Формирование фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией средствами проблемного обучения
В статье рассматривается способы формирования фонематических процессов у тетей старшего дошкольного возраста с дизартрией средствами проблемного обучения, понятие фонематические процессы, этапы формирования фонематических процессов.
Грамотная и правильная речь – показатель полноценного развития человека. При этом речь является следствием совместной и согласованной работой разных участков головного мозга, различных речеслуховых и речедвигательных анализаторов, высших психических функций. В функциональный состав речи, как психического процесса, входит большое количество компонентов, одним из них являются фонематические процессы. Данные процессы позволяют распознавать и различать речевые звуки в своей и чужой речи. В своих работах Л. Р. Зиндер, А. Л. Акишина высказывают мнение, что фонематический компонент речевой системы служит критерием общей культуры речи, соответствия речи говорящего нормам звукопроизношения [2, с. 16].
Такие учёные как В. И. Бельтюков, Р. Е. Левина, В. К. Орфинская, Н. Х. Швачкин указывают на важность правильного развития фонематических процессов в онтогенезе [8, с.187]. Н. И. Жинкин считает, что все виды речи взаимосвязаны, так как продвижение в одном направлении речи непосредственно повлияет на развитие других речевых структур. Так, например, правильное формирование фонематических процессов: формирование фонематического восприятия, навыков звукового анализа, синтеза, фонематических представлений, играет важную роль в овладении ребёнком процесса собственной речи, чтения и письма. По – этому, для формирования учебной деятельности необходимо развитие всех речевых компонентов, так фонематические процессы являются основой устной и, впоследствии, письменной речи. Фонематические процессы характеризуются смыслоразличительными признаками: твёрдость и мягкость, звонкость и глухость, ударность и безударность.
Фонематические процессы включают компоненты: восприятие, представление, анализ и синтез. При несформированности компонентов фонематического процесса, таких как фонематический анализ и синтез, могут возникнуть трудности в усвоении звуков речи (фонем), это, как следствие, может привести к затруднению, при обучении грамоте. В письменной речи несформированность компонентов фонематических процессов может проявляться в специфических ошибках таких как: пропуски, перестановки, вставки, замены букв, слогов.
Таким образом, при недоразвитой системе фонематических процессов детей старшего дошкольного возраста становится невозможным формирование произносительной системы языка, как следствие нарушается овладение словарным запасом и грамматической стороной речи, что в свою очередь тормозит развитие связной речи, чтения и письма.
В настоящее время наблюдается рост детей старшего дошкольного возраста с речевым диагнозом «дизартрия». При дизартрии из-за патологической симптоматики артикуляционного аппарате, наличие гипертонуса, гипотонуса, девиации, гиперкинезов, нарушается моторная работа органов артикуляции. В следствии, неполноценной моторной работы органов артикуляции у детей с дизартрией нарушается главный компонент структуры речевого дефекта при дизартрии – фонематические процессы, что в свою очередь нарушает процесс обучения в дошкольном учреждении, и если своевременно не исправить нарушение фонематических процессов, то и обучение в школе. Резюмируем, нарушение взаимодействия между слуховым и речедвигательным аппаратом ведет к недостаточному овладению звуковым составом слова, а это, в свою очередь, отражается на процессах овладения письмом и чтением.
Р. И. Мартынова, Е. Ф. Соботович, Г. В. Гуровец, С. И. Маевская отмечают, что фонематические нарушения при дизартрии носят стойкий характер и имеют сходства в своих проявлениях с другими артикуляторными расстройствами и трудны в дифференциальной диагностике.
Чтобы овладеть правильным произношением, ребенок старшего дошкольного возраста должен, прежде всего, четко и правильно воспринимать звуки речи на слух, иметь достаточно подготовленный для их произнесения артикуляторный аппарат, в результате работы которого образуются единицы данной языковой системы.
Т.Б.Филичева, Н.А.Чевелева, Г.В.Чиркина полагают, что развитие фонематических процессов, невозможно без правильного и чёткого восприятия фонем и различения их на слух [15, c. 38].
Логопедическую работу по развитию фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией Т.Б.Филичева, Н.А.Чевелева, Г.В.Чиркина предлагают разделить на шесть этапов:
I этап – узнавание неречевых звуков;
II этап – различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз;
III этап – различение слов, близких по звуковому составу;
IV этап – дифференциация слогов;
V этап – дифференциация фонем;
VI этап – развитие навыков элементарного звукового анализа [15, c.46].
Р.Е. Левина в своих работах выделила 5 стадий формирования фонематических процессов:
1 стадия: полное отсутствие дифференциации звуков окружающей речи является дофонематической стадией развития языкового сознания. Стадия характеризуется отсутствием понимания речи и активных речевых возможностей ребенка дошкольного возраста с дизартрией;
2 стадия: начальная стадия переработки фонем. Стадии характерно различие акустически более далеких фонем и недифференцированностью близких. Ребенок старшего дошкольного возраста с дизартрией слышит звуки речи искажёнными. Произношение ребёнка старшего дошкольного возраста с дизартрией неверное, при этом, оно соответствует тому, как он воспринимает речь.
3 стадия: в восприятии окружающей речи происходят изменения. Ребенок старшего дошкольного возраста с дизартрией начинает слышать звуки в соответствии с теми фонематическими признаками, какие имеются в речи других.
4 стадия: появление новых образов восприятия, которые получают преобладание в языковом фоне, при этом, языковое сознание не вполне вытеснило предшествующую форму. Речь ребенка старшего дошкольного возраста с дизартрией достигает почти полной правильности, которая носит еще нестойкий характер.
5 стадия: завершается процесс фонематического развития: ребенок старшего дошкольного возраста с дизартрией слышит и говорит правильно [6, c. 185].
Дети старшего дошкольного возраста с дизартрией нуждаются в целенаправленных логопедических занятиях по формированию фонематических процессов. Занятия отличаются строгой систематичностью и проводятся не реже 3 раз в неделю. Постановка звуков осуществляется на индивидуальных занятиях, а дальнейшую работу над ними можно проводить на групповых занятиях. Для этой цели объединяют детей, у которых в данное время исправляют один и тот же звук. Обычно, таким образом, составляются группы из 3-4 человек. Состав групп подвижен, и меняется с каждым звуком.
Для формирования фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией используется проблемное обучение как коррекционное воздействие, так как оно способствует развитию словарного запаса, связной речи и грамматической стороны речи, что необходимо для детей старшего дошкольного возраста с дизартрией [3, с. 457].
Проблемное обучение возникает как следствие противоречия между исходящими знаниями и новыми, парадоксальными фактами, разрушающими известную теорию, между теоретически возможным способом решения и его практической нецелесообразностью, между практически доступным результатом и отсутствием теоретического обоснования. Проблемное обучение – нехватка или избыток информации. Проблемное обучение должно удивлять старшего дошкольника, вызвать интерес, самое главное вызывать желание разобраться: «Как разрешить это противоречие?», «Чем это объяснить?».
При формировании проблемного обучения выделяют основные условия:
- вызывание интереса;
- обеспечение посильных работ с возникающими проблемами;
- добываемая информация должна быть значимая.
Проблемное обучение понимается как стремление детей дошкольного возраста с дизартрией самостоятельно найти выход в таких условиях, которые не подсказывают решения, как стремление найти это решение через построение собственной, никем не запрограммированной деятельности адекватно условиям. Здесь деятельность выражает собственное отношение ее субъекта к заданным условиям, а следовательно, его собственное отношение к окружающей действительности.
Проблемное обучение обеспечивает эффективность, всестороннее решение ряда коррекционного-педагогических задач, индивидуально-личностный подход и комфортный темп обучения, что является необходимым критерием при работе с детьми старшего дошкольного возраста с дизартрией. В работе с детьми старшего дошкольного возраста с дизартрией средствами проблемного обучения логопед учитывает возможности, особенности и потребности каждого дошкольника с дизартрией. Всё это позволяет результативно выстраивать коррекционно-развивающую программу по коррекции дизартрии детей старшего дошкольного возраста средствами проблемного обучения.
