научный журнал «Актуальные исследования» #52 (79), декабрь '21

Управленческое решение и его роль в управленческой деятельности

В статье рассмотрены основные понятия управленческой деятельности, такие как «управленческое решение», «качество управленческих решений». Описаны основные виды управленческих решений, ряды требований, факторы, определяющие качество и эффективность управленческих решений. Проведен анализ финансового состояния на примере нескольких крупных предприятий.

Аннотация статьи
менеджер
эффективность управленческих решений
система менеджмента/управления
принятия и реализации управленческих решений
процесс подготовки
управленческое решение
Ключевые слова

Управленческая деятельность неразрывно связана с принятием решений. Менеджером принято называть человека, способного принимать управленческие решения и нести ответственность за их результаты. Способность своевременно принимать правильные управленческие решения является одним из важнейших показателей эффективности деятельности менеджера [3, с. 52]. Управленческие решения занимают центральное место в системе менеджмента.

Управленческое решение представляет собой совокупность взаимосвязанных, целенаправленных и логически последовательных управленческих действий, обеспечивающих реализацию управленческих задач [2, с. 144]. Соответственно, под управленческим решением принято понимать:

  • поиск и нахождение наиболее эффективного, рационального или оптимального варианта действий руководителя;
  • конечный результат постановки и выработки управленческого решения.

В организации принимается большое количество самых разнообразных решений на различных организационных уровнях. Они касаются совершенно разнообразных задач и имеют разные цели, поэтому и разнятся по различным признакам:

  1. Продолжительность и глубина воздействия на развитие организации: стратегические, тактические и операционные;
  2. Мотивы принятия решений: вынужденные и инициативные;
  3. Планирование подготовки решений: плановые и внеплановые;
  4. По содержанию вопросов, решаемых задач и проблем: периодически повторяющиеся, повторяющиеся с определенной периодичностью и неповторяющиеся;
  5. По числу лиц, принимаемых решения: групповые, коллективные и личные;
  6. Процесс, процедура поиска альтернатив: запрограммированные и незапрограммированные;
  7. Выбор решения из нескольких альтернатив: интуитивные, основанные на суждениях и рациональные;
  8. Направление деятельности: производство, финансы, маркетинг, кадры, организация.

К управленческому решению предъявляется ряд требований, к числу которых можно отнести:

  • всестороннюю обоснованность решения;
  • своевременность;
  • необходимую полноту содержания;
  • полномочность;
  • согласованность с принятыми ранее решениями.

Одной из важнейших характеристик управленческого решения является его качество. Под качеством управленческих решений следует понимать степень их соответствия характеру разрешаемых задач функционирования и развития производственных систем [1, с. 45]. Факторы, определяющие качество и эффективность управленческих решений, могут классифицироваться по различным признакам. К числу таких факторов можно отнести:

  • Четкую формулировку цели;
  • Объем и ценность располагаемой информации;
  • Время разработки;
  • Методы и методики разработки и реализации управленческих решений;
  • Понятность проблемы и причинно-следственных связей между ней и ситуацией, в которой принимается решение) и др.

Основной причиной невыполнения управленческих решений является низкое качество принимаемых управленческих решений. Низкое качество принимаемых решений, в свою очередь, обусловлено:

  • Принятием решений под воздействием эмоций;
  • Выбором стереотипных решений;
  • Отсутствием процедуры согласования решения с исполнителями;
  • Нехваткой информации для принятия решения;
  • Принятием решений без учета риска/неопределенности и др.

Процесс подготовки, принятия и реализации управленческих решений сложен и многосторонен. Он представляет собой совокупность последовательных действий, направленных на достижение желаемой цели/решение проблемы организации [4].

Процесс принятия управленческих решений состоит из следующих этапов:

  1. Постановка задачи: выявление и описание проблемной ситуации, оценка располагаемого времени, определение ресурсов, необходимых для выработки решения;
  2. Подготовка решения: анализ проблемной ситуации, выработка предположений, определение целей, выявление полного перечня альтернатив, выбор допустимых альтернатив, предварительный выбор лучшей альтернативы;
  3. Выбор решения: оценка альтернатив со стороны лица, принимающего решение, экспериментальная проверка альтернатив, выбор единственного решения.

Сложность управленческих задач продолжает повышаться, что обусловливает потребность в постоянном развитии и совершенствовании методологических положений, методов и методических рекомендаций.

Возвращаясь к вопросу о роли управленческого решения в управленческой деятельности, проведем анализ финансового состояния крупных предприятий, тенденцию трансформации системы принятия управленческих решений.

В качестве анализируемых объектов будут исследованы две довольно известные кондитерские компании «Mars» и «Hershey». В 1981 году кинокомпания Universal Studios обратилась к производителю M&M's корпорации Mars с просьбой разрешить использовать образ их конфет в своем новом фильме, на что получила отказ. Не сумев договориться с Mars, Universal подписала контракт с Hershey's на использование в фильме конфет Reese's Pieces. Поначалу эти конфеты не пользовались популярностью, но с выходом на широкие экраны фильма ситуация изменилась. В течение двух недель продажи утроились и продолжали расти в течение следующих месяцев (рис.).

Рис. Зависимость затрат на рекламу и стоимость акций The Hershey Company после успешного управленческого решения [5]

Недооценка эффектов продвижения является одной из главных причин неудачных управленческих решений большинства руководителей. Кондитерская компания Hershey, заключив сделку с Universal Studios, приняла правильное управленческое решение. Ей удалось сократить свои расходы на рекламу на 15-20 миллионов долларов, а также повысить продуктивность производственной деятельности. В соответствии с удачно принятым управленческим решением, стоимость акций и капитализация компании начала повышаться. Кроме того, в 1996 году Hershey начала производство серии нового шоколада Sweet Escapes, который в 1997 году принес компании свыше 100 миллионов долларов дохода. Кондитерская компания Mars, в свою очередь, совершила ошибку, отказавшись заключать договор с кинокомпанией Universal Studios.

Вторым ярким примером может послужить ситуация, произошедшая 1976 году, когда компания Apple выпустила один из первых в мире компьютеров. Основателям компании необходимо было закупить все необходимое комплектующее. Для этого американский предприниматель, Стив Джобс, предложил взять кредит, однако, один из основателей компании, Рон Уэйн, испугался ответственности и покинул компанию, вследствие чего упустил свою долю в компании.

Таким образом, стоить отметить, что управленческое решение определяет судьбу компании. При умелом подходе к их разработке можно избежать больших трудностей и ускорить достижение общих целей компании или организации.

Текст статьи
  1. Гуляшинов, А. Н. Отношение цели и задачи в познавательной деятельности при принятии управленческих решений / А. Н. Гуляшинов // Социально-экономическое управление: теория и практика. – 2008. – No 2(14). – P. 44-48.
  2. Зельдович Б.З. Менеджмент : учебник / Б.З. Зельдович. – М. : Экзамен, 2009. – 144 с.
  3. Никитин, Д. М. Методы и модели обоснования управленческих решений и способы повышения эффективности управленческих решений / Д. М. Никитин // Тенденции развития науки и образования. – 2019. – № 57-7. – С. 50-54.
  4. Менеджмент. Учебный курс [Электронный ресурс]. URL: https://marketing.wikireading.ru/1358/ (дата обращения: 10.10.2021).
  5. The Hershey Company история котировок акций [Электронный ресурс]. URL: https://ru.allstockstoday.com/HSY-istoriya-kotirovok-aktsiy.html (дата обращения: 17.11.2021).
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 15 января по 21 января
Сегодня — последний день приема
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
25 января
Загрузка в eLibrary
25 января
Рассылка печатных экземпляров
02 февраля