мы можем описать как:

  • внешне неухоженную;
  • с отсутствием четко определенной функции;
  • с отсутствием бизнеса;
  • с социальной безынициативностью;
  • покинутую;
  • без связи с внешним миром (с городской инфраструктурой);
  • и др.

Индикаторы ситуации территории

Прежде чем давать оценку территории и определить вектор ее развития, необходимо выделить ряд определенных индикаторов, без которых, подобно психологам, мы не сможем правильно вывести территорию из депрессивного состояния.

  1. Констатирующие индикаторы, на основе которых производится диагностика состояния территории;
  2. Индикаторы роста – определение внутреннего потенциала территории и предпосылок, определяющих, каким образом может развиваться территория стагнации.

Далее рассмотрим феномен депрессивности территорий на конкретных примерах.

Волгоград

Город на юго-востоке европейской части России. Административный центр Волгоградской области. Город-герой, важнейший пункт обороны Царицына и Сталинградской битвы [10].

Нельзя не учитывать влияние депрессивных территорий на состояние местной городской инфраструктуры – у некоторых районов наблюдается острая нехватка мест социального притяжения, которыми потенциально могли бы стать данные территории. Однако, по тем или иным причинам, территории так и остаются стагнирующими многие и многие годы, даже несмотря на их огромный имеющийся потенциал.

Рис. 1. Территории, попадающие под критерии депрессивности: Набережная им. В. Высоцкого (Кировский район), фото со спутника (источник Google Maps)

Набережная им. Владимира Высоцкого много лет является центром притяжения местных жителей. Каждый год, в этом месте собираются музыканты чтобы почтить память великого композитора. Однако, состояние территории оставляет желать лучшего: почти полное отсутствие благоустройства, ненадлежащее состояние бетонного покрытия, хаотично разрастающееся неухоженное озеленение и т.д.

Одна из причин заброшенности данной территории, это её оторванность от городской инфраструктуры: территорию набережной и жилую застройку разрывают железнодорожные пути. Таким образом, перемещение к данной территории вызывает затруднения, что отталкивает потенциальных посетителей.

Рис. 2. Бывший грузовой порт, Ворошиловский район (Баррикадная), фото со спутника (источник Google Maps)

Бывший грузовой порт в Ворошиловском районе имеет на своей территории несколько бесхозных объектов культурного наследия. Больше на этой территории ничего нет, и найти актуальное применение для такого большого участка пока не могут. Причина, по которой место стало стагнирующим – опять-таки оторванность от городской инфраструктуры.

Рис. 3. Прибрежная территория за заводом «Красный октябрь», фото со спутника (источник Google Maps)

В мае 2018 года предприятие «Красный октябрь» остановило работу. Здание заводской лаборатории на территории завода специально не восстанавливалось после Сталинградской битвы и стало одним из трёх зданий, оставленных разрушенными как памятник. Два других – здание мельницы Гергардта и здание командного пункта 138-й стрелковой дивизии на острове Людникова. Территория, обладающая огромной площадью и значительной частью береговой линии, осталась почти бесхозной.

Причина стагнации территории в данном случае очевидна – неожиданная остановка производства и отсутствие очевидного сценария восстановления территории после потери актуальности функции производства.

Детройт (Мичиган)

Город на севере США, в штате Мичиган. Расположен в юго-восточном углу штата, на реке Детройт, на границе с Канадой. Во второй половине столетия из-за кризиса в американской автоиндустрии и нефтяного кризиса 1973 года Детройт пришёл в упадок. Многие его заводы закрылись, население разъехалось, оставив целые районы города заброшенными [12].

Рис. 4. Территории, попадающие под критерии депрессивности: Joe Louis Arena (Джо Луис Арена), фото со спутника (источник Google maps)

Спортивный комплекс, открытый в 1977 году. С 1979 по 2017 годы являлась местом проведения различных спортивных мероприятий по нескольким видам спорта.

Причина стагнации в данном случае очевидна – город до сих пор не может оправиться после кризиса, что непосредственно сказывается на качестве среды (в частности, прибрежной полосы и её инфраструктуры).

В конце 2020 ManniGroup в сотрудничестве со SterlingGroup организовало конкурс на разработку рекреационного пространства на территории комплекса [8]. Победители конкурса уже известны, но будет ли проводиться масштабная реконструкция на деле пока не известно [14].

Рис. 5. Восток-Джефферсон-Авеню, фото со спутника (источник Google Maps)

Масштабная территория со значительной площадью бетонного покрытия, некогда служившего парковочной площадью. Состояние территории говорит нам о том, что территория находится в состоянии стагнации уже довольно большое время (что видно по зарослям, активно выползающим из трещин в бетонном покрытие некогда бывшей парковки). Очевидно, эта территория, благодаря своей близости к акватории, имеет большой потенциал, который, к сожалению, игнорируется.

