Кризис среднего возраста, синдром Анны Карениной у матерей и его влияние на детей

Статья посвящена острому типу переживания кризиса среднего возраста в форме синдрома Анны Карениной у инфантильных женщин и его социальному наследованию, как жизненного сценария, детьми от матерей.

Аннотация статьи
синдром Анны Карениной
кризис среднего возраста
жизненный сценарий
инфантильность
воспитание подрастающего поколения
Ключевые слова

В середине жизни, в возрасте, примерно, от 35 до 45-50 лет, современное население настигает кризис среднего возраста, связанный с подведением промежуточных итогов жизни, с отчетом перед самим собой по поводу сбывшихся, или не сбывшихся надежд и планов юности. У женщин среднего возраста этот кризис может проявляться в виде синдрома Анны Карениной, для которого характерно переживание эротической любви по подростковому, или юношескому типу: безрассудное и даже опасное поведение, манкирование своими обязанностями перед близкими и профессиональными обязанностями, демонстрация подросткового эротизма, для которого характерно предаваться страсти с любовником в неподобающих местах, к примеру, прямо на рабочем месте, или дома, на супружеском ложе, что может приводить к различным неприятностям, и негативно влиять как на карьеру женщины, так и на её семейную жизнь.

Современные Анны Каренины подходят к кризису среднего возраста позже своего литературного прототипа. Если Анне, на момент описываемых в романе Л.Н. Толстого событий, было 25-30 лет, в то время - возраст угасания женской молодости, в настоящее время подобный период наступает ближе к сорока годам.

В российском обществе все ещё сильны гендерные патриархальные стереотипы и проекции, построенные на рассмотрении женщины, как товара, как «слабого» пола, причем, товара «скоропортящегося», главная ценность которого в его физической привлекательности [1, с. 186-222; 2; 3; 7; 8], в результате чего женщины особенно остро переживают появление первых физиологических признаков старения и социальных стереотипов, касающихся «бальзаковского возраста», хотя в настоящее время возраст «за тридцать» – это, скорее, окончание юности, чем старение.

Современная, достаточно доступная народу медицина и улучшение, несмотря на его химизацию, питания, повышение его разнообразия, приводит к замедлению, по сравнению с предыдущими веками, физиологического старения. Женский пол также ощутил на себе благотворное воздействие отсутствия постоянных беременностей и родов, снижения их количества и частоты: достаточно редки в настоящее время случаи, когда женщина рожает более двух раз ежегодно («погодки»), или каждые несколько лет. В результате, психологический возраст населения, менее обремененного семейными тяготами и детьми, также снижается: многие женщины ведут в возрасте тридцати-тридцати пяти лет образ жизни, скорее, характерный для молодёжи. В масс-медиа, к тому же, популяризируется инфантилизация населения, эгоцентризм [5, 6]. В результате женщины тридцати-тридцатипяти-сорокапяти-летнего возраста начинают вести себя, практически, как подростки. Пропаганда, льющаяся, как помои, из экранов и интернет-пабликов гласит: «Ты никому ничего НЕ должен / НЕ должна», а данный лозунг подразумевает и кодирует на то, что «никому» значит НЕ только «никому другому», но и «себе ничего НЕ должен», то есть «НЕ должен заботиться даже и о собственном благе», как инфант, как новорожденный ребенок. В результате, многие молодые люди и люди среднего возраста и даже пожилого возраста начинают исповедовать гедонизм: они стремятся к удовольствиям, напрочь забывая о цене данных удовольствий, прямо как подростки. Но, если подростки не имеют жизненного опыта, то люди, остро переживающие кризис среднего возраста, как правило, по причине собственной инфантильности [6], полностью вытесняют из собственных поступков здравый смысл.

У инфантильных субъектов молодость, как правило, проходит по накатанной общественной модой и одобряемым стилем жизни стезе: у женщин настоящего века – это получение образования, профессиональная деятельность, создание семьи, рождение детей, как правильно, одного-двух. Пока жизнь такой молодой женщины идёт сообразно одобряемой обществом модели поведения, у неё работает принцип удовольствия от собственной «востребованности», как товара: она женщина, избранная мужчиной, мужем, и она мать. Психологическая незрелость и инфантильность толкает такую женщину на неосмотрительный выбор, точнее, она, не стремящаяся к самоактуализации, к полному раскрытию собственных талантов, идентифицирующая свою суть только с анимой, с женственностью в самой примитивной её сути, реализует женскую программу жизни. Затем, такая потенциальная Анна Каренина в водовороте жизни обнаруживает первые признаки старения в возрасте от 25-35 лет, и, поскольку сексуальная привлекательность, декларируемая обществом чуть ли как не единственная ценность женщины, воспринимается ею как неотделимая часть её самости, она остро ощущает «потерю себя».

Такая Анна Каренина, не имеющая никаких интересов, помимо собственной привлекательности и востребованности, потеряв яркий эротический интерес мужа и замечая, что мужчины, подобные ей, такие же инфантилы, переживающие кризис среднего возраста, начинают обращать внимание на женщин значительно моложе их, Анна устремляет своё внимание на мужчин моложе себя, и, беря пример с подобных мужчин, разрушает свою семью и вступает в брак с мужчиной, минимум на десять моложе неё, пытаясь «омолодить» свой стиль жизни и получая, чаще всего инфантильного мужа-сына в придачу, альфонса.

В настоящее время всё ещё сильны патриархальные стереотипы и проекции, базирующееся на признании женщин «слабым» и подчинённым мужчинам полом. З. Фрейд отражал этот психологический стереотип, описывая кастрационный комплекс у мальчиков, связанный со страхом потери полового члена, как главного атрибута мужской самоидентификации, и у девочек, как комплекс неполноценности из-за отсутствия полового члена, внушенный им мальчиками и обществом [4]. В результате, инфантилы обоих полов: мужчины, находящиеся в кастрационной тревоге, в страхе перед потерей сексуальной привлекательности для противоположного пола, и женщины, испытывающие подобную тревогу и не способные перерасти эротическую любовь, характерную для подросткового возраста, и выйти на уровень зрелой любви, построенной, помимо эротического компонента, на общности интересов, на общем деле, бросаются «во все тяжкие»: разрушают семьи, которые им и были нужны в своё время только инициации, для утверждения своей «необходимости, признанности», кардинально, и, как правило, с большими потерями для себя, меняют собственную профессиональную карьеру, как правило, отказавшись от всех своих ранних достижений. В результате происходит, как бы, «обнуление» всех предыдущих жизненных успехов, что не может не привести через некоторое время к острому разочарованию по типу Анны Карениной, в буквальном и в фигуральном плане, «к бросанию под поезд».

Как правило, Анны Каренины, в настоящее время, идут на серийное переживание такого опыта многократной смены любовников и мужей. Зачастую, современные Анны Каренины сами были воспитаны в браке своей матери – отчимом(ами). Можно сказать, что опыт серийной моногамии, порой переходящей в полигамию (измены партнеру, супругу), современные женщины перенимают от матери, живущей постоянным переустройством своей личной жизни, и, зачастую, профессиональной карьеры.

Влияние на детей подобной регулярной неустроенности личной жизни материи и её постоянного переустройства просто разрушительно: часто меняется уклад жизни, дети психологически остро переживают скандальный, как правило, развод матери, причем, зачастую, не единственный, затем у детей складываются положительные, или отрицательные отношения с новым партнёром, супругом матери, а вскоре, как правило, через несколько лет, следует новый развод: таков жизненный сценарий Анны Карениной: этот синдром будет «обостряться» у неё снова и снова, поскольку Анна – существо инфантильное, подросток в душе, который переживает новый кризис подросткового возраста при наступлении среднего возраста. Фактически, во время кризиса среднего возраста, такие Анны Каренины, ведут себя как подростки, страдающие эффектом непреодолимости, сметая всё и всех на своём пути, в том числе и собственных детей. Дети Анны Карениной, скорее всего, практически обречены усвоить её сценарий: острое переживание кризиса среднего возраста и разрушение собственной жизни и жизни своих детей.

Текст статьи
  1. Бобрышов С.В., Авдеева Л.А., Гузева М.В., Долганина В.В., Кольцова И.В., Липилина Е.Ю., Смагина М.В., Суменко Л.В., Таран О.А., Хилько О.В., Ширванян А.Э., Шумакова А.В., Яшуткин В.А. Педагогика и психология родительства и семейного воспитания. - Учебнoе пoсoбие. / Под общей редакцией С.В. Бобрышова. - Москва, 2020. – 368 с.
  2. Бобрышов С.В., Пикалов Д.В., Погребная О.С., Тинькова Е.Л., Тронина Л.А., Ушмаева К.А., Чотчаева М.Ю., Хилько О.В. Человек в смыложизненных образах, проекциях и концепциях: социогуманитарная рефлексия: Ставропольский государственный педагогический институт. - Ставрополь, 2020. – 319 с.
  3. Кольцова И.В., Швецова О.В. Психологический комплекс Евы: перспективы разработки понятия и применения в половом воспитании населения // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - № 66-3. - С. 357-361.
  4. Фрейд З. Анализ фобии пятилетнего мальчика (1909) – Эссе. [Электронный ресурс]. https://www.b17.ru/blog/40470/ (дата обращения: 08.11.2021).
  5. Хилько О.В. Инфантилизация населения: истоки и последствия // Педагогическая наука и практика – региону. материалы XVI региональной научно-практической конференции: ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт». - 2016. - С. 225-230.
  6. Хилько О.В. Психологическая зрелость как центральный компонент психологического и физического здоровья  // Проблемы современного педагогического образования. – 2017. – № 55-7. - С. 324-328.
  7. Швецова (Хилько) О.В. Психологические комплексы Евы и Лилит (Анти-Евы): роль в половом воспитании населения. // Прикладная психология и психоанализ. - 2020. № 1. - С. 3. [Электронный ресурс] https://ppip.idnk.ru/ (дата обращения: 04.11.2021).
  8. Швецова О.В. Современные гендерные тенденции // Прикладная психология и психоанализ. - 2013. - № 2. - С. 2. [Электронный ресурс] https://ppip.idnk.ru/ (дата обращения: 04.11.2021).
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 13 августа по 19 августа
Осталось 3 дня до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
23 августа
Загрузка в eLibrary
23 августа
Рассылка печатных экземпляров
02 сентября