Главная
АИ #50 (77)
Статьи журнала АИ #50 (77)
Нейрогимнастика в коррекционно-развивающей деятельности с детьми дошкольного воз...

Нейрогимнастика в коррекционно-развивающей деятельности с детьми дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи

Автор(-ы):

Телепнева Наталья Александровна

Чехлыстова Татьяна Юрьевна

Галуцкая Мария Юрьевна

Секция

Образование, педагогика

Ключевые слова

нейрогимнастика
межполушарное взаимодействие
коррекционно-развивающая деятельность
дети дошкольного возраста
тяжелые нарушения речи

Аннотация статьи

В статье освещается актуальность использования нейрогимнастики в коррекционно-развивающей деятельности с детьми дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи. Дано научное обоснование, цели и задачи, а также представлены основные упражнения и варианты их использования в коррекционно-развивающей деятельности с детьми дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи.

Текст статьи

Стремительный рост числа детей с нарушениями в речевом развитии предполагает применение разнообразных методов, приёмов и средств в коррекционно-развивающей деятельности с детьми дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи. У детей, имеющих речевые и психические нарушения, встречается неловкость в движениях, они слабы физически, они быстро утомляются и имеют низкую производительность, им сложно переключать своё внимание, удерживать и распределять его - эти характеристики являются признаком того, что у ребёнка имеются незрелости развития мозговых структур [2, с. 17].

Научные исследования выявили, что определенные физические движения способствуют сбалансировано развивать оба полушария головного мозга [1, с. 3]. На основании полученных выводов возникла - гимнастика для мозга или кинезиологические упражнения. Кинезиология (от греческих «кинезис» – движение и «логос» – знание) – это прикладная наука, помогающая развивать умственные способности личности через выполнение определенного рода заданий.

Нейрогимнастика – это метод двигательной нейропсихологической коррекции, который был разработан в 1970 годах Полом Деннисоном. Это немедикаментозный вид помощи детям, имеющим различные неврологические заболевания, который направлен на коррекцию различных нарушений ребёнка с целью восстановления у него нормального функционирования мозга.

Исследования выявили, что становление межполушарных связей происходит у детей до определенного возраста: у девочек – до 7 лет; у мальчиков – до 8–8,5 лет. С помощью специально подобранных упражнений организм координирует работу правого и левого полушарий и развивает взаимодействие тела и интеллекта. Каждое из упражнений нейрогимнастики способствует возбуждению определенного участка мозга и включает механизм объединения мысли и движения, что в свою очередь способствует развитию координации движений и психофизических функций.

Основная цель применения нейрогимнастики с детьми дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи – это активизация развития речи детей. Основные задачи: стимулировать речевую активность детей; развивать слухоречевое внимание детей; развить нейродинамические процессы головного мозга, отвечающие за речь ребёнка; развивать познавательные процессы (внимание, память, мышление).

Все упражнения в рамках использования нейрогимнастики, условно можно разделить на три функциональных блока (рисунок).

Рис. Функциональные блоки использования нейрогимнастики в коррекционно-развивающей деятельности с детьми дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи

Нейрогимнастика будет эффективны только в том случае, если она проводится регулярно, систематически и в спокойной, доброжелательной обстановке. Как правило рекомендуется проводить нейрогимнастику в форме игры во время утренней гимнастики, перед началом коррекционно-развивающей деятельности, во время коррекционно-развивающей деятельности, на прогулке и в свободной деятельности детей, чтобы повысить их результативность. Важно точное выполнение каждого упражнения, следовательно большое внимание отводится изучению упражнений, которые постепенно усложняются, и увеличивается объём выполняемых заданий [3, с. 184].

Рассмотрим несколько наиболее эффективных заданий для стимулирования межполушарных взаимодействий.

Примеры упражнений для 4-5 лет.

 «Кулак – ребро – ладонь». Для усиления взаимодействия левого и правого полушарий мозга следует предложить ребенку простое упражнение «Кулак – ребро – ладонь», которое выполняется так: взрослый показывает ребенку три движения, которые делаются в заранее продуманной последовательности. Первые 10 повторений ребенок делает совместно с родителем, затем – пробует самостоятельно. Постепенно в работу включаются обе руки, движения должны быть синхронными. Также такое несложное задание помогает улучшить внимание.

