Главная
АИ #44 (71)
Статьи журнала АИ #44 (71)
Мировая политика после вывода войск США из Афганистана: тенденции, сценарии, про...

Мировая политика после вывода войск США из Афганистана: тенденции, сценарии, прогнозы

Рубрика

Политология

Ключевые слова

мировая политика
международные отношения
новое мироустройство
международные организации
внешняя политика
Афганистан
талибы
США
мировая экономика
региональные организации
институты мирового управления
международное право
военные операции
изменение климата
водные ресурсы
продовольствие
пандемия
многополярность
неолиберализм
умеренный консерватизм
международный терроризм
религиозный экстремизм

Аннотация статьи

В статье доказывается необходимость укрепления договорной базы контроля за ядерными и обычными вооружениями соседних с Афганистаном Индии и Пакистана, выработки новых подходов к ликвидации угроз международного терроризма, гуманитаризации мировой политики, важность учета роли КНР в формировании нового мирового порядка, возможность создания реестра угроз, рисков и вызовов конкретным странам, обеспечения водной и продовольственной безопасности ряда стран (в том числе Афганистана, Центральной Азии).

Текст статьи

Вывод войск США из Афганистана так или иначе оказал серьезное воздействие на всю мировую политику, процессы выработки, принятия и реализации решений, затрагивающих жизнь всего мирового сообщества.

Надо признать, что события осени 2021 г. оказали в целом негативное влияние на современную полицентричную международную систему, в какой-то мере расшатали международно-правовой фундамент, заложенный и поддерживаемый ООН, усилили нестабильность и неустойчивость, недоверие между участниками международных отношений.

«Постафганский» период мирового переустройства, конечно, может продолжаться недолго, хотя «окончательный дизайн его пока неизвестен» [1]. Это дает право попытаться сформулировать основные тенденции, сценарии, прогнозы мировой политики на предстоящий, краткосрочный период.

Прежде всего следует сказать, что при всей витиеватости современных международной отношений, Афганистан, события в нем будут продолжать оказывать влияние на всю мировую политику – хотя бы потому, что 90% опиатов, как известно, на мировой рынок поступает именно из указанной страны, и не исчезли исходящие отсюда угрозы международного терроризма и религиозного терроризма. Современная мировая политика никак не исключает в качестве участника международных отношений талибский Афганистан, общественные движения в нем, внутригосударственные регионы.

Приход к власти в Афганистане талибов подтвердил, что ныне многие тенденции в современной мировой политике связаны с вопросами национальной идентичности и самоопределения. Указанные события доказали необходимость большего внимания ко всем слоям политической элиты стран мусульманского Востока, нетрадиционным акторам в лице различных религиозных движений, появление новых субъектов как в мировом, так и страновых политических процессах.

Возникают вопросы совершенствования договорной базы контроля за ядерными и обычными вооружениями соседних с Афганистаном Индии и Пакистана, возможности преодоления разногласий сторон по отдельным договорам и соглашениям.

Нынешний Афганистан ставит на повестку дня более детальный анализ угроз международного терроризма, новых, неординарных подходов по их нейтрализации. Экспертное сообщество может также глубже изучать международный терроризм как инструмент внешней политики, перспективы контртеррористической деятельности государств. В целом, в ближайшей и среднесрочной перспективе борьба с террористической угрозой не перестанет быть одним из приоритетных направлений деятельности мирового сообщества.

Особенностью нынешнего этапа развития международных процессов становится не просто сопровождение политической, экономической, социальной, военной и других сфер, как было ранее. Продолжает, несмотря на все негативные факторы, происходить гуманитаризация мировой политики, «социально-гуманитарные составляющие начинают инкорпорироваться во все другие области международных отношений и мировой политики» [3, с.76-78].

Мировая политика в предстоящий период будет продолжать развиваться в тесной связи с мировой экономикой, состоянием экономики в ведущих странах мира и, прежде всего, США, мировых рынков, цен на энергоносители. В этой связи большое значение будет иметь преодоление системных сбоев в мировой экономике, росту дефицита, инфляции, прерываний цепочек поставок [1].

