научный журнал «Актуальные исследования» #52 (79), декабрь '21

Влияние цифровизации экономики на конкурентную среду в современном мире

Глобальные изменения в экономике приводят к дополнительному давлению на хозяйствующие субъекты, вынуждая их менять стратегии поведения, подстраиваясь под определенные сценарии развития, вызванные пандемией COVID-19. В новых реалиях бизнесу пришлось перестраиваться очень быстро. Именно повышение качества производимой хозяйствующим субъектом продукции/услуг и совершенствование его бизнес-процессов могут способствовать повышению конкурентоспособности на рынке в условиях неопределенности и определить сценарий развития предприятия с наименьшими потерями. Трудно переоценить вклад, который могут предложить в данном ключе современные информационные технологии (ИТ). В статье рассматривается влияние цифровизации экономики на конкурентную среду.

Аннотация статьи
конкурентоспособность
цифровизация экономики
информационно-коммуникационные продукты и услуги
информатизация
Ключевые слова

Сегодня, внедрение цифровых технологий в инновационную инфраструктуру является источником экономического роста, что обеспечивает оптимизацию производств, повышает производительность труда, оптимизирует производственные, трудовые и материальные издержки и т.п.

В настоящее время общемировая экономика продвигается в сторону инновационного развития, основополагающим ориентиром которого являются рынки информационных технологий. Данные рынки представляют из себя сегменты услуг связи и информационных технологий (компьютеры, сетевое оборудование, программное обеспечение, ИТ-услуги) [1].

В этой совокупности экономические ориентиры являются источниками необходимости адаптации и модернизации антимонопольных механизмов правового управления рыночных отношений, которые в свою очередь основаны на равновесии правовой защиты внедренных новшеств, выступающих объектами интеллектуальной собственности.

Можно охарактеризовать относительные минусы цифровизации экономики. Во-первых, стоит отметить, что число правонарушений с внедрением цифровизации в экономику может существенно увеличиться, следовательно, необходимо будет увеличить скорость антимонопольного реагирования. Во-вторых, следует понять, чем же государству будет полезно антимонопольное регулирование в эпоху цифровизации, глобализации и инновационных технологий.

На состояние современных товарных рынков (структура, устройство, процессы, уровень конкуренции или монополизации), поведение субъектов - акторов рынка – и содержание конкурентной политики существенное комплексное влияние оказывает следующая группа факторов: технологические, глобальные, ценности и цели субъектов рынка.

Цифровые рынки характеризуются новыми измерителями рыночной власти – bigdata, размерами клиентской базы и масштабами сетевых эффектов. Стартапы активно встраиваются в экосистемы бизнеса, аккумулируя инвестиционный и покупательский интерес. Интегрированное взаимодействие на основе стратегической кооперации и единой алгоритмизации создает новые сервисы и рынки, формируя общее цифровое пространство промышленности и сервисов, и нивелируя региональные барьеры. Инфраструктурные кооперации и создание систем коллективного доступа через различные каналы связи, снижает проблемы региональной локализации и удаленности [5].

Сегодня принято считать, что электронный рынок обладает характеристиками более совершенной конкуренции, в отличии от традиционного (офлайн) рынка, так как на данном рынке присутствует большое количество продавцов и покупателей [2, 3]. Действительно, на электронном рынке малые и средние компании могут достойно конкурировать с крупными, тогда как на рынке офлайн, как правило, крупные компании имеют всегда преимущества перед малыми. На электронном рынке гораздо меньше барьеров для входа, а все участники рынка получают любую интересующую информацию в удобном для них формате.

К безусловным плюсам электронного рынка следует отнести удобство доставки товаров, относительное низкие издержки, и, как следствие, более низкие цены в сравнении с офлайн магазинами. Возможности новых цифровых коммуникаций позволяют многим компаниям выделиться на фоне конкурентов, за счет более эффективного и кастомизированного взаимодействия [6].

Экосистема электронной торговли включает в себя такие основные блоки как логистика; управление ассортиментом; торговые площадки; привлечение покупателей; IT; прием платежей; продвижение и др. В этой экосистеме представлены площадки разного типа – маркетплейсы, витрины в социальных сетях, магазины в мессенджерах. Также в данный блок входят сервисы С2С продаж, компании- агрегаторы купонов и акций в магазинах. В рамках нашего исследования будет уделено особое внимание маркетплейсам, так как именно они аккумулируют основной объем продаж, особенно в В2С бизнесе.

Маркетплейсы стали самым быстрорастущим онлайн-каналом продаж в 2020 году. Девять из десяти продавцов увеличили за год свой объем продаж на маркетплейсах, а 58% продавцов увеличили его значительно [7]. Для многих компаний на российском рынке маркетплейсы стали основным или даже единственным каналом продаж (табл. 1).

Таблица 1

Значение маркетплейсов как цифровых каналов продаж для производителей в 2020 году

Использование продаж на маркетплейсах

Доля компаний (%%)

Единственный канал продаж

14

Основной канал продаж

41

Дополнительный канал продаж

32

Продажи на маркетплейсах – это пока эксперимент

13

Однако важно отметить, что с развитием маркетплейсов изменяются также и возможности позиционирования и продвижения брендов через собственный сайт компании, так как он становится уже стратегически менее важным и более затратным. И хотя никто из ведущих брендов на рынке, не будет отказываться от поддержки на собственных фирменных сайтах, речь идет все же о явном смещении фокуса в сторону маркетплейсов. Совокупная среднемесячная аудитория этих пяти площадок в России равна около 150 миллионов визитов в месяц. В таблице 2 представлены самые крупные по обороту и по совокупному трафику маркетплейсы в российском рыночном пространстве.

