научный журнал «Актуальные исследования» #44 (71), ноябрь '21

Оценка коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся с задержкой психического развития в средней школе

В статье рассматривается особенности диагностики коммуникативных универсальных учебных действий у детей с задержкой психического развития в средней школе.

Аннотация статьи
задержка психического развития
коммуникативные навыки
коммуникация
универсальные учебные навыки
УУД
Ключевые слова

Современное образование детей не стоит на месте. В общеобразовательной школе для детей с нормой развития давно принят ФГОС, в котором прописан процесс формирования коммуникативных компетенций. Однако долгое время коррекционная педагогика предлагала обучать детей с ОВЗ по ЦК несмотря на то, что данная модель признана устаревшей.

Данная проблема не могла остаться незамеченной учеными и исследователями, потому как в последние годы отмечается увеличение численности детей с ЗПР (до 25 % детей от общего детского населения). Именно в связи с высокой распространенностью ЗПР представляется крайне важным научить их взаимодействию с окружающими людьми, потому что от этого будет зависеть успешность адаптации к школе, успеваемость и социализация ребенка в школьной среде и в жизни в целом.

В нашей работе при определении понятия УУД мы решили остановиться на подходе А.Г. Асмолова, согласно которому развитие системы действий происходит в соотношении с возрастным развитием. В ходе обучения создаются зоны ближайшего развития УУД и формируется учебная деятельность ребенка, что и обеспечивает соотношение процесса формирования УУД процессу возрастного развития. УУД носят надпредметный и метапредметный характер, обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности, а также преемственность всех ступеней образовательного процесса. Данные УУД и лежат в основе организации любой деятельности обучающегося независимо от ее специально-предметного содержания [1, с.58-60]. Из четырёх блоков УУД мы остановились на коммуникативных, в состав которых входят умения планировать учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, определять цели, функции и способы взаимодействия, постановки вопросов, разрешения конфликтов, а также умение выражать свои мысли полно, точно и связно и многие другие [5, с. 23].

Рассматривая особенности формирования коммуникативных УУД у детей с ЗПР мы пришли к выводу, что в процессе такой работы необходимо учитывать особенности развития детей с ЗПР: сниженный темп, суженный объём и недостаточная точность восприятия, снижен темп, сужен объем, а также недостаточна точность восприятия, страдающие пространственные представления и зрительно-моторная координация, недостаточность зрительной и слуховой памяти, Также необходимо учитывать такие сложности в овладении коммуникативной средой, как возможные дефекты звукопроизношения, несформированность речемыслительной деятельности, слабовыраженная мотивация к коммуникации, ослабленная эмпатия, неустойчивость внимания, слабая способность к запоминанию словесного материала, низкая наблюдательность к сути речи собеседника [2, с 123-125].

Почему же так велика роль коммуникативных УУД в жизни ученика с ЗПР в средней школе? В подростковом возрасте ведущей деятельностью становится межличностное общение – соответственно, приоритетными для развития ребёнка в этот период становятся именно коммуникативные учебные действия. Но из-за рассмотренных нами выше вторичных дефектов детям данной группы сложнее овладеть коммуникативными навыками. Именно поэтому роль программы формирования коммуникативных УУД для детей с ЗПР значительно растет.

В ФГОС различаются два типа заданий, связанных с УУД:

  • задания, позволяющие в рамках образовательного процесса сформировать УУД;
  • задания, позволяющие диагностировать уровень сформированности УУД.

В первом случае задание может быть направлено на формирование целой группы связанных друг с другом универсальных учебных действий. Действия могут относиться как к одной категории (например, регулятивные), так и к разным.

Во втором случае задание может быть сконструировано таким образом, чтобы проявлять способность обучающегося с ЗПР применять какое-то конкретное универсальное учебное действие [5, c. 32].

Как же специалистам, работающим с детьми с ЗПР, правильно оценить сформированность КУУД? Рассмотрим основные принципы такой работы.

Система оценки сформированности коммуникативных УУД может быть:

  • уровневой (определяются вышеуказанные уровни освоения УУД);
  • позиционной – оценка формируется на основе рефлексивных отчетов всех участников образовательного процесса: учителей, специалистов, родителей, представителей общественности, принимающей участие в отдельном проекте или виде социальной практики, сверстников, самого обучающегося. В результате появляется некоторая карта самооценивания и позиционного внешнего оценивания.

