Главная
Конференции
Инновационные результаты исследований в сфере естественных, технических и гуманитарных наук
Способ отработки правильной речи и уверенного общения в группе детей с ОВЗ (из о...

Способ отработки правильной речи и уверенного общения в группе детей с ОВЗ (из опыта работы)

Секция

Образование, педагогика

Ключевые слова

правильная речь
общение
дети
сказка

Аннотация статьи

В статье уделяется внимание анализу способа отработки правильной речи и уверенного общения в группе детей с ОВЗ (из опыта работы).

Текст статьи

Инсценировки, игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры, пьесы-сказки – это один из способов отработки правильной речи и уверенного общения в группе детей с ОВЗ.

Известно, что ребёнок, изображая других людей или животных, т. е., входя в определённый образ, может говорить более свободно. В играх – драматизациях отрабатывается навык правильной, выразительной речи и уверенного общения в коллективе. Ставя такие инсценировки, нами не преследуется цель обучать детей мастерству актёра. Важно создать ненапряженную, радостную обстановку, которая будет располагать детей к творческой игре и свободной речи. Участие в инсценировках даёт возможность перевоплощаться в различные образы и тем самым побуждает говорить свободно и выразительно, действовать раскованно. Любые инсценировки должны развёртываться в присутствии зрителей. Это вызывает у детей определённую ответственность, желание лучше сыграть свою роль, чётко говорить. Игры-драматизации можно осуществить по следующему плану: подготовка к инсценировке, подбор оборудования, распределение ролей, ход игры – драматизации. Подготовительная работа необходима для того, чтобы ознакомить детей с содержанием выбранного для инсценировки текста. Воспитатель коротко пересказывает или прочитывает его. Во время чтения текст передаётся в лицах. Дети вслед за воспитателем повторяют только слова действующих лиц. Затем, в вопросно-ответной беседе выявляется какие свойства характера присущи каждому персонажу, каковы должны быть его манера речи, мимика, жесты, походка. Такая подготовка настраивает детей на творческий лад.

Для инсценировки необходимо подобрать и изготовить определённое оборудование. Это могут быть маски персонажей. С помощью взрослых дети сами делают различные детали костюмов для исполнения ролей (например, шапочки с ушками, усики, хвостики; фартуки или косынки из ткани или бумаги т.п.). Рисуют, раскрашивают, вырезают из картона или плотной бумаги нехитрые декорации (ёлки, берёзки, цветы, грибы и пр.). Все эти поделки не просто ручной труд. Во время работы воспитатель просит каждого ребёнка рассказать о том, как он изготавливал то или иное оборудование. Это также один из видов речевой работы. Забавные костюмы и декорации помогут детям лучше ощутить себя определённым персонажем и перевоплотиться в соответствующий образ. Во время инсценировки маски надеваются на голову как шапочки. Лицо остаётся открытым, чтобы дети могли свободно дышать, говорить и видеть.

Важно предоставить ребёнку возможность выступить наравне с другими, хотя бы с самой маленькой ролью, чтобы таким образом дать ему возможность, перевоплощаясь отвлечься от речевого дефекта, обрести веру в себя. Не имеет значения, какую роль исполняет ребёнок (робкого зайца или находчивую Машу). Важно, что он создаёт образ с несвойственными ему самому чертами, учится преодолевать речевые трудности и свободно вступать в речь, справляясь с волнением.

По ходу инсценировки воспитателем постоянно организуется общение детей. Во время репетиции напоминается детям, чтобы они смотрели друг на друга, когда говорят, держались свободно. Помнили о том, что они артисты, поэтому говорить должны чётко, красиво.

Новые задачи ставит перед ребёнком участие в инсценировках сказок с несколькими действующими лицами. Он должен переключать своё внимание с одного партнёра на другого, внимательно следить за ходом всего действия и суметь вовремя сыграть свою роль. Ребёнку приходится многократно вступать в речевой контакт с разными участниками игры – инсценировки. Для инсценировок можно использовать известные детям народные сказки. Продолжается работа над выразительностью речи и движений. Простая форма речи, неторопливость развёртывания сюжета, частые повторы и рифмовка в тексте обусловливают естественные замедления речи и смысловые паузы.

