Автор(-ы):
Гордиенко Кристина Сергеевна
Конференция
Секция
Образование, педагогика
Ключевые слова
Аннотация статьи
В данной статье работа в уголках чтения является ключевым факторов обогащения лексикона детей дошкольного возраста лексемами этнокультурного содержания.
Текст статьи
В связи с социальными изменениями в обществе родной язык становится символом национального самосознания. Важной ступенью в овладении русским языком является дошкольное образование. Поэтому необходимо обогащать словарь детей дошкольного возраста этнокультурной лексикой, которая способствует формированию речевой культуры, развитию духовно-нравственного мира дошкольника. Этим определяется актуальность исследования.
Вопросы этнокультуроведческого образования и воспитания стали предметом исследования многих учёных: Е.А. Быстровой, В.В. Дёмичевой, Т.Н. Голицыной, С.А. Кошарной, Н.А. Тураниной, В.В. Щеулиной, Т.В. Яковлевой и др., которые считают необходимым рассмотрение языка в контексте культуры, предлагают приёмы изучения языка на этнокультуроведческом материале.
Под этнокультурной лексикой мы понимаем слова, которые в наибольшей степени отражают специфику культуры русского народа, традиций, обрядов и обычаев, а также являются хранилищем национально-культурной семантики. Изучение лексики этнокультурного содержания обеспечивает приобщению детей дошкольного возраста к духовному наследию предков, а также становится основой формирования гражданского и этнического самосознания личности [3, с.46].
Методисты и воспитатели предлагают разнообразные методы и приемы, направленные на усвоение этнокультурной лексики. Но, как справедливо отмечает М.М. Алексеева, «одним из главнейших средств обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста является художественная литература» [1, c.76]. Одной из форм приобщения детей к чтению является книжный уголок, который организовывается в детском саду, начиная с самых младших групп. Это особое удобное, эстетически оформленное, специально выделенное место, где ребёнок может самостоятельно, по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть. Здесь происходит личностное общение ребёнка с произведением искусства – книгой и иллюстрациями, здесь он может рассматривать журналы и альбомы.
Обогащение словаря предполагает усвоение новых, ранее неизвестных детьми слов, а также новых значений тех слов, которые уже имелись в словарном запасе.
Как утверждает Е.В. Шибаева, «важнейшим условием результативной работы по обогащению и активизации словаря дошкольников является воспитание постоянного внимания к значениям и употреблению слов в речи» [2, c.65].
Кроме этого, мы рекомендуем подбирать литературу таким образом, чтобы в ней наибольшим образом отражалось культурное наследие русского народа. Например, русские народные сказки, пословицы, поговорки содержат в себе историческое наследие русского народа. Так, при чтении сказки «Царевна-лягушка», дети встречают слова этнокультурной направленности: купец, боярин, терем, царевич, каравай, палаты, красна-девица, почивать, кликать, пособить, кручиниться, горница, пир, скороход, гонец, тройка, кубок, избушка, ларец, царство.
При работе со словами этнокультурной направленности, мы выделили ряд приемов, способствующих обогащению словаря:
После этапа обогащения словаря необходимо, чтобы дети дошкольного возраста могли использовать в речи слова, содержание которых им известно. Для этого мы предлагаем приемы, способствующие активизации словаря:
Например, знакомство с фрагментом сказки «Царевна-Лягушка».
«…Старшие братья как пошли искать свои стрелы, сразу их нашли: один – в боярском тереме, другой – на купеческом дворе. А Иван-царевич долго не мог найти свою стрелу. Два дня ходил он по лесам и по горам, а на третий день зашел в топкое болото. Смотрит – сидит там лягушка-квакушка, его стрелу держит».
– Прослушайте фрагмент сказки. Определите слова, значения которых вам непонятны (боярский терем, купеческий двор).
Этап обогащения словаря:
Этап активизации словаря:
1. Подберите слова, которыми можно заменить слово «терем»:
Составьте со словом «терем» предложение.
2. Придумайте словосочетание со словами боярин, купец.
3. Опишите внешний вид боярина, купца.
Таким образом, предлагаемые методы и приемы помогают глубже усвоить этнокультурную лексику, способствуют развитию языкового чутья и языкового мышления. Кроме этого, необходимо отметить, что работа по изучению этнокультурной лексики должна быть не эпизодична, а систематична, что в значительной степени позволит повысить объем активного словаря у дошкольников.
Список литературы
Поделиться
Гордиенко К. С. Пополнение лексикона детей дошкольного возраста лексемами этнокультурного содержания с использованием уголков чтения // Инновационные результаты исследований в сфере естественных, технических и гуманитарных наук : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 12 ноября 2021г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2021. С. 100-103. URL: https://apni.ru/article/3153-popolnenie-leksikona-detej-doshkolnogo-vozras