Главные принципы оценки сформированности коммуникативных УУД:

  • соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям;
  • соответствие свойств универсальных действий заранее заданным требованиям;
  • система оценивания должна быть формализованной, т.е. иметь единообразие наблюдаемой ситуации, схем, способов фиксации данных, их анализа и интерпретации;
  • не рекомендуется при оценивании развития УУД применять пятибалльную шкалу;
  • наличие возможности адаптации диагностических заданий для определённых детей или группы учеников.

Основным методом мониторинга реализации программы УУД является метод наблюдения и фиксация результатов наблюдений; контрольно-измерительные материалы РАО для выпускников школы, которые содержат комплексные задания для проверки освоения универсальных учебных действий. Рекомендуется применение технологий формирующего (развивающего оценивания), в том числе бинарное, критериальное, экспертное оценивание, текст самооценки. Возможно применение метода экспертной оценки посредством деятельности ППк.

Определение результативности реализации программы формирования УУД на этапе промежуточного контроля и оценки осуществляется при помощи психологических методик, методом наблюдения учителем, получением информации от родителей (на родительских собраниях, с помощью организованных школой социологических опросов). Показателями эффективности работы является учебная самостоятельность в выполнении домашней работы в домашних условиях, количество затрачиваемого времени на подготовительные и собственно учебные действия, сформированность навыка самоконтроля.

Также оценивать коммуникативные УУД можно на материале: учебных предметов; внеурочной деятельности; коррекционно-развивающих курсов; в ходе стартовой, промежуточной и итоговой диагностики.

Задания на оценивание сформированности коммуникативных УУД могут строиться как на материале учебных предметов, так и на практических ситуациях, встречающихся в жизни обучающегося с ЗПР и имеющих для него значение (экология, молодежные субкультуры, бытовые практико-ориентированные ситуации, логистика и др.). Такие задания особенно важны для процесса обучения, учитывая то, что главной задачей коррекционной педагогики является социализация детей с ОВЗ.

Одним из примером оценивания уровня сформированности коммуникативных УУД является диагностическая система А.К.Марковой (1990), включающая 4 основных сферы оценки:

1. Состояние учебной задачи и ориентировочной основы:

  • понимание учащимся задачи, поставленной учителем, смысла деятельности и активное принятие учебной задачи;
  • самостоятельный выбор ориентиров действия и построение ориентировочной основы в новом учебном материале.

2. Состояние учебных действий:

  • какие учебные действия выполняет школьник;
  • в какой форме и как он их выполняет (какой вид деятельности; развернуто или свернуто; самостоятельно или после побуждений и т.д.);
  • различает ли ученик способ и результат действий;
  • владеет ли школьник несколькими приемами достижения одного результата.

3. Состояние самоконтроля и самооценки;

4. Результат учебной деятельности:

  • объективный (правильность решения, число действий до результата, временные характеристики действия, возможность решения задач разной трудности);
  • субъективный (значимость, смысл учебной деятельности для самого ученика, субъективная удовлетворенность, психологическая цена – расход времени и сил, вклад личных усилий).

Можно увидеть, что предложенная диагностическая система объединяет характеристики собственно учебной деятельности, личностных и регулятивных универсальных действий и свойств действия, что позволяет рассматривать ее как основу разработки критериев и методов оценки сформированности универсальных учебных действий, в том числе и коммуникативных универсальных учебных действий.

Представленные формы и методы мониторинга носят рекомендательный характер и могут быть скорректированы и дополнены образовательной организацией в соответствии с конкретными особенностями и характеристиками текущей ситуации и актуальными задачами.

Текст статьи
  1. Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др. — М.: Просвещение, 201 – 284 с.
  2. Выготский Л.С. Основы дефектологии – М. : Педагогика, 1983. – 239 с.
  3. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2008. - 182 с.
  4. Клубович О.В. Формирование коммуникативных навыков в условиях нового ФГОС / О.В. Клубович // Начальная школа плюс до и после. – 2011. - № 10. – С. 50-51.
  5. ФГОС начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Утвержден приказом Минобрнауки России от 19 дек. 2014 г. № 159.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 15 января по 21 января
Сегодня — последний день приема
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
25 января
Загрузка в eLibrary
25 января
Рассылка печатных экземпляров
02 февраля