Главная
АИ #44 (71)
Статьи журнала АИ #44 (71)
Предикторы социально-психологической адаптации воспитанников суворовского военно...

Предикторы социально-психологической адаптации воспитанников суворовского военного училища

Автор(-ы):

Иванова Мария Владимировна

Секция

Психология

Ключевые слова

адаптация
социально-психологическая адаптация
предикторы адаптации
суворовское военное училище
довузовские образовательные организации МО РФ
военные учебные заведения

Аннотация статьи

В статье рассматривается предикторы как основа прогноза успешности социально-психологической адаптации воспитанников к условиям суворовского военного училища. Предикторами выступят индивидуально-типологические особенности суворовцев первого курса обучения, а именно: принятие (неприятие) себя, принятие (неприятие) других, эмоциональный комфорт (дискомфорт), внутренний и внешний контроль.

Текст статьи

Человек – сложная динамическая многокомпонентная система согласно современным научным представлениям. Анализ данных показал, что многие исследователи пытаются диагностировать возможности и особенности человека, получить достоверные прогнозы результатов его поведения и деятельности (Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э.; Мерлин В.С.; Марютина Т.М.). Оценка и прогнозирование состояния человека требуют системного анализа, включающего методы прикладной статистики и математического моделирования. И.В. Бестужев-Лада в своей книге прогнозирование рассматривает как особое научное исследование, объектом которого выступают возможные пути развития события, явления [2].

Инструментом получения прогноза и средством его выражения являются предикторы (Ермолаев О.Ю., Марютина Т.М., Трубников В.И.). Расчет психологических предикторов позволяет определить область факторов, которые участвуют в формировании изучаемого феномена и позволяют оценить сравнительный вклад этих факторов в прогнозируемые эффекты явления [2].

Предикторы (от английского глагола predict – прогнозировать, предсказывать) – это независимые признаки, переменные величины или определенные показатели, значением которых можно управлять. Данная дефиниция интерпретируется в двух аспектах в «широком» и «узком» смысле слова. В «широком» смысле это – исходная характеристика индивида и его окружения, по которой можно по основаниям предсказывать другую характеристику того же индивида. В «узком» смысле данная дефиниция приобретает дополнительные ограничения, связанные с количественным выражением и оценкой статистической достоверности прогноза [1].

Регрессионный анализ выступает методом построения прогноза, в рамках которого предикторами называются независимые переменные, перестройка которых приводят к перестройке других зависимых переменных - откликов. Важным моментом при создании математических моделей адаптации человека являются исходные характеристик. Чаще всего используются показатели функционального состояния. При этом функциональное состояние зависит от индивидуально-типологических особенностей человека [1].

Индивидуально-типологические особенности суворовцев первого курса обучения выступят основой прогноза успешности социально-психологической адаптации к условиям суворовского военного училища. Выбор и обоснование индивидуально-типологических особенностей воспитанников, подбор методик их измерения – первый этап прогноза успешности адаптации воспитанников к образовательной деятельности военно-учебного заведения.

Среди общеобразовательных учреждений довузовской подготовки Минобороны России суворовские военные училища занимают особое место в критический период обучения детей. По мнению ряда авторов условия жизни и деятельности, являются важными факторами, влияющим на адаптационный процесс. Условия обучения и содержание жизнедеятельности в данных военно-учебных заведениях отличаются повышенными психологическими, физическими и умственными нагрузками на воспитанников (Анцибор Ю.А., 2016; Кравченко Ю.В., 2006).

Анализ современных психологических исследований проблемы адаптации показал, что существует связь между некоторыми психологическими особенностями личности и спецификой адаптации. Большинством авторов, акцент ставился на роли индивидуально-типологических особенностей в процессе адаптации (Агаджанян Н.А., Белоус В.В., Погодин И.А., Шавердян Г.М.). В некоторых исследованиях изучается влияние на процесс адаптации психологических особенностей личности, таких как: самооценка (Алексеева А.Н., Зотова О.И, Кряжева И.К.), ценностные ориентации (Кряжева И.К., Кухарева Т.А.), интеллект и его соотношение с особенностями эмоциональной сферы (Клочко В.Е., Тихомиров О.К.), а также социально-психологические и демографические характеристики (Березин Ф.Б., Раппопорт С.С.).

