Практика применения настольно-печатных игр «ходилок-бродилок» в социально-коммуникативном развитие дошкольников с ограниченными возможностями здоровья

В данной статье мы рассказываем, о том, что использование в совместной деятельности с детьми настольно-печатных игр, как одних из видов дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста всегда была и остается особой сферой активности и социально-коммуникативного развития детей и всесторонней подготовки ребенка к дальнейшей жизни.

Аннотация статьи
социально-коммуникативное развитие
социализация
социальная активность личности
коррекционно-развивающая деятельность
социум
ограниченные возможности здоровья
Ключевые слова

В настоящий момент вопрос социализации детей с ограниченными возможностями здоровья занимает одно из важных мест в коррекционно-развивающей деятельности с детьми. Часто отклонения в развитии ребенка приводят к его изоляции или ограничении общения с социумом.

Задачей целенаправленной работы по социализации считается формирование социально-активной личности, способной к творческой деятельности, самореализации, установившей гармоничную систему отношений с другими людьми, общества. Накопление ребёнком самостоятельности и необходимого социального опыта под руководством взрослых способствует раскрытию возрастного потенциала дошкольников. Именно в дошкольном возрасте при создании определенных условий, процесс социализации проходит эффективно. Одним из особых ведущих средств социализации дошкольников, является игровая деятельность, через которую ребенок воспроизводит систему социальных отношений в обществе.

Известно, что игровая деятельность остается ведущей в формировании личности ребёнка, так как игра является самым естественным видом деятельности для дошкольника и младшего школьника. Игра формирует у ребенка навыки социального поведения, помогает освоить социальный опыт, развить творческую активность, любознательность, самостоятельность, инициативность, то есть именно игра формирует личность ребенка.

В организации игры с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья необходимо учитывать индивидуальные особенности детей, что поможет создать такие ситуации, которые наиболее важны для конкретного ребёнка или группы детей. Например, повышать активность застенчивого ребенка или совершенствовать самоконтроль у излишне расторможенного или агрессивного. Только тогда в работе с ребенком можно достигнуть того уровня его развития, который максимально соответствует его возможностям.

Игровая деятельность всегда была и остается особой сферой активности детей, так как природа создала детские игры для всесторонней подготовки ребенка к дальнейшей жизни.

Актуальностью вышесказанного обуславливается использование в совместной деятельности с детьми настольно-печатных игр «Ходилок-бродилок», как одних из видов дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста.

Перечислим основные причины использования игр в деятельности с детьми:

  1. Время требует перестройки в содержании и формах работы с детьми, творческих усилий, поиска новых подходов к каждому ребенку с учетом его уровня развития, особенностей нервной системы и способности к усвоению знаний, активного использования научных достижений в области педагогики и психологии.
  2. Игра – ведущий вид деятельности ребенка-дошкольника.
  3. Развиваются новые психологические прогрессивные образования, и возникает мощный познавательный мотив, являющийся основой возникновения стимула к учебе. Нет игры у дошкольника - нет интереса к учебе у школьника.
  4. Возрастные особенности детей, связанные с недостаточной устойчивостью и произвольностью внимания, преимущественным развитием памяти, преобладанием наглядно-образного типа мышления. Дидактическая игра как раз и способствует развитию у детей психических процессов.
  5. Недостаточно сформирована познавательная мотивация. Дидактическая игра во многом способствует преодолению трудностей.

Настольные игры «Ходилки-бродилки» выполняют ряд следующих функций:

  • дают детям возможность учиться и приобретать на практике навыки, необходимые для успешной учебы в школе;
  • узнавать о правилах, соблюдении очереди, честности, испытать чувство победы и поражения;
  • дают возможность узнать цвет, слова признания, согласования, учета, развивают память, учат распознавать образы, развивают логику;
  • тренируют мелкую моторику каждый раз, когда дети играют.

Работа по обучению детей настольно-печатным играм строится в несколько этапов:

1 этап: Подготовительный

  • отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения: углубление и обобщение знаний, развитие сенсорных способностей, активизация психических процессов (память, внимание, мышление, речь);
  • установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определенной возрастной группы;
  • определение наиболее удобного времени проведения игры;
  • выбор места для игры, где дети могут спокойно играть, не мешать другим;
  • определение количества играющих;
  • подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры;
  • подготовка к игре самого воспитателя: он должен изучить и осмыслить весь ход игры, свое место в игре, методы руководства игрой;
  • подготовка к игре детей: обогащение их знаниями, представлениями о предметах, необходимыми для решения игровой задачи.

2 этап: Проведение игры

  • ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре;
  • объяснение хода и правил игры;
  • показ игровых действий, в процессе которого воспитатель учит детей правильно выполнять действие, доказывая, что в противном случае игра не приведет к нужному результату;
  • определение роли воспитателя в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра (определяется возрастом детей, уровень их подготовки, игровых правил);
  • проведение итогов игры – это ответственный момент в руководстве ею, т.к. по результатам, которых дети добиваются в игре можно судить об ее эффективности, о том, будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной игровой деятельности ребят.

3 этап: Анализ проведенной игры. Направлен, на выявление приемов ее подготовки и проведения, какие приемы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему. Кроме того, анализ позволяет выявить индивидуальные особенности в поведении и характере детей и, значит, правильно организовать индивидуальную работу с ними.

В дальнейшем ребенок имеет возможность самостоятельно в свободной деятельности осуществлять выбор игры. Подбор игр осуществляется с учетом возрастных особенностей детей и изучаемой лексической темы образовательной деятельности ДОУ.

Таким образом, мы можем отметить, что систематическое использование игр «Ходилок-бродилок» способствует всестороннему развитию детей, развивает самостоятельность, умение организовывать свою деятельность и закрепить пройденную лексическую тему в соответствии с календарно-тематическим планированием.

Текст статьи
  1. Виммельбухи. Большая книжка ходилок, бродилок и лабиринтов. – М., Издательство: Клевер-Медиа-Групп, 2019. - 39 с.
  2. Винокурова Н. 200 развивающих заданий на весь год. – М.: КлеверМедиа-Групп, 2017. – 127с.
  3. Истратова О.Н. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники. – Ростов н/Д: Феникс, 2013. – 349с.
  4. Коррекция речевых нарушений у детей 5-7 лет: игровые методы и приёмы: пальчиковый тренинг, сопряжённая гимнастика / авт.-сост. С.И. Токарева. – Волгоград: 2016. – 171 с.
  5. Мейер О. Самые запутанные головоломки и кроссворды. – М.: КлеверМедиа-Групп, 2017. – 47с.
  6. Писарева Л.Ю. Система работы по развитию общих речевых навыков у детей 5-7 лет. – СПб.: ООО Изд-во «ДЕТСТВО_ ПРЕСС», 2016.
  7. Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр: пособие для учителя-дефектолога / Е.А. Стрелебева. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2016. – 256 с.
Список литературы