Главная
АИ #45 (72)
Статьи журнала АИ #45 (72)
Психология восприятия изображения

10.5281/zenodo.14020795

Психология восприятия изображения

Рубрика

Менеджмент и маркетинг

Ключевые слова

визуальные элементы
цвет
композиция
освещение
эмоциональный отклик
потребительское поведение
нейромаркетинг
восприятие изображений
маркетинг
дизайн

Аннотация статьи

Статья посвящена исследованию влияния различных визуальных элементов, таких как цвет, композиция и освещение, на эмоциональный отклик потребителей и их решение о покупке. Визуальные стимулы играют ключевую роль в маркетинговых стратегиях и дизайне, формируя восприятие продукта и стимулируя потребительское поведение. В ходе эмпирического исследования были использованы анкетирование, методы нейромаркетинга и технология отслеживания движений глаз для оценки реакции участников на различные визуальные элементы. Результаты исследования показали, что цвет, композиционные решения и типы освещения оказывают значительное влияние на восприятие и поведение потребителей, что может быть использовано для оптимизации рекламных кампаний и улучшения визуального представления продуктов. В статье даны рекомендации для маркетологов и дизайнеров по эффективному использованию визуальных элементов для стимулирования покупок.

Текст статьи

Актуальность исследования

В условиях роста цифровой экономики и обострения конкуренции между брендами, маркетологам и дизайнерам приходится постоянно искать новые подходы для привлечения внимания и вовлечения потребителей. Использование изображений в рекламе, на сайтах, в социальных сетях и других каналах коммуникации стало стандартом. Однако далеко не все компании понимают, насколько мощными могут быть такие визуальные элементы, как цвет, композиция и освещение, в формировании эмоционального отклика и, следовательно, влиянии на поведение потребителей.

Современные исследования показывают, что человеческий мозг обрабатывает визуальную информацию в десятки раз быстрее, чем текстовую. Эмоциональные реакции на изображение формируются в течение первых 100 миллисекунд после его восприятия. Это особенно важно в эпоху краткосрочного внимания, где у потребителей есть буквально несколько секунд, чтобы принять решение о взаимодействии с рекламой или продуктом. Понимание того, как визуальные элементы могут управлять вниманием и вызывать желаемые эмоции, становится критическим аспектом успешных маркетинговых стратегий.

Независимо от типа бизнеса, знание того, как работают визуальные элементы, становится важным не только для создания привлекательного дизайна, но и для формирования позитивных ассоциаций и стимулирования покупательской активности. В условиях цифровой трансформации и постоянного увеличения объема визуального контента, такие знания помогают компаниям оставаться конкурентоспособными и повышать эффективность своих маркетинговых стратегий.

Цель исследования

Цель данного исследования заключается в изучении влияния различных визуальных элементов (цвета, композиции и освещения) на эмоциональный отклик потребителей и их решение о покупке.

Материалы и методы исследования

В исследовании приняли участие 150 человек, включая представителей разных возрастных групп и социально-экономических слоёв. Эксперимент состоял из трёх этапов, в которых участникам предъявлялись изображения с различными цветовыми решениями, композициями и типами освещения.

Для оценки эмоционального отклика и восприятия использовались следующие методы: анкетирование, методы нейромаркетинга, отслеживание движений глаз.

Результаты исследования

Психология восприятия изображения – это междисциплинарное направление, которое объединяет исследования из областей психологии, нейронауки, маркетинга и дизайна. Визуальные стимулы играют ключевую роль в формировании эмоционального отклика, что, в свою очередь, оказывает значительное влияние на когнитивные процессы, включая принятие решений, в том числе покупательских решений. Для понимания механизма восприятия изображений и влияния визуальных элементов, таких как цвет, композиция и освещение, важно рассмотреть теоретические подходы и научные исследования в этой области [1, с. 85].

Восприятие визуальных стимулов зависит от ряда факторов, включая особенности сенсорных процессов и когнитивные модели обработки информации. В классической психологии восприятия важным этапом является процесс интерпретации, когда мозг преобразует сенсорные сигналы в значимую информацию. Восприятие образов происходит с акцентом на целостность, где отдельные элементы воспринимаются не изолированно, а как часть целого. Этот принцип особенно важен при анализе композиции изображений: правильная расстановка визуальных элементов может усиливать восприятие образа, делая его гармоничным и легко интерпретируемым.

