С давних пор во всех государствах мира люди борются с одним из самых разрушительных явлений в общественно-правовой среде – коррупцией. В разные периоды существования стран использовались различные методы для описания, изучения и противодействия коррупции, охватывающей все слои социума и вертикали власти. Её разрушительное влияние сказывалось на судьбе не только отдельных личностей, но и целых государств. Однако и в настоящее время с развитием общества развивается и проявление коррупции, продолжается совершенствование методов борьбы с ней. В данной статье мы хотели бы попытаться провести анализ развития коррупции и её пагубного влияния на конкретных исторических примерах и выявить самые эффективные механизмы противодействия ей.
Для начала давайте разберемся с термином «коррупция». На сегодняшний день существует чёткое Определение данному понятию, установленное законом. Согласно статьи 1 пункта 1 закона о противодействии коррупции, это дача либо получение взятки, злоупотребление полномочиями или же служебным положением, либо же коммерческий подкуп или иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц, либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение вышеуказанных деяний от имени или в интересах юридического лица [1]. Иными словами – это умышленное влияние на определённое лицо с использованием ценных средств ради получения собственной выгоды незаконным путём.
Коррупцию можно рассматривать как в узком, так и в широком смысле. В узком смысле она раскрывается через модель подкупа. А в широком смысле – через описательные характеристики служебным положением. Взяточничество (подкуп) – является одним из самых главных проявлений коррупции. Как правило, взятки даются чиновникам в обмен на разного рода преференции. Взятка может быть передана как наличными денежными средствами, так и любым движимым и недвижимым имуществом. Что касается коррупции в широком смысле – это социальное явление, которое выражается в разложении государственными и муниципальными служащими, уполномоченными на выполнение государственных функций своего служебного положения в корыстных целях для обогащения [2].
Однако в толковании узкого и широкого смыслов нельзя ограничиваться только политической средой. Изучив вышеупомянутый закон о противодействии коррупции, а также статью 290 УК РФ [3], мы столкнулись с тем, что законодатель рассматривает коррупцию исключительно в политическом аспекте. Конечно, есть определение «коммерческий подкуп», затрагивающее иные сферы, но оно является размытым. Объектом взяточничества могут быть не только политические интересы, но и любые другие блага, которые гражданин намеревается получить через конкретных лиц, при этом не исключая посредничества. Мы предлагаем рассматривать акты проявления коррупции по следующей схеме: от зависимого лица, дающего взятку, к исполняющему лицу, и наоборот. На наш взгляд, использование предложенной схемы позволит более детально рассматривать данное явление, а значит, и совершенствовать механизмы борьбы с ним.
Вопрос о противодействии коррупции во всех её проявлениях в нашем государстве является актуальным довольно долгое время. Так еще при Иване Грозном в «Судебнике» 1550 года впервые появились наказания за взяточничество, к которым относили взыскание денежных средств, публичное битьё, а также более суровые – заключение под стражу и смертная казнь. Опричнина, по мнению ряда учёных, так же стала одним из средств по борьбе не только с сепаратизмом, но и коррупцией [4].
С течением времени коррупцию продолжала существовать. Начали появляться новые законопроекты, направленные против нее. Так 17 марта 1714 г. был издан «Указ о фискалах и о их должности и действии», регламентирующий полномочия фискалов и меры по борьбе с взяточничеством и казнокрадством, а в 1715 г. был принят Артикул Воинский, в котором впервые в истории российского права была реализована попытка систематизации уголовно-правовых норм. В нём были описаны такие преступления, как злоупотребление властью в корыстных целях, взяточничество, подделка печатей и документов, срывание указов, за которые грозило наказание в виде смертной казни, тюремного заключения или телесных наказаний [5]. Говоря о схожести мер наказания за взяточничество времён Ивана Грозного и Петра Великого, можно проследить совершенствования нормативно-правовых актов, препятствующих коррупции: расширяется её толкование, а значит, сокращается список возможных проявлений, которые ранее не были охвачены законом. При этом, все больше коррупция описывается как явление в политической сфере общества.
Конечно, в современной России тяжело говорить о таких видах наказания за коррупционные преступления, как битьё или же смертная казнь, однако в ряде других стран таковые имеются. К примеру, в Китае достаточно строгое законодательство, которое предусматривает за коррупцию тюремное заключение от 10 до 20 лет, или смертную казнь. К тому же, там за взятки к ответственности могут привлечь кого угодно, как высокопоставленных чиновников и политиков, так и мелких фигур. Известно, что с 2000 года в Китае публично расстреляли 10 тысяч чиновников. В Сингапуре работает "презумпция коррумпированности", согласно которой чиновник, подозреваемый в получении взятки, считается виновным, пока не докажет обратное. Если же вину докажут, коррупционер должен будет выплатить штраф в 100 тысяч долларов и может сесть в тюрьму на срок до 7 лет. Также чиновник, которого осудили за коррупцию, останется без работы, льгот и пенсии. Собственно, именно поэтому это страна с одним из самых низких уровней коррумпированности в мире [6]. В Российской Федерации самым мягким наказанием за получение Взятки является штраф, а самым суровым – лишение свободы на срок до 15 лет. Кроме того, за получение взятки лишают права занимать определённые должности или же заниматься определённой деятельностью.
Сравнивая виды наказания в перечисленных странах с видами в России, можно говорить о том, что самая эффективная, не нарушающая принципов гуманности – у Сингапура. На наш взгляд, это весьма приемлемо и для нашей правовой системы. Применение этих способов в России могло бы сократить объём коррумпированной деятельности.
Таким образом, мы можем говорить о том, что коррупция во всех своих проявлениях – противоправное деяние, дестабилизирующее общество и государство, нарушающее принципы законности и правопорядка. Коррупция охватывает все слои населения, вне зависимости от статуса и полномочий конкретного лица. Противодействие коррупции в России длится уже довольно долгое время. При этом, расширяется свод нормативно-правовых документов, регулирующих борьбу с ней. Однако в данное время в других странах существуют более эффективные методы борьбы с коррупцией, не исключающие принципов гуманности. Вопрос о рецепции этих методов остаётся открытым. Также актуальным является пересмотр самого толкования коррупции законодательством России, применение более практичных схем её описания и содержания для эффективной борьбы с ней.