В современном мире в разных странах присутствуют свои методики образования и воспитания в определённых образовательных организациях. Так кинофильм «Хористы» показывает нам один из ярких примеров применения к детям отличных друг от друга методик воспитания. Так же применяется в сравнение методик между собой и выявление положительных и отрицательных сторон в каждой из них с помощью психолого-педагогического кейса. Данный метод направлен на решение определенной проблемы, однако данная проблема не дается в готовом виде, а формулируется преподавателем, исходя из условий реальной учебной ситуации [1, с.7]. И на примере этой кинокартины с помощью анализа и обобщения мнений можно составить определённый психолого-педагогический кейс, который отражает реальные проблемы в современной системе образования и способы решения этих проблем.
В кинокартине «Хористы» рассказывается история Клемана Матье о его пути преподавания в интернате. Это заведение для трудных подростков с «говорящим» названием «Дно пруда». Потерпевший множество неудач в поиске работы, педагог решается на серьёзный шаг – пойти работать преподавателем музыки. Его карьера композитора не сложилась: все произведения он писал «в стол», и впредь он решил не браться за то, в чём у него не было успеха. Однако его фраза в начале фильма говорит совсем о другом: «Никогда не говори никогда. Всегда можно начать сначала». Эта мысль пронесена сквозь все произведение.
На новой работе его окрыляют новые идеи и смыслы. Наконец он нашел тех, кто как никто нуждался в его музыке – это были воспитанники этого учреждения. В первую очередь Матье видит в них не хулиганов и оборванцев, с которыми «невозможно по-другому», он видит в них обычных, свободолюбивых и способных ребят. По началу, все в действительности кажется ему потерянным. Например, учитель, на подмену которого пришел главный герой, уходил с должности из-за серьезных ран, нанесенных ему детьми. Клеман Матье и сам боялся их расправы над собой. Но этот страх не менял его доброго отношения к ним.
Очень быстро учитель музыки узнает причины такой озлобленности детей. Не только судьба искалечила их души, они страдают от жесткости директора интерната Рашена. Он придерживается метода «акция равно реакция», который предполагает телесные и моральные наказания за любую провинность. Это могут быть побои, пытки, публичное унижение, общественное наказание, принудительный труд, изоляция и другие. Этих убеждений придерживались ещё два преподавателя, для них «реакция» должна была быть именно жестокой. Они были убеждены, что предпринимают единственно правильные меры, и лишь посмеивались над «романтиками» и даже жалея их. Один лишь смотритель до прихода в школу Матье относился к ребятам по-другому. Даже когда один из детей тяжело ранил его в лицо, он говорил: «Мне жаловаться не пристало, мне скорее жальче этих ребят. Нужно знать их лучше».
Главный герой приходит в ужас от жестокости и хладнокровия своих коллег. Матье убежден, что воспитанники интерната такие же дети, как и все остальные. Условия, в которых они находятся, делают их жестокими. И в конце концов ему удается своей добротой, уважением и собственным примером открыть запрятанные внутри учеников светлые порывы их душ. Более того, занимаясь с ребятами, он чувствует, что раскрывает не только их потенциал, но и обретает нечто новое для себя самого.
Чем же его метод воспитания отличался от методов его коллег? Почему дети открылись ему? Как Матье увлек учеников общим делом и чего ему это стоило?
Его подход отличался снисходительным и добрым отношением к ученикам. Однако дети не сразу принимают его. Они делают то, что привыкли делать с учителями: дразнили, оскорбляли, высмеивали, воровали. Одной добротой было действовать нельзя. Но это вовсе не означало, что нужно было проявлять жестокость, как это делали другие учителя. Между жестокостью и строгостью есть большая разница. Хорошо понимая ее, главный герой предпочитал второе. Он не спускает с рук ребят их проказы и проступки, но и не издевается над ними. Матье старается решить вопросы без третьих лиц, а не публично, не выдает ребят жесткому директору и всячески их защищает. Вместе с тем герой призывал учеников отвечать за свои слова и поступки. Например, он предложил ученику, виновному в травме смотрителя, ухаживать за ним, пока тот не оправится. Он не посадил провинившегося в карцер, не избил и не опозорил – словом не сделал всего того, что делали с учениками до его прихода в школу. Таким образом, ученик прочувствовал все последствия, которые повлек его поступок, а также имел возможность в какой-то мере искупить его своими действиями. Тем самым Матье просто ломал стереотипы ребят об учителях, выводил их из зоны комфорта и постепенно завоевывал их доверие.