Эмоции играют центральную роль в восприятии изображений и их интерпретации. Современные исследования показывают, что эмоциональная реакция на изображение формируется уже в первые 100 миллисекунд после его восприятия. Эмоциональный отклик на визуальные стимулы может существенно влиять на когнитивные процессы и поведение. Это особенно важно в контексте покупательских решений, где визуальные элементы могут создавать положительное или отрицательное отношение к продукту.

Цвет является одним из самых мощных инструментов воздействия на восприятие и эмоции. Исследования в области психологии цвета показали, что разные цвета вызывают специфические эмоциональные состояния. Теплые цвета, такие как красный и оранжевый, часто ассоциируются с энергией, страстью и возбуждением, в то время как холодные цвета, такие как синий и зеленый, могут вызывать чувство спокойствия и доверия. Эта эмоциональная окраска цветов может быть использована в маркетинговых стратегиях для усиления определенных ассоциаций с брендом или продуктом [2, с. 107].

На физиологическом уровне цвет влияет на возбуждение нервной системы. Например, красный цвет связан с повышением уровня возбуждения и даже может увеличивать частоту сердечных сокращений. В маркетинге это используется для привлечения внимания, особенно в отношении товаров, которые требуют быстрого принятия решения, таких как рекламные акции или скидки.

Таблица 1 демонстрирует влияние различных цветов на восприятие и принятие решений.

Таблица 1

Влияние различных цветов на восприятие и принятие решений

Цвет

Влияние на восприятие

Эмоциональный отклик

Красный

Стимулирует активность, привлекает внимание

Энергия, возбуждение, страсть

Синий

Повышает концентрацию, успокаивает

Спокойствие, доверие, уверенность

Зеленый

Связан с природой, балансом

Гармония, расслабление, безопасность

Желтый

Привлекает внимание, вызывает оптимизм

Радость, тепло, счастье

Фиолетовый

Символизирует роскошь, креативность

Таинственность, роскошь, элитарность

Оранжевый

Стимулирует креативность и активность

Оптимизм, энтузиазм, дружелюбие

Грамотное использование цвета позволяет создавать целенаправленные эмоциональные реакции, что особенно важно в коммерческих и маркетинговых целях.

Композиция является ключевым элементом, определяющим восприятие и интерпретацию изображения. Основной принцип композиции заключается в том, как элементы внутри изображения взаимодействуют друг с другом и как они распределяют внимание зрителя. Правильная композиция помогает зрителю быстро и эффективно считывать информацию, тогда как нарушение композиционных правил может создавать чувство беспорядка и дезориентации.

Одним из самых популярных приемов в композиции является правило третей, которое уже рассматривалось в контексте фокусных точек изображения. Однако существуют и другие важные композиционные принципы, такие как симметрия, асимметрия и принцип «золотого сечения» [4, с. 119]. Например, симметричная композиция часто вызывает ощущение гармонии и порядка, тогда как асимметрия создает динамику и ощущение движения, что может быть использовано для привлечения внимания к определённым деталям на изображении.

Рисунок 1 иллюстрирует распределение внимания в симметричной и асимметричной композициях.

image.png

Рис. 1. Распределение внимания в симметричной и асимметричной композициях

Исследования также показывают, что зрители предпочитают композиции, где элементы гармонично распределены по пространству, так как это облегчает когнитивную обработку. В маркетинговых материалах неправильная композиция может снизить эффективность передачи информации или даже создать негативное восприятие продукта.

Освещение – еще один важный элемент восприятия, который может изменять не только внешний вид объектов, но и эмоциональную атмосферу. Оно способно не только изменять визуальные характеристики объектов, но и формировать психологическое восприятие. Установлено, что мягкое, рассеянное освещение создает ощущение уюта и спокойствия, тогда как жесткое, направленное освещение может усиливать восприятие драматизма или акцентировать внимание на деталях.

Интересным является эффект светотени – использование контраста света и тени для создания объемов и выделения объектов на изображении. Светотень широко применяется в искусстве и рекламе, чтобы добавить изображению глубину и повысить его визуальную привлекательность. Например, в рекламных кампаниях ювелирных изделий часто используют направленный свет, чтобы подчеркнуть блеск и текстуру драгоценностей.

Таблица 2 показывает влияние различных типов освещения на восприятие.