Несомненно, что США продолжали и будут продолжать ставить демократию и права человека в центр своей внешней политики. При этом официальный Вашингтон будет исходить из того, что в «демократических обществах есть более здоровые граждане, менее жестокие конфликты и более процветающие сообщества» [2] (проведенный анализ подтверждает, что сегодня КНР в какой-то мере перехватывает инициативу по формированию нового мирового порядка, ибо китайские стратегические проекты являются наиболее масштабными, привлекательными по сравнению с предложениями США, ЕС, других стран).

В нынешнее сложно время ряд региональных организаций (например, ШОС) все больше становятся важным субъектом мировой политики, занимают достойное место в ряду влиятельных международных структур.

Вместе с тем, эпоха пандемии и события в Афганистане показали, что институты мирового управления в целом «далеко не всегда работают эффективно, их возможности не всегда соответствуют динамике глобальных процессов». Эта события показывают, «у каких институтов есть потенциал, а какие нуждаются в донастройке» [1] (попутно отметим, что именно требование мировой политики рассматривать международные проблемы во взаимосвязи друг с другом и в едином общемировом контексте заставляет нас производить параллельный анализ влияния на мировую политику как вывода войск США из Афганистана, так и пандемии).

В современных условиях вновь резко возрос спрос на международное право, совокупность международных норм, согласованные решения, различные двусторонние и многосторонние договорённости. С другой, почти смежной стороны, обнаруживается падение внимания к крупномасштабным, дорогостоящим военным операциям США, их союзников по НАТО за своими рубежами.

Можно будет спрогнозировать пересмотр неолиберальной теоретической традиции, рост умеренного консерватизма в исследованиях мировой политики (разумеется, сказанное о международном праве мне означает упадок интереса к неформальным договоренностям, не получающим институционального оформления, политическим консультациям, международным конференциям и форумам).

В свете последних событий заслуживает внимание предложение руководства России составить на уровне ООН своего рода реестр угроз, рисков и вызовов конкретным странам, их возможных их последствий для соседних, других государств и мира в целом. «Подобная «дорожная карта» способна сподвигнуть многие государства по-новому взглянуть на мировые проблемы и оценить, какую пользу именно они могут извлечь из кооперации» [1].

Одна из продолжающихся (хотя и не связанных непосредственно с событиями в Афганистане) угроз – превращение «борьбы за сохранение природы, за сохранение нужных параметров по климату в какой-то скрытый инструмент конкурентной борьбы на мировых рынках» [1].

И другой, связанный с изменением климата (и с Афганистаном, Центральной Азией), вопрос – проблема водных ресурсов. Остро стоит вопрос долгосрочных последствий принимаемых решений в этой сфере, судьбы стран, водный баланс которых нестабильный и не обеспечен на длительное время. Другой вопрос – проблема чистоты водных источников, питьевой воды.

Предмет особого внимания – снижение объёма качественного продовольствия, предлагаемого на мировой рынок, рост цен на этот вид продукции и, в целом, обеспечение продовольственной безопасности ряда стран (в том числе Афганистана, Центральной Азии).

Задача Узбекистана в рассматриваемой связи «добиваться поставленных целей, достойно конкурировать на мировой арене» [4].

В целом вывод войск США из Афганистана закрепил продолжающийся уже многие годы переход к глобальной многополярности. Понятно, что перед лицом глобальных вызовов мировому сообществу необходимо единение, а не новый раскол.

Список литературы

  1. Заседание дискуссионного клуба «Валдай». Владимир Путин принял участие в пленарной сессии XVIII заседания Международного дискуссионного клуба «Валдай». 21 октября 2021 г. // Официальный веб-сайт Президента РФ – www.kremlin.ru.
  2. Secretary Antony J. Blinken at UN Security Council Meeting on Climate and Security. Remarks. Antony J. Blinken, Secretary of State. New York City, New York. September 23, 2021 // www.state.gov.
  3. Лебедева М.М. Гуманитаризация мировой политики // Полис. Политические исследования. – 2021. – №4.
  4. Мирзиёев Ш.М. Учителям и наставникам Узбекистана. 29 сентября 2021 г. // Официальный веб-сайт Президента Республики Узбекистан – www.president.uz.

Поделиться

1772

Бафоев Ф. М. Мировая политика после вывода войск США из Афганистана: тенденции, сценарии, прогнозы // Актуальные исследования. 2021. №44 (71). С. 31-33. URL: https://apni.ru/article/3135-mirovaya-politika-posle-vivoda-vojsk-ssha

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#3 (238)

Прием материалов

18 января - 24 января

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

29 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

12 февраля