Однажды придя к ученикам перед сном, он услышал, как те поют «частушки-дразнилки» про него. Но Клеману Матье даже не пришло в голову мысль оскорбиться и наказать ребят. Войдя, он говорит одному из них, что тот поет фальшиво, и показывает, как нужно, в очередной раз поражая сознание учеников. Он не обижается на детей, а внезапно задумывается о звучании их голосов. В эту ночь он снова достает ноты и пишет простенькую мелодия для них. Он решает создать хор. Неважно как они будут петь, главное, что это их увлекает. Незатейливый текст про жизнь в интернате приходится детям по душе, и начинаются долгие репетиции. Объединённые общим делом, ученики начинают меняться. Из озлобленных и запуганных детей, они постепенно превращаются в ответственных и вовлеченных. Благодаря особому подходу в воспитании, педагогу удаётся поселить в сердцах мальчиков надежду на лучшую жизнь и раскрыть талант к творчеству. Более того, педагог смог обнаружить в одном из мальчиков Пьере Моранже удивительные способности. Клеман Матье сначала сделал его солистом хора, а потом настоял на его поступлении в Лионскую консерваторию. В последствии Пьер стал знаменитым дирижёром.
Но чего это ему стоило? Бессонные ночи, долгие репетиции и конфликты с директором. Рашен был против этой затеи. Он вообще был дурно настроен ко всем ученикам, можно предположить, что на это влиял страх за его троих дочерей. Да и вообще в лице воспитанников он как будто хотел проучить и перевоспитать весь неблагонадежный мужской род, безустанно угрожающий его девочкам. Однако директор все-таки снисходит до согласия, продолжая смотреть на эту затею скептически. Позже он не признает, что сниженное количество инцидентов связано с вовлеченностью ребят в музыку, называя данный факт совпадением. Директор закрывает хор. Но Матье с ребятами продолжает репетировать тайком. Дети все больше вовлекаются в процесс, скоро нарушение запрета становится известным Рашену. Но это совпадает с приездом важных гостей, и директор вынужден поступиться с собой. Когда слушать хор приезжают благотворительницы, все заслуги он нагло приписывает себе. Матье не сопротивляется этому. Но по-прежнему злясь на Матье, директор находит повод, чтобы выгнать его из заведения, когда тот нарушил инструкции, случайно спася тем самым жизнь детям. Директор запрещает Матье прощаться с детьми, и они посылают своему любимому учителю самолетики из окон с благодарностями.
Матье удалось не только изменить поведение и жизнь учеников, но и взгляды других преподавателей. Постепенно, его коллеги осознают свою неправоту и жестокость Рашена. Главный герой несмотря на насмешки показывает своим примером как нужно находить общий язык с учениками. Вскоре другие учителя и вовсе становятся союзниками главного героя и смотрителя. Во время занятий учитель алгебры даже подыгрывал им на клавесине. А когда героя уволили, они коллективно написали жалобу на директора и разоблачили его лицемерие и жестокость. Благодаря мудрости, доброте и таланту Клемена Матье дети приобрели бесценный опыт, который понесут в свои жизни. Главный герой – отличный пример для педагогов. Именно такое сочетание личностных качеств позволяет раскрыть потенциал любого ребенка. А его мудрое решение о создании хора – пример того, что любую проблему можно решить без насилия. Особенно, если она связана с детьми.
В заключении хотелось бы сказать, что данный психолого-педагогический кейс помог определить для каждого из нас понятие о влиянии правильного и рационального педагогического подхода. Данные подходы на каждого человека могут влиять по-разному, так как все мы личности и все индивидуальны, но стоит понять, что иногда даже самый радикальный жестокий метод воспитания, который применяется к «трудным» детям, может быть не только бесполезен, но и вреден. Поэтому для построения правильной методики воспитания стоит оценить и рассмотреть окружающую обстановку, и также обратить внимание на внутреннее состояние людей, окружающих тебя.