Таблица 2

Влияние различных типов освещения на восприятие

Тип освещения

Визуальный эффект

Эмоциональное воздействие

Мягкое рассеянное

Уют, мягкость

Спокойствие, расслабленность

Жесткое направленное

Резкие контрасты, акценты

Драматизм, внимание к деталям

Теплое освещение

Золотистые тона, тепло           

Комфорт, чувство уюта

Холодное освещение

Синеватые тона, четкость

Формальность, стерильность

Эти данные демонстрируют, как освещение может управлять настроением зрителя и создавать определенную атмосферу, что особенно важно в рекламе и презентациях продуктов.

Влияние визуальных элементов на поведение потребителей подтверждено многочисленными исследованиями в области нейромаркетинга и психологии восприятия. Визуальные элементы управляют вниманием зрителя, формируют эмоциональную реакцию и, в конечном счете, влияют на принятие решений. Положительный эмоциональный отклик на изображение повышает вероятность покупки на 25–40% [3, с. 280].

В частности, цветовые решения, правильная композиция и грамотно подобранное освещение могут значительно увеличить восприятие бренда как надежного и привлекательного, что особенно важно в условиях высокой конкуренции на рынке. Эффективные визуальные стимулы усиливают доверие к продукту и помогают создать положительные ассоциации с брендом.

Эмпирическая часть исследования направлена на подтверждение гипотезы о том, что различные визуальные элементы – цвет, композиция и освещение – оказывают значительное влияние на эмоциональный отклик потребителей и, как следствие, на их решение о покупке.

В исследовании приняли участие 150 человек, из которых 75% были потребителями товаров категории B2C (бизнес для потребителя), а 25% – представители B2B (бизнес для бизнеса). Возраст участников варьировался от 18 до 50 лет, что позволило охватить различные демографические группы.

Инструменты:

  • Анкетирование – каждый участник был опрошен для выявления базовых предпочтений относительно цветов, композиции и освещения. Для этого использовались шкалы Лайкерта, где участники оценивали свои эмоциональные реакции на предложенные изображения.
  • Эксперимент – участникам предлагались изображения продуктов, варьирующиеся по цветовым решениям, композиционным структурам и типам освещения. Реакции участников фиксировались как субъективно (с помощью анкет), так и объективно – с помощью технологии отслеживания движений глаз и регистрации эмоциональных реакций через нейромаркетинговые инструменты (электроэнцефалограмма, измерение частоты сердечных сокращений).

Эксперимент был организован в три этапа:

Этап 1: Цветовое восприятие.

Участникам были предложены изображения одного и того же продукта в разных цветовых вариациях: красный, синий, зеленый, желтый и нейтральные оттенки. Каждое изображение оценивалось с точки зрения вызванного эмоционального отклика и привлекательности товара. Основным показателем в данном этапе являлась вероятность того, что участник выберет изображенный продукт для покупки.

Этап 2: Композиция изображения.

На этом этапе были показаны изображения, различающиеся по композиции: симметричная, асимметричная, и композиция, основанная на правиле третей. Измерялось время, которое участники проводили, глядя на каждое изображение, а также их субъективное восприятие привлекательности продукта.

Этап 3: Влияние освещения.

Изображения продукта были представлены с различными типами освещения: мягкое рассеянное, жесткое направленное, теплое и холодное освещение. Основными метриками на этом этапе стали эмоциональные отклики участников и их предпочтение конкретных изображений для совершения покупки.

Для каждой группы изображений использовался метод отслеживания движений глаз, что позволило определить зоны фокуса внимания участников. Система регистрации эмоциональных реакций фиксировала изменения в состоянии участников, такие как изменение частоты сердечных сокращений и электрической активности мозга.

После сбора данных они были подвергнуты статистическому анализу для выявления корреляций между визуальными элементами и эмоциональными откликами участников, а также их решениями о покупке.

Результаты по цвету: изображения с использованием теплых цветов (красный и оранжевый) вызвали у участников более интенсивный эмоциональный отклик и чаще приводили к импульсивным решениям о покупке. Синий и зеленый цвета, напротив, вызывали более спокойные эмоции, что соответствовало более обдуманным покупательским решениям.

Результаты по композиции: симметричная композиция воспринималась как наиболее гармоничная, однако наибольшее внимание и положительные оценки вызвали изображения, построенные по правилу третей. Асимметричные композиции привлекали меньше внимания и воспринимались как менее привлекательные.

Результаты по освещению: мягкое, рассеянное освещение было наиболее предпочтительным, так как оно создавало ощущение комфорта и уюта. Жесткое освещение вызвало эмоциональное напряжение и воспринималось как менее привлекательное. Теплое освещение стимулировало положительные эмоции, тогда как холодное воспринималось более формально и менее благоприятно.

