Педагогические условия сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста

В данной статье рассматривается вопрос сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста в рамках дошкольного образовательного учреждения посредством создания педагогических условий, выявлена актуальность проблемы сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста и доказана необходимость создания педагогических условий в решении данной проблемы.

Аннотация статьи
дидактическая игра
предметно-развивающая среда
сенсорное развитие
младший дошкольный возраст
педагогические условия
Ключевые слова

В Федеральном Государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) выделены направления развития детей младшего дошкольного возраста. В таком направлении как познавательное развитие предполагается формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира - форме, цвете, размере, материале, пространстве и времени и др. Решение данной задачи педагогами дошкольных учреждений осуществляется в рамках сенсорного развития.

Сенсорное развитие – это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее. С восприятия предметов и явлений окружающего мира и начинается познание.

Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. А истоки развития сенсорных способностей лежат в младшем дошкольном возрасте. В этот период при соответствующих условиях у ребенка развиваются различные способности, обогащается сенсорный опыт ребенка посредством осязания, мышечного чувства, зрения, ребенок начинает различать величину, форму и цвет предмета.

Исследованиям в области сенсорного развития дошкольника уделяли внимание многие отечественные и зарубежные ученые. Наиболее значимыми в этом направлении являются такие отечественные авторы как: А.П. Усова, А.В. Запорожец, А.Г. Рузская, Н.А. Ветлугина, Л.А. Венгер, В.П. Зинченко, Э.Г. Пилюгина, Е.И. Тихеева и многие другие, а также зарубежные педагоги: Я.А. Коменский, Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли. Однако и на сегодняшний день существует необходимость исследования сенсорного развития дошкольника с учетом современной ситуации обновления дошкольного образования.

Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине. Положение в пространстве, а также запахе, вкусе. Значение сенсорного развития в младшем дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств и накопления представлений об окружающем мире. Без целенаправленного воспитания усвоение происходит стихийно, и оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Поэтому необходима организация систематической работы педагога с детьми по развитию и обогащению чувственного опыта ребенка, который будет способствовать формированию его представлений о свойствах и качествах предметов. Данные направления реализуются педагогом ДОУ в ходе сенсорного воспитания детей.

Основной задачей сенсорного воспитания является создание условий для формирования восприятия как начальной ступени познания окружающей действительности. С восприятия предметов и явлений начинается познание окружающего мира. Такие формы познания как – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатами их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.

Развитие сенсорных эталонов у детей младшего до школьного возраста будет эффективным при реализации следующих педагогических условий:

  • использование дидактических игр;
  • создание предметно-игровой среды в группе;
  • участие родителей в сенсорном раз витии ребенка.

Дидактические игры развивают сенсорные способности детей. В дидактических играх познавательная деятельность сочетается с игровой. С одной стороны, дидактическая игра выступает одной из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка, а с другой – игра является ведущим видом самостоятельной деятельности детей.

Практика использования дидактических игр с сенсорным содержанием показала, что наиболее интенсивно происходит сенсорное развитие детей младшего возраста при условии, что проводить их следует не от случая к случаю, а в определенной системе, в тесной связи с общим ходом сенсорного обучения и воспитания младших дошкольников. Воспитатель в совместной игровой деятельности с детьми обогащает их чувственный опыт для полноценного восприятия окружающего мира. Чем богаче ощущения и восприятия, тем шире и многограннее будут полученные ребенком сведения об окружающем мире.

Ни один из видов детской деятельности не может полноценно развиваться на чисто вербальном уро вне, вне предметной среды. Деятельность осуществима только при условии, что у ребёнка есть соответствующие объекты и средства, необходимые способы действия.

Таким образом, предметно-пространственная среда – составная часть развивающей среды дошкольного детства. Развивающая среда создает благоприятные условия для обучения ребенка в процессе его самостоятельной деятельности: ребе нок осваивает свойства и признаки предметов (цвет, форма, фактура), овладевает пространственными отношениями; овладевает миром звуков, приобщается к музыкальной культуре; развивается физически, познает особенности устройства собственного организма; экспериментирует с цветом, формой, создает продукты собственного творчества и т. д.

При организации уголка сенсорного развития в группе необходимо учитывать следующие критерии: доступность; безопасность; эстетичность; соответствие возрастным особенностям младших дошкольников.

Содержание сенсорного уголка должно быть направлено на развитие разных видов восприятия: для развития тактильных ощущений, осязания, для развития мелкой моторики рук, развития слухового восприятия.

Обогащению чувственного, сенсорного опыта способствует не только сенсорный уголок, но и вся предметно-развивающая среда группы.

Организация сенсорного воспитания детей невозможно без активного участия родителей.

На современном этапе в основу совместной деятельности семьи и ДОУ заложены следующие принципы:

  • родители и педагоги являются партнерами в воспитании и обучении детей;
  • единое понимание педагогами и родителями целей и задач воспитания и обучения детей;
  • помощь ребенку, уважение и доверие ему как со стороны педагогов, так и со стороны родителей;
  • знание педагогами и родителями воспитательных возможностей коллектива и семьи, максимальное использование воспитательного потенциала в совместной работе с детьми;
  • постоянный анализ процесса взаимодействия семьи и дошкольного учреждения, его промежуточных и конечных результатов.

Таким образом, одно из центральных мест в работе с малышами занимает использование игровых технологий для развития сенсорных эталонов, так как младший дошкольный возраст наиболее сенситивен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Условия, созданные в группе, способствуют: стимуляции сенсорных функций (зрение, обоняние, слух, осязание); развитию мелкой моторики рук ребенка; симуляции двигательной активности; активизации когнитивных процессов: памяти, мышления, внимания, восприятия); снятию мышечного и психоэмоционального напряжения; повышению мотивации к самостоятельной и экспериментальной деятельности дошкольников.

Текст статьи
  1. Альтхауз, Д. Цвет, форма, количество [Текст]: опыт работы по развитию познавательных способностей детей дошкольного возраста / Рус. пер. с нем. под ред. В.В. Юршайкина. - М.: Просвещение, 2018 - 64 с.
  2. Бондаренко, А.К. Дидактическая игра в детском саду [Текст]: практическое пособие для воспитателей детских садов / А.К. Бондаренко - М.: Просвещение, 2001. - 197с.
  3. Вайнерман, С.М. Сенсомоторное развитие дошкольников [Текст]: учебное пособие / С.М. Вайнерман, А.С. Большов, Ю.Р. Силкин. - М.: Владос, - 2017.
  4. Каралашвили, Е. А. Организация сенсомоторного уголка в группе детского сада [Текст] / Е.А. Каралашвили, О.В. Антоненкова, Н.Е. Малахова // Справочник старшего воспитателя, - 2018. - №5. – С.13.
  5. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]: документ/ утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва, 2013. - 20 с.
Список литературы