Одним из основных факторов становления личности в дошкольном возрасте является речевое развитие. Оно определяет уровень сформированности познавательных и социальных мотивов ребенка, потребностей и интересов, знаний, умений и навыков, которые являются базисом личностной культуры.
Первые голоса, которые слышат дети первых дней жизни, интонации, тона, которые употребляет мать. Все это влияет на развитие ребенка. Поэтому нарушение слуха приводит к недоразвитию речевого аппарата, психологического формирования и познания мира вокруг себя. Самую большую роль слуховое восприятие играет для развития устной речи, поскольку слуховое восприятие необходимо для осуществления коммуникаций между людьми. В своих трудах Р.М.Боскис отмечает, что овладение устной речью детьми в раннем возрасте является одним из важнейших критериев роли слуха в их развитии. У детей с развитием слуха в норме происходит становление процесса развития речи спонтанно, при исследовании окружающего мира, а у глухих и слабослышащих детей этот процесс может происходить только путем специализированного обучения с привлечением других анализаторов [2, с. 304]. Поэтому недостаточное развитие устной речи не позволяет воспринимать на слух окружающую речь, что создает препятствия в обучении, а именно возможности восприятия содержания обучения и его словесного оформления. Это влияет на общее формирование произносительной стороны речи ребенка.
Таким образом отсутствие слухового восприятия оказывает существенное влияние на речевое развитие, которое в свою очередь зависит от таких факторов, как степень снижения слуха, уровень общего психического развития, наличие педагогической помощи, речевая среда, в которой находился ребёнок, сроки отсутствия слуха. Даже с легкой степенью снижения слуха голос у младшего школьника может быть приближен к норме, однако для социального окружения голос ребенка все равно будет ощущаться с небольшим резонансом.
Устная речь играет ключевую роль для развития коммуникативных навыков с окружающими людьми, поэтому очень важно, чтобы произношение ребенка с нарушением слуха было членораздельным и естественным, а главное понятным людям с нормальным слухом. Нарушенное произношение при общении не может являться надежным средством общения. Все фонетические элементы, выражающие и различающие смысл речи, должны быть отражены в произношении.
Рассмотрим специфику формирования голоса у слабослышащих детей и причины его отличия от нормы. При анализе отечественной и современной литературы было установлено, что данная тема недостаточно освещена. Некоторые исследования присутствуют в работе Алмазовой Е.С., Правдиной О.В., Неймана Л.В., более развит вопрос в работах зарубежных авторов Вильсон Д., Митринович-Моджеевска А., Рау Ф.Ф. Исследования этих авторов сводятся к единому мнению, что у слабослышащих и глухих детей устная речь имеет определенную специфику : монотонность интонаций, нарушения ритма речи, темпа речи, артикуляции звуков речи, ошибочное выделение словесного и логического ударения. Особенно ярко это проявляется в дошкольном возрасте. Однако в школьном возрасте эти различия могут уменьшаться при качественной специализировано-организованной работе над голосом и устной речью ребенка [5, c. 1].
Голос в норме у человека по Вильсону Д., это голос, обеспечивающий эффективное речевое общение, приятный на слух, обладающий соответствующим балансом ротового и носового резонанса, достаточно громкий, высота основного тона голоса должна соответствовать возрасту, размерам тела и полу; голос должен иметь соответствующие модуляции [3, с. 448].
Развитие голоса в норме возможно только в процессе активного речевого общения, где важнейшую роль играет и слуховой контроль. Он участвует в регуляции головного мозга, связанной с деятельностью слухового анализатора и направленный на запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков (речевых и неречевых), музыки, шумов, слов, рассказов, предложений. Также значимую роль при воспроизведении устной речи играет речевое дыхание и корректная артикуляция.
В своих исследованиях Вильсон Д., Алмазова Е. С., Митринович-Моджеевска А. отмечают, что нарушение слуха – это основная причина изменения голоса. По мнению Митринович-Моджеевска А. голосовой аппарат у глухого ребенка в 2-3 года развивается в норме. Только позднее начинают развиваться функциональные расстройства голоса, которые с течением времени приобретает стойкий характер [4, с. 38].
Авторы Алмазова Е.С. и Вильсон Д., считают, что особенность голоса у слабослышащих и глухих школьников связана с органическими нарушениями, однако, Алмазова Е.С., как и Митринович-Моджеевска
А., указывает на некоторые функциональные изменения голосового аппарата.
Вильсон Д. связывает нарушение голоса с искаженным восприятием речи окружающих и своей. Это обусловлено степенью снижения слуха и соответствующего нарушения голоса ребенка. Автор видит прямую взаимосвязь уровня слуха и формирования голоса: чем лучше слух, чем меньше дефектов голоса [3, с. 448].
Таким образом, можно сказать, что на искажение голоса ребенка влияют множество факторов:
- Степень нарушения слухового восприятия;
- Органические нарушения дыхательного, голосового и артикуляционного аппаратов;
- Нарушение дыхательной функции ребенка.
Поэтому, как и отмечалось выше, даже при становлении голоса в норме у слабослышащих школьников, он никогда не будет соответствовать голосу школьника без дефектов слуха. Причиной является отсутствие навыков полноценного использования голосового, дыхательного и артикуляционного аппаратов, а также нарушение развития слухового анализатора.
Рассмотрим виды изменений голоса детей с нарушенным слухом.
У слабослышащих школьников зачастую бросается во внимание тембр голоса. Выделяются следующие виды воспроизведения:
- Голос низкий, беззвучный, приближенный к шепотному. Такой голос чаще всего характерен для глухих детей, с очень малыми остатками слуха.
- Хриплый голос. Такого рода голос бывает у детей с проблемами гортани.
- Голос сдавленный, скрипучий, резкий. Данное изменение голоса возникает у позднооглохших детей. Они сильно напрягают мышцы гортани для ощущения вибраций голоса, стараются усилить получаемые при фонации ощущения. Реже встречается у детей с малыми остатками слуха.
- Гнусавый голос. Часто встречается у слабослышащих школьников в результате нарушения резонанса голоса.
С нарушением нормальной высоты связаны следующие особенности голоса:
- Слишком высокий или слишком низкий голос; несоответствующий возрасту ребенка. По результатам исследования чаще встречается более высокий тон голоса.
- Фальцетный голос. Связан с приуменьшением выдыхаемого давления воздуха и изменении силы смыкания голосовых складок. Иногда голос может повышаться и переходить на фальцет лишь на некоторых звуках.
Таким образом, дети, имеющие остатки слуха или сравнительно поздно потерявшие его, обладают голосом более звучным, естественным, модулированным. Дети, оглохшие на первом-втором году жизни, или врожденно глухие страдают различными недостатками голоса и нарушением ритмико-мелодико-интонационной стороны речи. Их речь невыразительна, монотонна, лишена естественных модуляций. Они не умеют повышать и понижать голос, изменять его силу и длительность звучания, правильно пользоваться носовым и ротовым резонатором, грудным, головным и смешанным регистром. Для этих детей недоступны основные интонемы – вопрос, утверждение, восклицание, а также различные интонации – эмоциональные, волевые, логические [1, с. 24].
Вильсон Д. в своих исследования упоминает о существующих комбинациях нескольких нарушений резонанса голоса. У слабослышащего младшего школьника с минимальной потерей слуха может присутствовать незначительное изменение тембра и резонанса; тогда как у ребенка со значительной потерей слуха могут быть нарушения тембра, силы, высоты, резонанса, монотонность интонаций, нарушения темпа и ритма речи [3, с. 343].
Исходя из последних исследований можно отметить, что максимально приближен к норме голос у слабослышащего школьника по сравнению с глухим. Этому способствуют следующие факторы:
- Социальная среда, позволяющая подражать взрослым.
- Использование устной речи чаще, чем глухие школьники
- Осуществление минимального контроля за устной речью.
Однако несмотря на данные различия от глухих детей и отсутствия дефектов со стороны высоты, тембра, силы и резонанса, голос у слабослышащего школьника все равно будет отличаться от сверстников без дефектов слуха, по качеству устной речи.
Для осуществления развития детей с нарушением слуха важно организовать корректный процесс обучения, учитывая индивидуальные особенности каждого обучающего. Чем раньше будет начата коррекционная деятельность с сурдопедагогом, тем будет меньшее отставание от слышавших сверстников и легче проходить само обучение. Правильно поставленный голос слабослышащего школьника поможет адаптироваться к окружающей среде с минимальными психологическими и органическими нарушениями.