Главная
АИ #52 (79)
Статьи журнала АИ #52 (79)
Особенности организации асинхронного обучения студентов в вузе посредством сети ...

Особенности организации асинхронного обучения студентов в вузе посредством сети Интернет

Рубрика

Образование, педагогика

Ключевые слова

асинхронное обучение
дистанционное обучение
методика
электронная среда
студент

Аннотация статьи

В статье исследуются особенности организации асинхронного обучения студентов в вузе посредством сети Интернет.

Текст статьи

В настоящее время все больше применяется дистанционное обучение в высшей школе. Одно из направлений дистанционного обучения базируется на применении информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). В педагогической практике стали появляться такие понятия как «синхронность» и «асинхронность». В педагогической литературе под синхронном обучением понимается прямое одновременное взаимодействие субъекта и объекта в одно и тоже время. Примером является очная традиционная лекция или семинар в ВУЗе. Под асинхронным обучением понимается взаимодействие между субъектами обучения и это происходит в разное время, например заочное обучение. Асинхронное дистанционное обучение – это модель обучения, которая реализуется в системе дистанционного образования.

В связи с пандемией в нашей стране происходит бурное развитие дистанционного обучения. На сегодняшний день педагогическое сообщество в своей работе используют оба вида обучения – синхронное и асинхронное.

Синхронное обучение осуществляется в реальном времени и с помощью различных программ – Teams, Zoom и т.п.

На сегодняшний день в основе дистанционного обучения в вузе лежит асинхронное взаимодействие субъектов обучения. В данной статье будут рассмотрены вопросы данного вида обучения и определены условия его успешной реализации.

Асинхронное обучение развивалось в несколько этапов. Оно появилось в начале XIX века. В это время появилось заочное обучение, которое осуществлялось посредством почтовых пересылок учебно-методических материалов обучающимся, находящимся на удалении от учебного заведения. К 1920–1930 гг. такое обучение осуществлялось с помощью аудио или видеозаписей, телевещаний. В 1980-х годах на Западе началось развитие компьютерного асинхронного обучения. Это произошло за счет инвестицией, которые вкладывались в разработку компьютерных технологий обучения. Школьники и студенты вузов получили возможность заниматься индивидуально на основе компьютерных программ при наиболее подходящем для них темпе обучения, независимо от регламентированных очных встреч.

Дальнейшее развитие асинхронного обучения обусловливается разработками мультимедийных и интерактивных компьютерных технологий, доступности компьютеров, планшетов, ноутбуков, распространением и доступностью интернет-сети. В европейских университетах к концу 20 века появились первые полноценные электронные курсы, по окончанию которых студентам давали степень. Сегодня создалась электронная обучающая среда, базирующаяся на Интернет-ресурсах. Асинхронное обучение базируется на этой среде и пользуется большой популярностью, в которой происходит асинхронное взаимодействие субъектов обучения.

Проанализировав отечественную литературу, затрагивающую вопросы асинхронного обучения, выяснилось, что освещение этой проблемы в нашей стране не столь многочисленно. До недавнего времени технология асинхронного обучения использовалась на курсах повышения квалификации, например при изучении иностранных языков в сфере самообразования, но с начала времени пандемии оно стало все чаще использоваться в ВУЗах. Нужно отметить, что асинхронное обучение проводится в удобном времени и месте для объекта и, в связи с этим, асинхронный метод обучения получил большую популярность в системе электронного обучения. Студенты ВУЗов получили свободу – студенту просто нужно оказаться в установленное время за компьютером или любым гаджетом. Даже находясь в дороге или на работе, он может выйти на связь с преподавателем и однокурсниками. Конечно, есть и свои минусы в таком обучении, как ощущение изолированности, которое является большим минусом асинхронного обучения. Но эффективность такого обучения может повысить активизация межсубъектного взаимодействия, работа в малых группах, использование метода «обучение в сотрудничестве» в условиях электронной среды.

Интерактивные методы и технологии электронной обучающей среды обеспечивают эффективность асинхронного обучения. Интерактивные технологии позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся и способствуют профессиональному личностному развитию через осуществляемое взаимодействие с другими субъектами учебного процесса. Студенты высказывают свои мысли и гипотезы, которые обсуждают со своими однокурсниками или коллегами, что приводит к развитию совместного обсуждения.

Интерактивная методика обучения в условиях электронной среды определяется как специальная форма организации познавательной и коммуникативной деятельности, в рамках которой студенты оказываются вовлечёнными в процесс познания в режиме online и имеют возможность рефлексировать по поводу того, что они знают, что и как воспринимают [1].

В нескольких американских университетах были проведены эксперименты, которые показали, что студенты, обучающиеся совместно в группах в асинхронной электронной среде, имеют более высокий уровень мотивации, проявляют более высокий уровень предметных знаний и умений, больше удовлетворены результатом своей работы, по сравнению с теми, кто выполнял ту же самую работу индивидуально. Данные показали, что индивидуальная работа студентов с электронными учебными ресурсами уступает аналогичной работе, выполняемой в условиях аудиторных занятий. Однако, использование групповых методов в электронном обучении, позволяет повысить эффективность процесса обучения до уровня аудиторных занятий [5].

Шведские исследователи подчеркивают, что эффективность асинхронного обучения в электронной среде повышается за счет организации совместной деятельности обучающихся. Данные эксперимента показали, что асинхронная коммуникация в электронной среде больше способствует развитию когнитивных умений. В процессе асинхронного взаимодействия у обучающихся есть больше времени на обдумывание, переработку информации, формулирование своих идей. В синхронном обучении общение происходит в реальном времени и требует быстрой реакции отвечающего, поэтому чаще всего включаются эмоции и стимулы [6].