Рис. 6. The Whittier, фото со спутника (источник Google Maps)

Whittier (также известный как Whittier Apartments) – это частично отремонтированный многоэтажный жилой комплекс и бывший отель. Он был внесен в Национальный реестр исторических мест в 1985 году [13].

Большую часть территории заполняет пустое озеленение. Отсутствует должный уровень благоустройства территории.

Основные причины стагнирования и сравнительный анализ территорий

Основные причины введения территорий в депрессивное состояние заключаются в следующем:

  • территории оторваны от жилой застройки (и всей городской инфраструктуры в целом);
  • территории имеют недостаточный уровень благоустройства и озеленения;
  • на территории отсутствует малый бизнес для привлечения;
  • территории утратили свои функции с течением времени с потерей возможности к восстановлению.

Главная проблема г. Детройт заключена в недостаточном количестве замотивированных для посещения данных мест людей и, местами, низком качестве благоустройства. Но если в случае г. Детройта возможен беспрепятственный доступ к любой точке города (независимо от того стагнирующая она или нет), то в г. Волгограде некоторые территории почти физически недоступны, что несомненно сказывается на её качестве и общей эффективности.

Возможности вывода прибрежных территорий из депрессивного состояния

Изучив феномен депрессивности территории и проанализировав ситуацию на конкретных примерах, можно выделить ряд методов выведения территории из стагнации:

  • реконструкция;
  • джентрификация (1 этап: привлечение экономически «маргинальных» групп населения);
  • подсоединение территории к общей городской автомагистрали;
  • создание лучших условий для бизнеса (что также создаст новые рабочие места);
  • функциональное переназначение территории;
  • новое строительство.

Заключение

Любая депрессивная прибрежная территория имеет в себе тот или иной потенциал для развития, стоит лишь поближе изучить причины введения её в кризисное состояние. Проблема может быть решена рядом классических приёмов. На примере двух крупнейших индустриальных городов России и США. Очевидно, что проблема выхода из кризиса депрессивных прибрежных территорий имеет всеобъемлющий характер и актуальна для любой страны.

Текст статьи
  1. Исследование фактора депрессивности в развитии регионов: теоретико-методологический аспект: под общ. ред. О.А. Воропиновой. Ставрополь / ООО «Ставропольское издательство «Параграф», 2013. С. 69–75.
  2. Механизм обеспечения устойчивого функционирования социальной сферы депрессивного региона (на материалах Кабардино-Балкарской Республики): Жилокова Фатима Владимировна, Нальчик / Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук, Российская Академия Наук Кабардино-Балкарский Научный Центр Институт Информатики И Проблем Регионального Управления2009.
  3. Ипполитова Н. В. Взаимосвязь понятий «методология» и «методологический подход» // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия Образование. Педагогические науки. 2009. № 13 (146). С.13.
  4. Будин А.Я. Городские и портовые набережные [Текст] / А.Я. Будин СПб: Политехника, 2014. – 424 с.
  5. Денисов М.Ф. Набережные [Текст] / М.Ф. Денисов Москва: Стройиздат, 1982. – 147 с.
  6. Ткаченко И.В. Мосты и набережные [Текст] / И.В.Ткаченко Москва: Издательство Академии архитектуры СССР, 1949.
  7. СП 42.13330.2016–Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений (актуализированная редакция СНИП 2.07.01 – 89*)
  8. https://archi.ru/tech/87836/manni-group-i-isopan-predstavlyayut-br-mezhdunarodnyi-arkhitekturnyi-konkurs-brdetroit-waterfront-district-brna-luchshii-proekt-preobrazovaniya-pribrezhnogo-raiona-detroita [Электронный ресурс] Дата обращения 24.04.21
  9. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21421088 (Критерии и методологические подходы к оценке депрессивности региона) [Электронный ресурс] Дата обращения 24.04.21
  10. https://ru.wikipedia.org/wiki/Волгоград [Электронный ресурс] Дата обращения 24.04.21
  11. https://ru.wikipedia.org/wiki/Депрессия [Электронный ресурс] Дата обращения 24.04.21
  12. https://ru.wikipedia.org/wiki/Детройт [Электронный ресурс] Дата обращения 24.04.21
  13. https://ru.wikipedia.org/wiki/Whittier [Электронный ресурс] (переведено с англ.) Дата обращения 24.04.21
  14. https://www.youngarchitectscompetitions.com/competition/detroit-waterfront-district [Электронный ресурс] Дата обращения 24.04.21
Список литературы