Введение
Современная человеческая жизнь насыщена множеством стрессов
ситуаций, играющих важную роль во всех ее сферах деятельности. В одних случаях они оказывают положительное влияние, способствуя сопротивлению воздействию неблагоприятных факторов, тогда как в других их чрезмерное влияние может дестабилизировать все функциональные системы и привести к необратимым процессам. В процессе действия физиологического стресса происходит нарушение информационных связей между различными функциональными системами организма, каждая из которых начинает функционировать отдельно от других, включая свои защитные механизмы для поддержания работоспособности.
Цель – определить факторы, влияющие на формирование стрессовых ситуаций военнослужащих.
Задачи:
- изучить особенности стрессовых ситуаций и их классификацию в сфере военной службы;
- исследовать влияние средств физической подготовки на формирование стрессоустойчивости военнослужащих.
Методы исследования.
Теоретические: анализ, синтез, систематизация.
Эмпирические: поиск, анализ и интерпретация статистических данных по теме исследования, составление географических карт;
Математические: статистическая обработка данных.
В работе использовались различные источники данных – книги и энциклопедии, онлайн-ресурсы.
По данным социологических опросов, приведенных в средствах массовой информации, в настоящее время деятельность военнослужащего обществом воспринимается как одна из самых опасных профессий.
Анализируя особенности служебной и боевой деятельности военнослужащих, можно выделить ряд требований, предъявляемых к ним в современных условиях:
- формирование реальных представлений о будущих действиях службы в экстремальных условиях, умение реально воспринимать грядущую опасность, умение адекватно оценивать действия противника, а также прогнозировать их реакцию;
- высокая степень адаптации персонала к работе в экстремальных условиях;
- наличие высокого уровня развития физических и специальных качеств, высокая степень психологической устойчивости, умение применять оружие для поражения [1].
С момента создания действующей армии вопросы физического развития и повышения квалификации военнослужащих получили повышенное внимание. Изменение методов, тактики и характера боевых операций, увеличение технического оснащения Вооруженных сил сделали необходимым непрерывное совершенствование системы физического воспитания подготовки военнослужащих с целью обеспечения постоянной готовности подразделений, подразделений и формирований.
В соответствии с данными, опубликованными в средствах массовой информации Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) в 2006 году, следует, что только в Европе из 870 млн. человек около 100 млн. постоянно испытывают состояние тревоги и депрессии; 4 млн. страдают биполярными аффективными расстройствами и 4 млн. – паническими расстройствами. Одновременно с этим приводятся неутешительные сведения о количестве зарегистрированных случаев общественно опасных действий, совершенных психически больными людьми [3].
В настоящее время проводятся специальные курсы со всеми категориями военнослужащих для адаптации персонала к характеру предстоящих нагрузок. При выделении специфики службы используются изометрические упражнения, проводятся перекрестки с ориентированием на местности и преодолением специальной полосы препятствий (в полевой форме, с оружием и снаряжением). Солдаты должны равнодушно воспринимать пожары, развалины, трупы. По этой причине он считается полезным развитие соответствующих душевных качеств. Для этого выбрасывать на тренировочную площадку макеты изуродованных трупов, предметы домашнего обихода и т. Чем правдоподобнее и страшнее, тем лучше.
Проблема стресса у специалистов различных сфер профессиональной деятельности приобретает все возрастающую научную и практическую актуальность в связи с непрерывным ростом социальной, экономической, экологической, техногенной, личностной крайности нашей жизни и существенным изменением содержания и условия работы представителей многих профессий. Увеличивается количество возможных проблемных ситуаций, возрастает профессиональная и личная ответственность за результаты и последствия деятельности.
Суть заключается в противоречии, которое состоит в том, что, с одной стороны, солдат вовлечен в экстремальное пространство профессиональной деятельности и это требует от него стрессоустойчивости, а с другой стороны, уделяется недостаточное внимание развитию стрессоустойчивости военнослужащих в профессиональной деятельности. Проблема развития стрессоустойчивости приобретает особую актуальность в связи с социальной, экономической, политической и практической важностью правильного уровня стрессоустойчивости в деятельности военнослужащих [2].