Инструментами асинхронного обучения являются:

  • электронная почта, куда пересылают необходимые файлы и ссылки на материалы;
  • облачные системы – на «облаках», например Google.Диск, Яндекс.Диск, OneDrive, облако Mail.Ru, и др., где хранятся большие файлы;
  • видеохостинги, например YouTube, на сервис которого загружаются различные познавательные видео, документальные фильмы, лекции и пр.;
  • мессенджеры, такие как Telegram, Viber, WhatsApp, где создают чаты учащихся для совместного общения между собой и с педагогом, там же публикуются полезные материалы, ссылки на источники.

Платформы асинхронного обучения – это специализированные сервисы, где создаются онлайн-курсы и размещаются различные виды обучающих медиа материалов (аудио, видео, тексты, интерактивные тесты и пр.). К ним относятся CoreApp, iSpring Learn, ZenClass др.

Иные сервисы с познавательными материалами – например, сайты с фильмами, постановками, картинками. Они полезны при прохождении некоторых курсов. Их используют даже в школе: например, ученики сравнивают, как видит Раскольникова Достоевский и режиссер Светозаров или слушают голос Маяковского.

Виды асинхронного обучения:

  • университетские курсы;
  • онлайн-курсы;
  • марафоны;
  • вебинары в записи.

Преимуществом асинхронной модели обучения является ее гибкость, свобода доступа к курсу и его учебным материалам в любое удобное время и из любой географической точки, при условии наличия подключения к Интернету. Предоставляется возможность выбора дисциплины и последовательность их изучения, что увеличивает доступность курса обучения для различных групп студентов, включая очников, работающих специалистов, иностранных студентов и т. п. Благодаря высокоразвитым информационным технологиям и современному программному обеспечению, асинхронные среды обучения обеспечивают «высокую степень интерактивности» между участниками, которые отделены друг от друга географически и во времени [4].

Исследования показывают, что в современном мире большинство асинхронных курсов привлекают внимание большинства студентов. По мере развития информационных технологий асинхронное обучение обладает еще одним преимуществом – наличие полной записи курсов. Все материалы, переписка, и взаимодействия могут быть заархивированы в электронном виде. В любое время обучающиеся могут вернуться и пересмотреть учебные материалы.

К недостаткам асинхронного обучения можно отнести технические и экономические параметры, так разработки и первоначальная настройка системы асинхронного обучения может оказаться дорогостоящей. ВУЗы должны обеспечить сетевую инфраструктуру, включая серверы, аудио и видео оборудование, программное обеспечение и техническую поддержку, необходимую для разработки и поддержания асинхронной среды обучения. Техническая поддержка включает в себя начальное обучение и настройку, управление пользователями, хранение и восстановление данных, а также аппаратный ремонт и обновления. Многие преподаватели не решаются преподавать в асинхронных условиях обучения из-за отсутствия достаточного уровня технической поддержки в их учреждениях.

Для участия в асинхронном обучении студенты также должны иметь доступ к оснащённым интернетом компьютерам. Конечно, персональные компьютеры, гаджеты, а также доступ в интернет стали распространённым инструментом получения знаний, но это требование также может быть препятствием для многих студентов и преподавателей.

Таким образом, в основе асинхронного обучения лежит электронная образовательная среда посредством сети Интернет. Главным преимуществом такого обучения является гибкость, свобода выбора времени и места выполнения работы. Асинхронное обучение повышает уровень когнитивных умений обучающихся, а также развивает у них способность к рефлексии. Недостатком асинхронного обучения является ощущение изолированности и отсутствие видимости поддержки со стороны. Это возможно компенсировать за счет дистанционного взаимодействия обучающихся и с помощью интерактивных методов и технологий, что позволит студентам успешно пройти курс асинхронного обучения.

Список литературы

  1. Джонсон, Д. Методы обучения: Обучение в сотрудничестве (пер. с англ. Замчук З.С.) / Д. Джонсон, Р. Джонсон, Э. Джонсон Холубек. – СПб: Экономическая школа. – 2001. – 256 с.
  2. Ерусалимский, Я.М. Технология асинхронного обучения: опыт ЮФУ / Я.М. Ерусалимский, И.М. Узнародов // Высшее образование в России. – 2009. – №9. – С. 3–7. Ссылка на ресурс: https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologiya-asinhronnogo-obucheniya-opyt-yufu/viewer
  3. Михайлова Н.В. Особенности организации асинхронного обучения студентов ВУЗа в электронной среде. / Вестник ОГУ №2 (138), февраль 2012. – С.149-154. Ссылка на ресурс: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-organizatsii-asinhronnogo-obucheniya-studentov-vuza-v-elektronnoy-srede/viewer
  4. Манокин М.А., Шенкман Е.А. Синхронный и асинхронный форматы онлайн-обучения в контексте теории коммуникации // Отечественная и зарубежная педагогика, 2021. Т.1, №2(75), С.23-37. Ссылка на ресурс: https://cyberleninka.ru/article/n/sinhronnyy-i-asinhronnyy-formaty-onlayn-obucheniya-v-kontekste-teorii-kommunikatsii/viewer
  5. Hiltz, Starr Roxanne. Collaborative Learning in Asynchronous Learning Networks: Building Learning Communities [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://web.njit.edu/~hiltz/collaborative_learning_in_asynch.htm – Дата обращения: 02.07.2011.
  6. Hrastinski, S. Asynchronous and Synchronous E-Learning //EDUCAUSE QUARTERLY, Number 4, 2008, p. 51-55.

Поделиться

2188

Динзбург Л. И. Особенности организации асинхронного обучения студентов в вузе посредством сети Интернет // Актуальные исследования. 2021. №52 (79). С. 78-81. URL: https://apni.ru/article/3488-osobennosti-organizatsii-asinkhronnogo-obuch

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря