В последние годы наблюдается тенденция интенсивного развития индустрии гостеприимства в России. Сейчас в нем обозначаются новые ключевые сегменты: малые гостиницы, туристические деревни или конгресс-комплексы, строящиеся в различных регионах страны. С другой стороны, возрастает конкуренция, и особенно в крупных городах, гостиницы буквально вынуждены бороться за каждого гостя. Чтобы сохранить и развиваться, гостинице необходимо не только расширять ассортимент предоставляемых услуг, но и повышать качество обслуживания, напрямую зависящее от квалификации персонала, его стимулирования [1].
Задавая вопрос, какими необходимыми профессиональными навыками и трудовыми действиями должен обладать руководитель, управляющий гостиничным бизнесом, какие требования нужно предъявлять к выпускникам, обучавшимся по данному направлению подготовки (уровень магистратуры), прежде всего, нужно выявить актуальные проекты и перспективы самой отрасли.
В большинстве ситуаций, типичных для индустрии гостеприимства, предложение услуги требует присутствия и того, кто оказывает ее, и того, кому она оказывается. Гостиничная услуга не имеет готовой, законченной формы, она формируется в ходе обслуживания при тесном взаимодействии исполнителя и потребителя, т.е. производится и потребляется одновременно [1].
С развитием бизнеса главную роль играет работодатель, где его роль всё более важная и даже определяющая. Данную ситуацию можно определить как складывающееся сотрудничество взаимодополняющих структур (университетов и компаний), сопутствующих отраслей определённой области знаний и профессиональной деятельности, главная цель которых повысить региональную конкурентоспособность на рынке услуг.
На уровне региона создаются условия для формирования и развития инновационных научно- образовательных бизнес-комплексов (кластеров) как наиболее эффективных структур развития системы «образование – наука – производство». Кластерный подход должен стать основой формирования университетских проектов, обеспечивающих инновационное развитие вуза как в области организации образовательного процесса и научных исследований, так в плане широкого сотрудничества с работодателем при реализации образовательных программ магистратуры по направлению подготовки Гостиничное дело.
На качество управления гостиничным бизнесом оказывает сильное влияние личность руководителя, требующая наличия специфических профессионально значимых качеств: развитые способности к коммуникации, интуиции, глубокие системные знания о ведении гостиничного бизнеса, особенно о механизмах управления его состояния и поведения в ситуациях неопределенности. Другой аспект гостиничной деятельности в том, что не только служащие, но и клиенты должны знать обязательные условия, при которых услуга может быть оказана. В итоге менеджеры, организующие гостиничные услуги, должны управлять не только служащими, но и клиентами, эта специфика услуг индустрии гостеприимства выражается в неотделимости от источника и объекта услуги.
Еще одной особенностью современного состояния рынка гостиничных услуг, в соответствии с современными мировыми требованиями, является внедрение и использование современных информационных технологий, которые предусматривают автоматизацию многих гостиничных процессов, например, электронное резервирование, прием и заселение клиентов, и способствуют улучшению качества обслуживания одновременно при сокращении персонала. Информационные системы направлены на повышение производительности труда и уровня профессиональных знаний у высших управленческих работников. Подготовка обучающихся образовательных программ магистратуры должна способствовать обеспечению высокого качества специализированной информационной подготовки.
В этой связи важнейшая роль в модернизации образовательного процесса принадлежит хорошо организованной, эффективной преддипломной практике – едва ли не самой трудоемкой форме организации образовательного процесса, так как для ее осуществления приходится объединять интересы учебного заведения, предприятий гостиничной отрасли и индивидуальные научно-аналитические интересы обучающихся. При этом с одной стороны, необходимо решить образовательные задачи, а с другой стороны, приспособить образовательный процесс к реальным, перспективным задачам базы практики.
Преддипломная практика выполняют важнейшие функции в системе профессиональной подготовки студентов:
- обучающую – актуализация, углубление и применение профессиональных знаний, их воплощение в решение конкретных ситуационных задач, формирование трудовых действий, универсальных навыков, конкретных профессиональных умений;
- развивающую – развитие творческой активности будущих руководителей, развитие критического мышления и гибкости ума, коммуникативные и психологические способности;
- диагностическую – проверка уровня профессиональной направленности будущих специалистов, степени профессиональной пригодности и подготовленности к профессиональной деятельности на уровне руководителя гостиничного предприятия.
Первым условием успешного проведения преддипломной практики является усвоение студентами достаточного объема знаний в соответствии с образовательной программой, определенных рабочими программами учебных дисциплин и практик, предшествующих преддипломной практики. Вторым условием эффективного проведения практики является цель – сформировать у студентов к моменту начала практики первоначальных умений по профессии, полученных при проведении практических занятий, учебными практики. Наличие этих умений помогает практикантам (стажерам) эффективно с высоким уровнем готовностью в управленческую трудовую деятельность и показать себя учредителю.
Особое место при прохождении практики занимает формирование предпринимательских навыков студентов, а также «мягких» универсальных умений (работать в команде над проектом и т.д.). После прохождения преддипломной практики у обучающегося могут возникнуть идеи по созданию собственного дела, качественного изменения оказываемых услуг, выбор места трудоустройства. В процессе практики синтезируются профессиональные знания, умения и навыки, формируются трудовые действия и окончательные материалы для написания выпускной квалификационной работы. Студенты программ магистратуры анализируют круг реальных и сложных проблем неопределенности управленца, овладевают реальным содержанием его работы, которые потом находят отражение в выпускной квалификационной работе.
Таким образом, четкая организация производственной и технологических практик является одним из самых «стержневых» звеньев подготовки обучающегося к будущей профессиональной деятельности, в условиях постоянно и быстро меняющихся реалий нашей экономики, способствует углублению и применению профессиональных знаний, формированию умений грамотно использовать нормативную, правовую, информационную документацию.