На рисунке 2 изображен график вероятности покупки в зависимости от освещения.

image.png

Рис. 2. Вероятность покупки в зависимости от освещения

Результаты проведенного эмпирического исследования показывают, что визуальные элементы, такие как цвет, композиция и освещение, действительно оказывают значительное влияние на эмоциональные реакции участников и их покупательское поведение. Эти данные дают возможность более глубоко понять, как зрительное восприятие может управлять выбором потребителя и какие именно аспекты визуальных элементов оказываются наиболее значимыми.

Результаты исследования предоставляют ряд рекомендаций для специалистов, работающих с визуальными материалами:

1) Использование цвета для повышения вовлеченности:

  • Для товаров, требующих быстрого принятия решений, предпочтительно использовать теплые, насыщенные цвета (красный, оранжевый). Это поможет привлечь внимание и стимулировать эмоциональное восприятие.
  • Для товаров высокого класса, требующих более рационального подхода, стоит использовать холодные и нейтральные цвета (синий, серый). Эти цвета создают ощущение надежности и стабильности.

2) Композиция для управления вниманием:

  • Визуальные материалы, направленные на продвижение товаров или услуг, должны использовать правило третей для создания точек фокусировки и удержания внимания.
  • Симметричные композиции можно применять в материалах, которые направлены на формирование доверия и стабильности, особенно для брендов, связанных с безопасностью и качеством.
  • Асимметрия подходит для создания динамики, но её следует использовать осторожно, чтобы не потерять внимание потребителя.

3) Освещение для создания эмоционального фона:

  • Мягкое рассеянное освещение следует использовать для товаров, связанных с комфортом, уютом или отдыхом (например, в рекламе мебели, одежды, косметики).
  • Жесткое освещение может быть эффективно в рекламе высокотехнологичных товаров или аксессуаров, где важна демонстрация деталей и текстуры.
  • Теплое освещение вызывает ассоциации с благополучием и спокойствием и должно быть использовано для товаров, ориентированных на семью и домашний уют.
  • Холодное освещение часто ассоциируется с современностью, технологичностью и свежестью. Оно может эффективно использоваться в рекламе товаров, связанных с инновациями, электроникой или модой, создавая ощущение чистоты и профессионализма.

Выводы

Проведенное исследование продемонстрировало, что визуальные элементы, такие как цвет, композиция и освещение, оказывают значительное влияние на эмоциональные отклики потребителей и, как следствие, на их решения о покупке. Основные выводы можно резюмировать следующим образом:

  1. Цвет является мощным стимулом, влияющим на эмоциональные реакции и покупательское поведение. Теплые и яркие цвета, такие как красный и желтый, вызывают более сильные эмоциональные отклики и чаще ассоциируются с импульсивными покупками. Нейтральные и холодные цвета способствуют более рациональному восприятию и решению о покупке, что делает их предпочтительными для товаров высокого ценового сегмента или долгосрочного использования;
  2. Композиция оказывает значительное влияние на восприятие гармонии и внимание. Композиции, построенные по правилу третей, создают наибольшее вовлечение, а симметричные композиции воспринимаются как более стабильные и предсказуемые. Асимметричные композиции, несмотря на создание динамики, вызывают меньше положительных откликов;
  3. Освещение создает эмоциональную атмосферу и влияет на восприятие продукта. Мягкое рассеянное освещение вызывает положительные эмоции и повышает вероятность покупки, тогда как жесткое освещение создает более напряженную и драматическую атмосферу, что снижает эмоциональную привлекательность.

Список литературы

  1. Альмухаметов Р.Д. Оценка психологического воздействия рекламы на потребителей // Юный ученый. – 2020. – № 2 (32). – С. 82-90.
  2. Косенкова Н.Г. Психологические аспекты восприятия экранного изображения // Вестник науки и образования. – 2019. – № 21-1(75). – С. 106-108.
  3. Рыбасова Ю.В., Блощаненко Ю.В., Опирайло А.В. Анализ психологических аспектов воздействия рекламы на потребителей // Молодой ученый. – 2015. – № 1(81). – С. 278-281.
  4. Шумакова Е.А. Эстетика визуального контента в маркетинговых коммуникациях // Медиасреда. – 2020. – № 2. – С. 117-124.

Поделиться

Мандрикян А.. Психология восприятия изображения // Актуальные исследования. 2021. №45 (72). URL: https://apni.ru/article/3155-psihologiya-vospriyatiya-izobrazheniya

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

осталось 5 дней

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря