Тема формирования у молодежи инновационного сознания и в научной литературе, и в документах по молодежной политике представлены достаточно широко. Сакраментальная фраза «Молодежь – наше будущее» имеет тот смысл, что это будущее не станет простым воспроизведением прошлого и настоящего, а будет чем-то лучшим, более совершенным, более фантастичным, чем то, что уже есть. В аспекте науки о молодежи эта позиция формулируется как актуальная для изучения.
Следует отметить, что повышение эффективности научно-исследовательских работ в Узбекистане, поддержка инновационной активности и инициативности молодежи в этой области и укрепление интеграции науки и производства вызывают необходимость формирования инновационного сознания. «Наука и просвещение имеют первостепенное значение для повышения интеллектуального и духовного потенциала не только молодежи, но и всего нашего общества. Там, где не развивается наука, наблюдаются регресс, отсталость общества во всех сферах» [1]. С этой точки зрения актуальной задачей в условиях осуществления коренных реформ в стране является социально-философское исследование факторов, оказывающих влияние на формирование инновационного сознания у молодежи, и разработка выводов, имеющих научно теоретическое значение. Необходимо с социальной и философской точки зрения изучить методы формирования и развития инновационного мышления у личности и сделать выводы, имеющие научно-теоретическое значение.
Научные исследования и инновации – это процесс настойчивости и накопления, это неустанные усилия нескольких поколений ученых и исследователей. Прорыв в фундаментальных исследованиях часто занимает сотни лет. Еще в трудах выдающихся мыслителей раннего Восточного Ренессанса как Мухаммад ибн Муса аль-Хорезми, Ахмад аль-Фергани, Абу Наср Фараби, Абу Райхан Беруни, Абу Али ибн Сино, Мирзо Улугбек, Алишер Навои, Хусейн Ваз Кашифи, Захириддин Мухаммад Бабур и другие, чьи известные гениальные открытия своего времени стали толчком в экономическом, политическом и социально-культурном развитии общества, ярко подчеркивается роль науки в развитии общества, уделяется большое внимание использованию инновационных методов и средств в умственном воспитании личности.
«Развитие современного общества требует нового инновационного подхода к реальности. Сегодняшнее новое мышление – это целостный, комплексный подход, креативное, творческое мышление – нелинейный подход к реальности». Именно молодежь как самый восприимчивый слой населения к происходящим социально-экономическим изменениям, обладает способностью своевременно отвечать научным достижениям, умением рисковать при нововведениях и умением активно реализовать полученные знания. Также при решении проблемы формирования личности как субъекта инновационного общества на основе требований современных показателей современная молодежь должна отвечать таким критериям как креативное мышление, новаторский подход и потенциал, инновационная активность и деятельность, инновационный интеллект и сознание. А это, в свою очередь, требует от государства и общества смелой инвестиции в формирование, развитие и совершенствование инновационного сознания у молодежи как основного капитала общества.
Формирование инноваций в сознании молодежи приводит к порождению новых отношений и подходов, своеобразному новому образу жизни, повышению инновационной активности, осознания креативных особенностей в своей инновационной деятельности. Такой подход к характеристике сознания в современной философской литературе принято именовать называется «инновационным сознанием». Инновационное сознание это продукт введенных новых ценностей, сформировавшихся умений, нового мировоззрения, стремящегося к новому и требующего от человека постоянного творческого подхода в жизни, креативности и стремления к самосовершенствованию. Расширение мировоззрения приобретением научных знаний и новых идей способствует развитию инновационного сознания.
Главными факторами, оказывающими значительное влияние на формирование инновационного сознания можно назвать социальную среду как создающую условия для социального развития; совершенствование здравоохранения и системы образования; культура жизни как показатель развитости в сознании общества навыков принятия научных достижений и умения использования их; система ценностей по отношению к представителям ученого мира, признание членами общества знаний, науки и инноваций; управление, т.е. готовность принятия и поддержки новшеств лидерами и менеджерами на всех этапах.
Гражданское общество – главная среда, необходимая для развития инноваций, в результате усиления деятельности правовых, экономических и социальных институтов возрастает потребность в инновациях. Институты гражданского общества нуждаются в инновациях, в качестве открытых систем, которым необходимо совершенствование своей деятельности.
Необходима диверсификация образовательных услуг для развития инновационного сознания в дошкольном образовании, общеобразовательных школах, среднем специальном и высшем этапах образования, важность поддержки инициативы различных слоев населения по инвестированию образования.
Любое индивидуальное и общественное сознание основывается на определенной системе ценностей. Можно сказать, что распространение инноваций в процессе модернизации становится причиной превращения их самих в ценности в общественном сознании, и они занимают место в системе ценностей в качестве ее новых элементов. Отправной точкой такого развития общества является инновационное сознание. С этой точки зрения превращение инноваций в ценности является одним из важных факторов формирования инновационного сознания у молодежи.
Социальные противоречия, возникающие в процессе распространения инноваций в обществе, могут воплощаться в сознании личности в виде фобии (страха), это можно интерпретировать в качестве инновационных фобий. Внедрение в общественное сознание инноваций, воспринимающихся в определенных исторических условиях, как противоречащими инстинкту самосохранения, защите человека, это длительный и сложный процесс.
Вместе с тем формирование инновационного сознания в обществе не предполагает отказа от сформировавшихся в продолжение веков исторических традиций, национальных ценностей, культурных и прогрессивных традиций, напротив, оно предполагает обогащение служащей обществу системы ценностей новыми инновационными ценностями, достижение их органического соответствия друг другу, создает возможности для превращения их в составную часть системы мировоззрения людей.
Важными этапами формирования инновационного сознания являются семья, дошкольное образование, школа, средние специальные учебные заведения и высшее образование. Для формирования инновационного сознания у неорганизованной молодежи необходимо расширение деятельности предпринимательских кластеров Союза молодежи, применение таких инновационных подходов, как социальное партнерство с учебными центрами для их профессионального обучения.
Инновационное сознание – это отражающее фундаментальные знания, осознающее протекающие в обществе инновационные процессы, ориентирующее человека на эти процессы сознание. Формирование инновационного сознания совершается при органическом сотрудничеств образования, науки и производства в результате уважения науки, достойной оплаты труда ученых, укрепления веры экономических субъектов в ученых.