Таблица 2

Крупнейшие платформы электронной торговли в России

Маркетплейс

Количество покупателей на маркетплейсах: среднемесячное количество прямых заходов на сайт

Количество продавцов на маркетплейсах, учитываются только российские продавцы, на январь 2021 года

AliExpress

60 602 000

35 000

Wildberries

55 833 000

91 000

Ozon

23 629 000

18 000

Яндекс Маркет

5 270 000

7 300

Goods, in

1 770 000

8 000

Очевидно, что в 2020 году доля онлайн продаж существенно выросла в силу пандемических ограничений. Но как изменилась при этом конкурентная среда этих цифровых рынков? На мой взгляд, доля онлайн у федеральных торговых сетей продолжит увеличиваться, сокращая тем самым продажи в традиционных магазинах, так как совершать покупки через интернет не только удобно, но зачастую и более выгодно. Поэтому есть основания полагать, что доля цифровых электронных платформ маркетплейсов на потребительских рынках будет и дальше увеличиваться.

С целью исследования основных возможностей компаний на крупных российских маркетплейсах и анализа работы фирменных интернет-сайтов производителей, был проведен собственный сравнительный анализ компаний на одном из основных отраслевых рынков электронных продаж - рынке бытовой техники и электроники в категории «Красота». Анализировалась ассортиментная представленность ключевых конкурентов (Babyliss, Rawenta, Philips, Braun), a также исследовались маркетинговые инструменты, применяемые брендами производителями на площадках (табл. 3).

Таблица 3

Сравнительный анализ использования инструментов цифрового маркетинга ключевых производителей электронной техники в категории «Красота»

Атрибуты позиционирования в интернете

Remington

Babyliss

Rowenta

Philips

Braun

Цены в сегменте

+

+

+

+

+

Узнаваемость бренда

+/-

+/-

+

+

+

Репутация бренда

+/-

+

+/-

+/-

+/-

Статус эксперта качества

+

+

+/-

+/-

+/-

Уникальные технологии

+

+

+

+

+

Широкий ассортимент

+/-

+/-

+

+

+

Наличие интернет-магазина и аккаунта бренда в соцсетях

Remington

Babyliss

Rowenta

Philips

Braun

Интернет-магазин бренда

+

+

+

+

+

You Tube

+

+

+

+

+

Instagram

+

-

+

+

+

Vkontakte

+

-

-

+

+

Facebook

-1-

+

+

+

+

Инструменты интернет-маркетинга на базе интернет-магазина и аккаунта бренда в соцсетях

Remington

Babyliss

Rowenta

Philips

Braun

Контент маркетинг

+

+

+

+

+

PR

+

+/-

+

+

+

SMM

+

+/-

+/-

-

-

Performance marketing

+

+

+

+

+

Otzovik/recommended

+/-

+/-

+

+

+/-

Как показывает анализ цифрового ландшафта рынка, ведущие бренды хорошо представлены на цифровых торговых площадках. Сравнивая ключевые онлайн-площадки, можно с уверенностью сказать, что на сайтах ведущих брендов задействованы практически все цифровые маркетинговые инструменты (PerformanceMarketing, Контент-менеджмент, PR, SEO, SERM) [4].

Сравнивая эффективность и перспективность каналов продаж, можно увидеть сегодня очевидные аргументы в пользу маркетплейсов. Данный канал становится в современных условиях для многих компаний действительно самым важным, даже в сравнении с собственным сайтом, как с точки зрения позиционирования бренда и коммуникации с целевой аудиторий, так и с точки зрения развития продаж и простоты управления процессами. Эти процессы ставят задачу более пристального изучения роли и влияния, крупных маркетплейсов на структуру и динамику российских рынков.

Текст статьи
  1. Алябьева, М. В. Исследование бизнес-процессов промышленных предприятий Белгородской области / М. В. Алябьева, Н. Г. Соколов. - Текст : непосредственный // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. - 2020. – №4(83). - С. 215-227.
  2. Зайцева, Т. Г. Цифровизация как фактор трансформации экономики // Т. Г. Зайцева, Н. В. Кропивка. - Текст : непосредственный// Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. - 2020. - № 3 (68). - С. 166-174.
  3. Зачем компаниям цифровой интеллект. – URL: https://www.vedomosti. ru/partner/articles/2020/04/21 /828456-zachem-tsifrovoi (дата обращения:30.12.2021). - Текст : электронный.
  4. Монетизация изменений и трансформация бизнеса 2021. – URL: https://www.comindware.com/ru/blogdigital-transformation-2021/ (дата обращения: 30.12.2021). - Текст : электронный.
  5. Абдрахманова Г.И., Вишневский К.О., Гохберг Л.М. Индикаторы цифровой экономики: 2020: статистический сборник. - М.: НИУ ВШЭ, 2020. -360 с.
  6. Макаров И.Н. Молодое поколение – инновационное будущее российского общества // Ученые записки Тамбовского отделения РоСМУ. 2020. № 7. С. 12-19.
  7. Макаров И.Н., Журавлева О.В. Особенности привлечения молодых специалистов и негативные тенденции на рынке труда России // Экономика. 2020. Т. 7. № 3. С. 253-266.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 15 января по 21 января
Сегодня — последний день приема
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
25 января
Загрузка в eLibrary
25 января
Рассылка печатных экземпляров
02 февраля