При формирование фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией средствами проблемного обучения необходимо выстраивать работу:
1. Формирование фонематического слуха:
- развитие навыка узнавания неречевых звуков;
- различение одинаковых звукокомплексов по высоте, силе, тембру;
- различение слов близких по звуковому составу;
- дифференциация фонем;
- дифференциация слогов.
При проблемном обучении можно использовать такие упражнения как: «шумящие мешочки», «волшебные палочки», «где звенит?», «погремушки», «кто что услышал?», «что порвалось?» и др.
2. Развитие навыков звукового анализа и синтеза.
- определение порядка звуков в слове;
- выделение отдельных звуков;
- различение звуков по их качественным характеристикам (гласный – согласный, глухой – звонкий, твёрдый – мягкий);
- построение моделей (схем).
При проблемном обучении можно использовать такие упражнения как: «слушай и выбирай», «верно – неверно», «Незнайка», «звук потерялся», «распредели жителей по домикам». Важно предлагать ребёнку старшего дошкольного возраста игры с большим количеством выбора, это будет способствовать развитию критического мышления, что является проблемным обучением.
3. Развитие навыков звукового восприятия.
- определение наличие или отсутствие заданного звука в потоке отдельных звуков;
- определение наличие или отсутствие заданного звука в слоге;
- определение наличие или отсутствие заданного звука в слове;
- определение наличие или отсутствие заданного звука в словосочетаниях;
- определение наличие или отсутствие заданного звука в предложениях;
- определение наличие или отсутствие заданного звука в тексте (стихотворениях).
Заданиями в данном направлении могут служить: «поймай звук»; «в каком слоге спрятался звук?»; «есть ли звук в словах?»; «в каком слове есть заданный звук?»; «в каких словах есть заданный звук?» [11, c. 258].
Таким образом, происходит формирование фонематических процессов, которые являются важным компонентом грамотной и правильной речи, у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией средствами проблемного обучения.
- Архипова Е. Ф. Стёртая дизартрия у детей. М.: Астрель. 2017. С. 15-37.
- Доля И. Н. Технология коррекционной работы по формированию у дошкольников с патологией речи фонематического слуха // Концепт. 2019. №3. С. 14-21.
- Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. С. 680.
- Никишкова Н.В. Формирование фонематического восприятия как важнейшее условие овладения детьми правильным произношением // Colloquium-journal. 2020. №14. С. 27-29.
- Правдина О. В. Логопедия: уч.-е пособие для студентов дефектол. фак.- тов. пед. М.: Просвещение, 1973. С. 272.
- Селивёрстов В.И. Речевые игры с детьми. М.: ВЛАДОС, 1994. С. 167-184.
- Ситаров В. А. Проблемное обучение как одно из направлений современных технологий обучения // Знание. Понимание. Умение. 2009. №1. С. 148-156.
- Cохина Ф. А. Развитие речи детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1979. С. 185-197.
- Специальная педагогика. Преодоление ОНР дошкольников: Учебное методическое пособие / Под ред. Волосовец, Т.В. 2002. С. 25-41.
- Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит. СПб.: 1997. С. 25.
- Ткаченко Т. А. Развитие фонематического восприятия. Альбом дошкольника: Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. М.: ГНОМ и Д, 2005. С. 256-274.
- Ткаченко Т. А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. – СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000. С. 132.
- Ушинский, К.Д. Родное слово: Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. Алексеева, М.М., Яшина,В.И. М.: Академия, 1999. С. 28-36.
- Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» /
Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. М.: Просвещение, 1989. С. 73-85. - Филичева Т. Б., Чевелева Н. А., Чиркина Г. В. Нарушение речи у детей: Пособие для воспитателей. М.: Профессиональное образование, 2013. С. 37-59.
- Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения по развитию речи. М.:Айрис – пресс, 2008. С. 147-153.