Перекрестные шаги. Очень хорошее упражнение для развития координации движения и бинокулярного зрения, что в дальнейшем благоприятно скажется на навыках письма, чтения и слушания. Порядок действий таков: ребенок встает прямо; поднимает согнутую в колене правую ногу так, будто хочет сделать шаг на месте; согнутую в локте левую руку тянет к правому колену; далее движения повторяются, но теперь к левому колену стремится правый локоть. Число повторов – от 5 до 10. Некоторые исследователи считают, что подобные перекрестные движения способствуют развитию речи.

«Энергетическая зевота». Необходимо закрыть глаза и, имитируя зевоту, делать массажные движения в области соединения челюстей. Продолжительность – 1-2 минуты, но начать можно и с меньшего. Регулярное выполнение помогает развить внимание и способность осознанно слушать информацию.

«Активация рук». Порядок действий таков: левая рука вытягивается над головой, ее необходимо как следует потянуть; правая сгибается в локте и помещается на левую, ниже локтя; Левой совершаются движения вперед и назад, влево и вправо относительно головы. Правая же создает противовес, препятствует движениям. Интересно, что если сравнить длину конечностей сразу после выполнения задания, левая будет слегка длиннее. После этого все повторяется, но уже вытягивается правая.

Упражнения для детей 5-6 лет.

«Ленивые восьмерки» – очень полезное для глаз упражнение, делать которое можно так: предложить ребенку мысленно «нарисовать» на воздухе горизонтальную восьмерку (значок бесконечности). Сначала ребенок пробует «нарисовать» одной рукой 3 раза, затем – второй. Далее руки соединяются замком, упражнение повторяется двумя одновременно. Движения при рисовании «восьмерок» должны быть плавными, мягкими.

«Двойные каракули» – еще одна полезная игра. Задача ребенка – одновременно двумя руками «нарисовать» на воздухе «каракули» (что-то наподобие спирали) так, чтобы каждая часть рисунка находилась на собственной стороне от срединной линии. Постепенно задание можно усложнить, предлагая изобразить сердечки, круги, прямоугольники. При выполнении сидя рисовать можно не только ладонями, но и стопами. Два упражнения следует чередовать.

«Сова» – отличное упражнение, помогающее улучшить память, речь, математические способности. С ним справятся дети 5-6 лет и старше. Порядок выполнения таков: левой рукой осуществляется своеобразный «захват» мышц правого плеча; теперь необходимо повернуть голову, чтобы взглянуть назад через левое плечо, сделать вдох, сохраняя плечи прямыми; затем подбородок опускается на грудь, делается вдох, плечи расслабляются; после этого упражнение повторяется на другую сторону. Интересно, что для развития левого полушария следует как можно чаще тренировать правую сторону – и наоборот.

Таким образом, нейродинамическая гимнастика для детей дошкольного возраста дает возможность решить массу конкретных задач, а не только усилить межполушарное взаимодействие и когнитивные способности. Польза ее в следующем: стимулирует развитие памяти и мыслительной деятельности; помогает получить энергию, необходимую для обучения; снижает утомляемость; улучшает моторику, как мелкую, так и крупную; благоприятно сказывается на процессе письма и чтения; повышает коммуникативные способности.

Список литературы

  1. Крупенникова О. Как развивать мозг через движение [Электронный ресурс] URL: semeynoe.com>magazine/theory/psy… kineziologiya/
  2. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизартрии): учебное пособие. / Л.В.Лопатина, Серебрякова Н.В.. –– Спб.: Изд-во «СОЮЗ», 2018. – 192 с.
  3. Пьянова Л.А. Нейрогимнастика в коррекции нарушений речевого развития и оздоровления детей дошкольного возраста // Сборник «Образование и психологическое здоро- вье» в сетевом издании «Региональный социопсихологический центр». 2018. – 237 с.

Поделиться

2785

Телепнева Н. А., Чехлыстова Т. Ю., Галуцкая М. Ю. Нейрогимнастика в коррекционно-развивающей деятельности с детьми дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи // Актуальные исследования. 2021. №50 (77). С. 119-121. URL: https://apni.ru/article/3430-nejrogimnastika-v-korrektsionno-razvivayushch

Другие статьи из раздела «Образование, педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#19 (201)

Прием материалов

4 мая - 10 мая

осталось 5 дней

Размещение PDF-версии журнала

15 мая

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

24 мая