Инсценировки, игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры, пьесы-сказки – это один из способов отработки правильной речи и уверенного общения в группе детей с ОВЗ.
Известно, что ребёнок, изображая других людей или животных, т. е., входя в определённый образ, может говорить более свободно. В играх – драматизациях отрабатывается навык правильной, выразительной речи и уверенного общения в коллективе. Ставя такие инсценировки, нами не преследуется цель обучать детей мастерству актёра. Важно создать ненапряженную, радостную обстановку, которая будет располагать детей к творческой игре и свободной речи. Участие в инсценировках даёт возможность перевоплощаться в различные образы и тем самым побуждает говорить свободно и выразительно, действовать раскованно. Любые инсценировки должны развёртываться в присутствии зрителей. Это вызывает у детей определённую ответственность, желание лучше сыграть свою роль, чётко говорить. Игры-драматизации можно осуществить по следующему плану: подготовка к инсценировке, подбор оборудования, распределение ролей, ход игры – драматизации. Подготовительная работа необходима для того, чтобы ознакомить детей с содержанием выбранного для инсценировки текста. Воспитатель коротко пересказывает или прочитывает его. Во время чтения текст передаётся в лицах. Дети вслед за воспитателем повторяют только слова действующих лиц. Затем, в вопросно-ответной беседе выявляется какие свойства характера присущи каждому персонажу, каковы должны быть его манера речи, мимика, жесты, походка. Такая подготовка настраивает детей на творческий лад.
Для инсценировки необходимо подобрать и изготовить определённое оборудование. Это могут быть маски персонажей. С помощью взрослых дети сами делают различные детали костюмов для исполнения ролей (например, шапочки с ушками, усики, хвостики; фартуки или косынки из ткани или бумаги т.п.). Рисуют, раскрашивают, вырезают из картона или плотной бумаги нехитрые декорации (ёлки, берёзки, цветы, грибы и пр.). Все эти поделки не просто ручной труд. Во время работы воспитатель просит каждого ребёнка рассказать о том, как он изготавливал то или иное оборудование. Это также один из видов речевой работы. Забавные костюмы и декорации помогут детям лучше ощутить себя определённым персонажем и перевоплотиться в соответствующий образ. Во время инсценировки маски надеваются на голову как шапочки. Лицо остаётся открытым, чтобы дети могли свободно дышать, говорить и видеть.
Важно предоставить ребёнку возможность выступить наравне с другими, хотя бы с самой маленькой ролью, чтобы таким образом дать ему возможность, перевоплощаясь отвлечься от речевого дефекта, обрести веру в себя. Не имеет значения, какую роль исполняет ребёнок (робкого зайца или находчивую Машу). Важно, что он создаёт образ с несвойственными ему самому чертами, учится преодолевать речевые трудности и свободно вступать в речь, справляясь с волнением.
По ходу инсценировки воспитателем постоянно организуется общение детей. Во время репетиции напоминается детям, чтобы они смотрели друг на друга, когда говорят, держались свободно. Помнили о том, что они артисты, поэтому говорить должны чётко, красиво.
Новые задачи ставит перед ребёнком участие в инсценировках сказок с несколькими действующими лицами. Он должен переключать своё внимание с одного партнёра на другого, внимательно следить за ходом всего действия и суметь вовремя сыграть свою роль. Ребёнку приходится многократно вступать в речевой контакт с разными участниками игры – инсценировки. Для инсценировок можно использовать известные детям народные сказки. Продолжается работа над выразительностью речи и движений. Простая форма речи, неторопливость развёртывания сюжета, частые повторы и рифмовка в тексте обусловливают естественные замедления речи и смысловые паузы.
Сказки подбираются по количеству участников с учётом возраста детей.
Как иллюстрацию, накануне новогоднего праздника, предлагаем читателям небольшую и наиболее удавшуюся в группе детей, инсценировку пьесы – сказки Ю. Кушака «Репка».
Ведущий.
Возле дома огород. Бабка с Внучкой у ворот. Жучка – хвост колечком, дремлет под крылечком. На крыльцо выходит Дед, он в большой тулуп одет. Из открытого окна Деду музыка слышна: «На зарядку, на зарядку становись!»
Дед.
У меня здоровье крепкое.
Посажу-ка лучше репку я!
Ведущий.
Лопату берёт, идёт в огород.
Бабка.
И у Бабки без зарядки,
Слава богу, всё в порядке!
Ведущий.
Рот разевает – сладко зевает!
Внучка.
Клонит бедную ко сну!
С понедельника начну.
Ведущий.
На лавку садится, заплетает косицу.
Жучка.
Поиграем лучше в прятки!
Кошка.
Обойдёмся без зарядки!
Ведущий.
Жучка – за Кошкой, Кошка – в окошко. Выходит Мышка в спортивных штанишках, майка на теле, в лапках гантели.
Мышка.
Раз и два! И три – четыре!
Стану всех сильнее в мире!
Буду в цирке выступать –
Бегемота поднимать!
Ведущий.
Бегает, прыгает, лапками дрыгает.
Дед.
Ох, умаялся с утра…
Бабка.
Да и мне на печь пора.
Ведущий.
Занимается рассвет. На крылечке снова Дед. Видит репу в огороде и себе не верит вроде. Встал он возле репки – репка выше кепки. Из открытого окна та же музыка слышна.
Дед.
Эх, бульдозер бы сюда,
Без него – совсем беда!
Ведущий.
Тянет-потянет – вытянуть не может.
Бабка.
Я сейчас!
Ай да репка удалась!
Ведущий.
Бабка за Дедку, Дедка за репку. Тянут – потянут – вытянуть не могут.
Дед.
Как тянуть? С какого боку?
Выйди, Внучка, на подмогу!
Ведущий.
Внучка за Бабку, Бабка за Дедку, Дедка за репку. Тянут – потянут – вытянуть не могут.
Внучка.
Ломит спину, ноют ручки!
Нет, не справиться без Жучки.
Ведущий.
Жучка за Внучку, Внучка за Бабку, Бабка за Дедку, Дедка за репку. Тянут – потянут – вытянуть не могут.
Жучка.
Разбудить придётся Кошку –
Пусть потрудится немножко!
Ведущий.
Кошка за Жучку, Жучка за Внучку, Внучка за Бабку, Бабка за Дедку, Дедка за репку. Тянут-потянут – вытянуть не могут.
Бабка.
Мышку кликнуть бы на двор.
Кошка.
Мышку звать?! Какой позор!
Мы пока и сами, кажется, с усами!
Ведущий.
Тут из норки Мышка прыг!
Ухватилась за турник.
Мышка.
Чем топтать без толку грядку –
Становитесь на зарядку!
Чтоб за дело браться,
Надо сил набраться!
Ведущий.
Все выходят по порядку.
Дружно делают зарядку.
Дед и Бабка.
Влево – вправо, влево – вправо –
Получается на славу!
Мышка.
Встали! Выдохнуть, вдохнуть!
А теперь пора тянуть!
Ведущий.
Мышка за Кошку, Кошка за Жучку, Жучка за Внучку, Внучка за Бабку, Бабка за Дедку, Дедка за репку. Тянут – потянут – вытянули репку!