Особое внимание в научной литературе уделено роли мотивации в адаптации личности (И.К. Кряжева, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский, Д.Н. Узнадзе и др.). Чем выше сила мотивации, тем успешнее проходит адаптация личности в новых или изменившихся условиях жизни.

И.А. Погодин (2002) исследовал место и роль индивидуально-психологических особенностей личности в процессе адаптации в условиях относительной социальной изоляции (срочная служба в Вооруженных силах РФ). В своем исследовании автор делает вывод о существовании взаимосвязи успешности адаптации индивида с выраженностью некоторых индивидуально-психологических особенностей, таких как: эмоциональная устойчивость, доминирование, сдержанность, высокая нормативность поведения, смелость, жесткость, практичность, консерватизм, самоконтроли и расслабленность (Погодин И.А., 2002).

К числу психологических предикторов, оказывающих влияние на уровень социально-психологической адаптации к среде суворовского военного училища, могут быть отнесены индивидуально-психологические характеристики воспитанников, такие как: принятие (неприятие) себя, принятие (неприятие) других, эмоциональный комфорт, эмоциональный дискомфорт, внутренний контроль, внешний контроль, доминирование, ведомость, эскапизм. Ряд перечисленных факторов личностного развития в подростковый кризисный период развития позволяет выяснить концепция социально-психологической адаптированности К. Роджерса и Р. Даймонд, которая и положена в основу исследования автора статьи.

Социально-психологическая адаптация зависит от умения личности ориентироваться в социальных ситуациях, правильно определять личностные особенности и эмоциональные состояния других людей, выбирать адекватные способы обращения с ними и реализовывать эти способы в процессе взаимодействия (Осницкий А.К., 2004). Именно социально-психологическая адаптация является целостным показателем гармоничности личности, ее психологического благополучия [5].

Прогноз успешности социально-психологической адаптации позволит своевременно организовать перестройку поведения воспитанников в соответствии с новыми требованиями и условиями жизнедеятельности военно-учебного заведения. Вместе с тем, комплексная оценка предикторов, определяющих успешность процесса адаптации, позволит определить «мишени» коррекционно-развивающего воздействия на этапе адаптации подростков к образовательной деятельности суворовского военного училища.

Список литературы

  1. Адаптация личности в современном мире: Межвуз. сб. науч. тр. – Саратов: Изд-во «Научная книга», 2011. – Вып. 4. – 320 с.: ил.
  2. Адаптация личности в современном мире: Межвузовский сборник научных трудов – Саратов: ИЦ «Наука», 2011. – Вып. 3. – 110 с.
  3. Анцибор Ю.А. Особенности профессиональной деятельности психолога по психологическому сопровождению адаптационного периода воспитанников 1 курса суворовского военного училища // Вектор науки Тольяттинского гос. ун-та. – 2015. – № 1. – С. 219–221.
  4. Жмыриков А.Н. Диагностика социально-психологической адаптированности личности в условиях деятельности и общения. Л., 1989.
  5. Зотова О.И., Кряжева И.К. Некоторые аспекты социально-психологической адаптации личности //Психологические механизмы регуляции социального поведения / Отв. ред. М.И. Бобнева, Е.В. Шорохова. М., 1979. С. 219-232.
  6. Иванова М.В. Особенности социально-психологической адаптации подростков к условиям обучения в суворовском военном училище // Педагогическое образование в России. – 2016. – № 1. – С. 175–178.
  7. Кравченко Ю. В. Особенности процесса адаптации подростков к условиям обучения в общеобразовательных военных учебных заведениях: дис. … канд. психол. наук. – СПб. : Ленинградский гос. ун-т. им. А. С. Пушкина, 2006. – 167 с.

Поделиться

707

Иванова М. В. Предикторы социально-психологической адаптации воспитанников суворовского военного училища // Актуальные исследования. 2021. №44 (71). С. 100-102. URL: https://apni.ru/article/3137-prediktori-sotsialno-psikhologicheskoj-adapt

Похожие статьи

Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля