Национальное достояние Российской империи XIX века как многогранное отражение интеллектуальной разносторонности современной России

Данная научная статья посвящена проблеме восприятия современным обществом памятников литературы, архитектуры и искусства, имеющих огромное значение для сохранения истории России. Решение этой проблемы отражено в повышении уровня воспитания современного общества, нуждающегося в духовном просвещении.

Аннотация статьи
национальное достояние
мнение историков
современное общество
история России
литературное произведение
памятники архитектуры
Ключевые слова

Что же такое «Национальное достояние»? Викисловарь даёт нам следующее объяснение: «совокупность материальных и духовных ресурсов, благ и ценностей, принадлежащих народу и составляющих основу его устойчивого существования и развития» [1]. Наличие национального достояния определяет чувство патриотизма современного общества, поскольку оно, безусловно, предпринимает различные способы сохранения памятников культуры, сформированных несколько сотен лет назад. Однако существуют проблемы, непосредственно связанные с получением знаний о формировании этих объектов истории, предпосылках их возникновения и некоторых других. Актуальность рассмотрения определённых объектов национального достояния заключается в стремлении выделить отношение представителей постиндустриального общества к истории своей страны, а именно её становлению и развитию. Необходимо отметить конкретные памятники архитектуры, а также произведения литературы и искусства, на основании которых возможно исследовать нынешнее отношение людей к истории России в целом.

Среди памятников архитектуры XIX века наиболее яркими являются Монумент Минину и Пожарскому, Памятник Петру I и Памятник М.Ю. Лермонтову. Критика известных историков подчёркивает значимость как государственных деятелей, так и творцов литературы разных поколений. Так, В.О. Ключевский отмечал важность государственной реформы Петра I следующим образом: «Она была революцией не по своим целям и результатам, а по своим приемам и по впечатлениям, какое произвела на умы и нервы современников. Это было скорее потрясение, чем переворот. Это потрясение было непредвиденным следствием реформы, но не было ее обдуманной целью» [3]. Рассуждая над философской лирикой М.Ю. Лермонтова, русский историк написал произведение «Грусть», подчеркнув необходимость изучения стихотворений выдающейся личности в образовательных учреждениях: «Образцовые стихотворения Лермонтова с разрешения учебного начальства держатся еще в педагогическом обороте, и благодаря тому многие знают наизусть и Бородино, и Ветку Палестины, и даже Пророка» [4]. Подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского оценивается Н.М. Карамзиным как спасение Отечества от иностранного вмешательства, выраженное усердием этих деятелей: «История назвала Минина и Пожарского спасителями Отечества: отдадим справедливость их усердию, не менее и гражданам, которые в сие решительное время действовали с удивительным единодушием» [5]. Выдающиеся личности, о которых идёт речь, независимо от временных рамок заслуживали памятливого отношения, выразившегося в формировании монументов и памятников архитектуры в XIX веке. Стихотворные произведения, написанные в XIX веке, до сих пор вносят огромный вклад в современную систему образования в связи с актуальностью поднимаемых поэтами той эпохи проблем в настоящее время. Данные памятники архитектуры XIX века способны подтолкнуть современного человека к изучению истории своей страны в различный период её становления и развития.

Литературное произведение – одно из основных национальных достояний XIX века, базирующееся на отражении современниками (авторами) данной эпохи основных представлений о нелёгком положении Российской империи, вызванном Отечественной войной 1812 года и продолжавшимся крепостничеством. Ярким представителем поэзии, охватывающей существовавшее в то время крепостное право, был Александр Сергеевич Пушкин. Ода «Вольность», написанная в 1817 году, передаёт сложившееся после Отечественной войны 1812 года неблагоприятное социальное настроение, определявшееся распространением крепостничества на всех, кто принимал участие в сражениях за Родину. Описанные А.С. Пушкиным события носят исторический характер в силу того, что они во многом порождали идеи и настроения освобождения русского народа от крепостной зависимости [6]. Отталкиваясь от этого, можно заключить, что данное произведение, написанное в XIX веке, способно подвести современное молодое общество к заинтересованности в изучении таких исторических аспектов, как восстание декабристов 1825 года, Отечественная война 1812 года и многих других немаловажных событий того знаменательного периода. Наиболее ярко события Отечественной войны 1812 года отражены в романе Л.Н. Толстого «Война и мир», выступающего национальным достоянием Российской империи. В своём произведении Л.Н. Толстой показал весь патриотизм русского народа, способного встать на защиту Родины и дать серьёзный отпор наступающему врагу. Автор романа показывает, как русский народ в условиях тяжёлого труда, крови и страданий проявляет всю свою мощь и силу, а именно необходимые для победы человеческие качества, тесно связанные с моралью и нравственностью [2]. Роман «Война и мир» действительно считается значимым литературным памятником современности как XIX века, так и современности. Данное произведение позволяет нынешнему читателю проникнутся не только литературными воззрениями Л.Н. Толстого, но и историческими данными, выражающими итоги Отечественной войны 1812 года, среди которых выделяется пробуждение чувства национального самосознания русского народа. Содержание данного литературного произведения способно сформировать в сознании современного человека патриотические мотивы, а именно внутренние побуждения, выражающие любовь к Родине. Отдельного внимания заслуживает многотомное сочинение Н.М. Карамзина «История государства российского». Н.М. Карамзин является не только хорошим историческим критиком, но и отличным писателем эпохи XIX века. Его произведение касается различных периодов развития российского государства, среди которых можно выделить призвание варягов, нашествие монголо-татарского ига на Русь, правление Ивана Грозного и многие другие [7]. Важность многогранного сочинения Н.М. Карамзина заключается в наличии исторических фактов, служащих основой при изучении современным обществом истории России. Таким образом, «История государства российского» – памятник истории, предоставляющий возможность современному российскому обществу обогатить свои знания и представления о процессе развития государственности.

Обобщая вышесказанное, можно заключить, что национальное достояние истории, архитектуры и литературы XIX века находит активное отражение и в настоящее время. Со временем значимость памятников культуры только укрепляется, а их влияние на современное общество постоянно увеличивается. Большинство литературных произведений служит источником знаний об истории России, что, в свою очередь, должно приводить к повышению уровня интеллектуальной разносторонности молодых людей, изучающих творчество поэтов и писателей XIX века. Постиндустриальное общество, предоставляющее возможность людям легко находить нужную им информацию, подразумевает способность активно работать с произведениями прошлых столетий, находящихся в открытом доступе. Пользуясь такой возможностью, современный человек должен черпать как можно больше знаний об истории своей страны из того, что мы называем национальным достоянием, сформированным несколько сотен лет назад.

Текст статьи
  1. Викисловарь [Электронный ресурс] URL: https://ru.wiktionary.org/wiki/
  2. Якласс [Электронный ресурс] URL: https://www.yaklass.ru/materiali?mode=sochi&sochid=4995
  3. Ключевский В.О. Курс русской истории (Лекция LXVIII. Значение реформы Петра Великого) // М.: Издательство «Академический проект», 2017. С. 842.
  4. Ключевский В.О. Грусть // М.: Издательство «Печатник», 2018. (новое издание). С. 1-2.
  5. Карамзин Н.М. О случаях и характерах в российской истории, которые могут быть предметом художеств // Москва, 2017. (новое издание) С. 222-223.
  6. Лепахин В.В. Пушкин о царях и царе // Великий Новгород: Издательство «Учёные записки Новгородского государственного университета», 2019. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pushkin-o-tsaryah-i-tsare/viewer
  7. Жбанкова М.С. Иван Грозный в оценке Н.М. Карамзина и русских писателей 30-х годов XIX века // Воронеж: Издательство «Учёные записки Орловского государственного университета», 2018. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ivan-groznyy-v-otsenke-n-m-karamzina-i-russkih-pisateley-30-h-gg-h1h-veka/viewer
Список литературы