Тяжелые нарушения речи – это стойкие специфические отклонения в формировании компонентов речевой системы (лексического и грамматического строя речи, фонематических процессов, звукопроизношения, просодической организации звукового потока), отмечающихся у детей при сохранном слухе и нормальном интеллекте [2, с.22]. Устная речь у детей с тяжелыми нарушениями речи характеризуется строгим ограничением активного словаря, стойкими аграмматизмами, несформированностью навыков связного высказывания. Особенности речевого развития данной категории детей оказывают влияние на формирование личности ребенка, а также всех психических процессов и учебной деятельности.
Указанные выше особенности в развитии детей с тяжелыми нарушениями речи спонтанно не преодолеваются. Они требуют от педагогов специально организованной коррекционной работы посредством инновационных приемов, так как данные приемы помогают специалистам повысить эффективность занятий по развитию речи и других психических процессов [1, с.12].
В настоящее время активно используются различные современные технологии и методики, к которым и относится технология скрайбинг – (от английского слова «scribe» – набрасывать эскизы или рисунки).
Скрайбинг – новейшая техника, изобретенная британским художником Эндрю Парком для британской организации, занимающейся популяризацией научных знаний. Речь выступающего иллюстрируется «на лету» рисунками фломастером на белой доске (или листе бумаги). Получается, как бы «эффект параллельного следования», когда мы и слышим, и видим примерно одно и то же [3, с.5].
Для нашей страны это явление новое и пока еще не всем понятное, однако спрос на него увеличивается с каждым днем. В целом, глядя на скрайб-рисунки, слушатель должен воссоздать в памяти услышанный рассказ и воспроизвести его. Если рисунки подобраны правильно, это не составит особого труда. Поэтому важно не как рисовать, а что рисовать.
Отличительная особенность скрайбинга в работе с детьми в сравнении с другими способами донесения информации заключается в том, что появляется возможность задействовать одновременно слух, речь, зрение и воображение ребёнка. А когда фиксация простых образов происходит в процессе донесения информации, дошкольники их не только лучше понимают, но и запоминают. Глядя на скрайб-рисунки, ребёнок может воссоздать в памяти услышанный рассказ и воспроизвести его, хотя бы в общих чертах. Данная технология активно может применяться в развитии связной речи у детей тяжелыми нарушениями речи.
Техника скрайбинга не требует затрат и может быть использована в любом месте и в любое врем, как на индивидуальных, так и на подгрупповых занятиях.
В коррекционно-развивающей работе с детьми все скрайбинги можно разделить на несколько видов (рис.).
Рис. Виды скрайбинга в коррекционно-развивающей деятельности с детьми дошкольного возраста
Используя данную технологию в совместной деятельности с детьми, следует выделить основные этапы скрайбинга:
1 этап – сформулировать тему (идею). Она должна быть понятной для детской аудитории.
2 этап – разработать сценарий. Необходимо подробно продумать и законспектировать, о чем будет говориться и с помощью каких образов будет передаваться смысл для детей определенного возраста.
3 этап – продумать рисунки-скетчи. Их количество и скорость, с которой они будут демонстрироваться детям, должны совпадать со временем на озвучивание.
Наиболее важные моменты использования скрайбинга в работе с детьми заключаются в следующем.
Прежде всего, необходимо учитывать возрастные особенности детей, а также интеллектуальный, эмоциональный и физический уровень развития.
При создании историй необходимо наличие определенного персонажа или героя. У каждого из них должны быть особенные черты характера, которые будут отображаться в изложенных событиях. Основной персонаж непременно должен вызывать симпатию. История должна вызывать чувства эмпатии представленными персонажами.
Важно использовать открытые вопросы в адрес детей, которые привлекают детей к участию в рассказанной истории. Нужно понимать, что изложение фактов – это ещё не история. Дети целостно воспринимают мир. Исходя из этого необходимо добавлять эмоциональный фон к фактам. Кроме того, не стоит забывать то, что воображение и фантазия у детей более гибкие, нежели у взрослого.
Таким образом, следует отметить, что использование скрайбинга в логопедической работе с детьми дошкольного возраста, значительно увеличивает эффективность процесса запоминания, повышает его объём, обогащает словарный запас, развивает связную речь, и развивает творческое воображение дошкольников. У детей появляется желание пересказывать – ребенок понимает, что это совсем не трудно. Процесс заучивания стихов превращается в игру, которая очень нравится детям. Следовательно, скрайбинг является одним из эффективных способов не только развития речи дошкольников, но и таких основных психических процессов как память, внимание, образное мышление.