Сказки подбираются по количеству участников с учётом возраста детей.

Как иллюстрацию, накануне новогоднего праздника, предлагаем читателям небольшую и наиболее удавшуюся в группе детей, инсценировку пьесы – сказки Ю. Кушака «Репка».

Ведущий.

Возле дома огород. Бабка с Внучкой у ворот. Жучка – хвост колечком, дремлет под крылечком. На крыльцо выходит Дед, он в большой тулуп одет. Из открытого окна Деду музыка слышна: «На зарядку, на зарядку становись!»

Дед.

У меня здоровье крепкое.

Посажу-ка лучше репку я!

Ведущий.

Лопату берёт, идёт в огород.

Бабка.

И у Бабки без зарядки,

Слава богу, всё в порядке!

Ведущий.

Рот разевает – сладко зевает!

Внучка.

Клонит бедную ко сну!

С понедельника начну.

Ведущий.

На лавку садится, заплетает косицу.

Жучка.

Поиграем лучше в прятки!

Кошка.

Обойдёмся без зарядки!

Ведущий.

Жучка – за Кошкой, Кошка – в окошко. Выходит Мышка в спортивных штанишках, майка на теле, в лапках гантели.

Мышка.

Раз и два! И три – четыре!

Стану всех сильнее в мире!

Буду в цирке выступать –

Бегемота поднимать!

Ведущий.

Бегает, прыгает, лапками дрыгает.

Дед.

Ох, умаялся с утра…

Бабка.

Да и мне на печь пора.

Ведущий.

Занимается рассвет. На крылечке снова Дед. Видит репу в огороде и себе не верит вроде. Встал он возле репки – репка выше кепки. Из открытого окна та же музыка слышна.

Дед.

Эх, бульдозер бы сюда,

Без него – совсем беда!

Ведущий.

Тянет-потянет – вытянуть не может.

Бабка.

Я сейчас!

Ай да репка удалась!

Ведущий.

Бабка за Дедку, Дедка за репку. Тянут – потянут – вытянуть не могут.

Дед.

Как тянуть? С какого боку?

Выйди, Внучка, на подмогу!

Ведущий.

Внучка за Бабку, Бабка за Дедку, Дедка за репку. Тянут – потянут – вытянуть не могут.

Внучка.

Ломит спину, ноют ручки!

Нет, не справиться без Жучки.

Ведущий.

Жучка за Внучку, Внучка за Бабку, Бабка за Дедку, Дедка за репку. Тянут – потянут – вытянуть не могут.      

Жучка.

Разбудить придётся Кошку –

Пусть потрудится немножко!

Ведущий.

Кошка за Жучку, Жучка за Внучку, Внучка за Бабку, Бабка за Дедку, Дедка за репку. Тянут-потянут – вытянуть не могут.

Бабка.

Мышку кликнуть бы на двор.        

Кошка.

Мышку звать?! Какой позор!

Мы пока и сами, кажется, с усами!

Ведущий.

Тут из норки Мышка прыг!

Ухватилась за турник.

Мышка.

Чем топтать без толку грядку –

Становитесь на зарядку!

Чтоб за дело браться,

Надо сил набраться!

Ведущий.

Все выходят по порядку.

Дружно делают зарядку.

Дед и Бабка.

Влево – вправо, влево – вправо –

Получается на славу!

Мышка.

Встали! Выдохнуть, вдохнуть!

А теперь пора тянуть!

Ведущий.

Мышка за Кошку, Кошка за Жучку, Жучка за Внучку, Внучка за Бабку, Бабка за Дедку, Дедка за репку. Тянут – потянут – вытянули репку!

Поделиться

1507

Лобынцева Л. И., Любивая Т. Г. Способ отработки правильной речи и уверенного общения в группе детей с ОВЗ (из опыта работы) // Инновационные результаты исследований в сфере естественных, технических и гуманитарных наук : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 12 ноября 2021г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2021. С. 109-112. URL: https://apni.ru/article/3140-sposob-otrabotki-pravilnoj-rechi-i-uverennogo

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря