В связи с социальными изменениями в обществе родной язык становится символом национального самосознания. Важной ступенью в овладении русским языком является дошкольное образование. Поэтому необходимо обогащать словарь детей дошкольного возраста этнокультурной лексикой, которая способствует формированию речевой культуры, развитию духовно-нравственного мира дошкольника. Этим определяется актуальность исследования.
Вопросы этнокультуроведческого образования и воспитания стали предметом исследования многих учёных: Е.А. Быстровой, В.В. Дёмичевой, Т.Н. Голицыной, С.А. Кошарной, Н.А. Тураниной, В.В. Щеулиной, Т.В. Яковлевой и др., которые считают необходимым рассмотрение языка в контексте культуры, предлагают приёмы изучения языка на этнокультуроведческом материале.
Под этнокультурной лексикой мы понимаем слова, которые в наибольшей степени отражают специфику культуры русского народа, традиций, обрядов и обычаев, а также являются хранилищем национально-культурной семантики. Изучение лексики этнокультурного содержания обеспечивает приобщению детей дошкольного возраста к духовному наследию предков, а также становится основой формирования гражданского и этнического самосознания личности [3, с.46].
Методисты и воспитатели предлагают разнообразные методы и приемы, направленные на усвоение этнокультурной лексики. Но, как справедливо отмечает М.М. Алексеева, «одним из главнейших средств обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста является художественная литература» [1, c.76]. Одной из форм приобщения детей к чтению является книжный уголок, который организовывается в детском саду, начиная с самых младших групп. Это особое удобное, эстетически оформленное, специально выделенное место, где ребёнок может самостоятельно, по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть. Здесь происходит личностное общение ребёнка с произведением искусства – книгой и иллюстрациями, здесь он может рассматривать журналы и альбомы.
Обогащение словаря предполагает усвоение новых, ранее неизвестных детьми слов, а также новых значений тех слов, которые уже имелись в словарном запасе.
Как утверждает Е.В. Шибаева, «важнейшим условием результативной работы по обогащению и активизации словаря дошкольников является воспитание постоянного внимания к значениям и употреблению слов в речи» [2, c.65].
Кроме этого, мы рекомендуем подбирать литературу таким образом, чтобы в ней наибольшим образом отражалось культурное наследие русского народа. Например, русские народные сказки, пословицы, поговорки содержат в себе историческое наследие русского народа. Так, при чтении сказки «Царевна-лягушка», дети встречают слова этнокультурной направленности: купец, боярин, терем, царевич, каравай, палаты, красна-девица, почивать, кликать, пособить, кручиниться, горница, пир, скороход, гонец, тройка, кубок, избушка, ларец, царство.
При работе со словами этнокультурной направленности, мы выделили ряд приемов, способствующих обогащению словаря:
- Выяснение значения слова по справочным материалам, т.е. по словарям; цель: выяснение точного значения слова.
- Объяснение значения слова путем показа картинки, макета или иного наглядного материала; цель: понимание значения слова с опорой на анализаторы.
- Объяснение значения слова путем замены его синонимом; цель: разграничение смысловых оттенков слов.
- Опора на контекст. Бывают случаи, когда основным средством раскрытия значения слова становится прочтение отрывка с этим словом; цель: школьники легче понимают не только прямое значение слов, но и переносное.
- Самостоятельное включение нового слова в иной контекст; цель: глубокое раскрытие значения слова.
- Замена антонимической парой; цель: легче понять и запомнить слова, которые изучаются в сопоставлении.
После этапа обогащения словаря необходимо, чтобы дети дошкольного возраста могли использовать в речи слова, содержание которых им известно. Для этого мы предлагаем приемы, способствующие активизации словаря:
- Составление словосочетаний; цель: закрепление связей между словами, так называемая сочетаемость слов.
- Составление предложений с одним словом или с заданными словами; цель: научить детей выражать относительно законченную мысль в четкой и правильной синтаксической структуре.
- Близкий к тексту пересказ прочитанного с использованием важнейшей лексики; цель: закрепление в памяти содержания прочитанного во всех его деталях и связях; усвоение логики образца и его языковых средств.
- Рассказы по наблюдениям или картинам и иные сочинения различных типов; цель: развитие наблюдательности, развитие умения находить причинно-следственные связи; развитие речи.
Например, знакомство с фрагментом сказки «Царевна-Лягушка».
«…Старшие братья как пошли искать свои стрелы, сразу их нашли: один – в боярском тереме, другой – на купеческом дворе. А Иван-царевич долго не мог найти свою стрелу. Два дня ходил он по лесам и по горам, а на третий день зашел в топкое болото. Смотрит – сидит там лягушка-квакушка, его стрелу держит».
– Прослушайте фрагмент сказки. Определите слова, значения которых вам непонятны (боярский терем, купеческий двор).
Этап обогащения словаря:
- Кто такие бояре? Посмотрите на картинку. Послушайте историческую справку. (Демонстрация изображения боярина). Боярин – знатный человек, занимающий важное место в государственном управлении.
- Что такое терем? (Демонстрация картинки). Терем – это деревянный дом в виде башни в древней Руси.
- Из какого материала строили терем? (Дерево).
- Встречали ли вы это слово в других сказках?
- В словосочетании «боярский терем», каким близким по значению словом мы можем заменить слово «терем»? (Дом).
- Посмотрите, как выглядели в старину купцы (демонстрация изображения). Купец – человек, занятый в сфере торговли.
- Каким словом мы можем заменить слово «купец»? (Торговец, продавец).
- Обратите внимание на одежду купцов.
Этап активизации словаря:
1. Подберите слова, которыми можно заменить слово «терем»:
- дом;
- строение;
- повозка;
- дерево.
Составьте со словом «терем» предложение.
2. Придумайте словосочетание со словами боярин, купец.
3. Опишите внешний вид боярина, купца.
Таким образом, предлагаемые методы и приемы помогают глубже усвоить этнокультурную лексику, способствуют развитию языкового чутья и языкового мышления. Кроме этого, необходимо отметить, что работа по изучению этнокультурной лексики должна быть не эпизодична, а систематична, что в значительной степени позволит повысить объем активного словаря у дошкольников.