Роль финансовой грамотности в жизни студентов среднего профессионального образования

В статье финансовая грамотность студентов среднего профессионального образования рассматривается как один из необходимых для молодежи элементов управления финансовой сферы жизни.

Аннотация статьи
финансовая культура
финансовые установки
финансовые умения
финансовое поведение
финансовые навыки
финансовая грамотность
студенты среднего профессионального образования
финансовые знания
Ключевые слова

Постоянное развитие экономики на мировом уровне обязывает государства актуализировать знания, умения и навыки населения в данной сфере. Гарантией успеха развития страны является обучение молодежи основам финансовой грамотности в школах, образовательных организациях среднего профессионального образования и образовательных организациях высшего образования [1, с. 8].

Сам термин «финансовая грамотность» используется специалистами в сфере экономики и образования достаточно недавно. В России он появился примерно с конца XX века – в начале XXI века [2, с. 5]. Множественные расхождения ученых по определению данного понятия не позволяют дать четкое понимание данному термину.

Основным документом федерального значения, призванный определить приоритеты, цели, задачи, способы достижения определенной цели и решение задач в рамках управления финансовой грамотностью населения является Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 – 2023 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2017 года № 2039-р (далее – Стратегия) [1, с. 2].

Понятие «финансовая грамотность» определена в Стратегии как результат процесса обучения в сфере финансов, определенный как совокупность осведомленности, знаний, умений и поведенческих моделей, обязательных для решения финансовых задач и улучшения собственного благосостояния [1, с. 3].

Структура финансовой грамотности представляет собой сочетание следующих элементов, представленных на схеме ниже (рисунок).

 

Рис. Структура социокультурной среды

Финансовые знания представляют собой знания о финансовых законах, концепциях, экономических ролях (обыденные и специальные). Финансовые установки – это нормы и ценности по отношению к своей деятельности в сфере финансов, ожидания развития состояния финансового благополучия.

Финансовые умения – осведомленность и умение применять механизмы определенных финансовых действий, приводящих к высокому благосостоянию гражданина. Финансовые навыки можно определить как действия, доведенные до автоматизма, применяемые в определенной финансовой ситуации.

Изученная нами теоретическая база позволила определить модель финансово грамотного человека: умеет грамотно распоряжаться собственными финансовыми потоками, пользуется дополнительными источниками дохода, формирует сберегательный финансовый фонд, имеет систематическое взаимодействие с финансовыми организациями, постоянно стремится к грамотному инвестированию.

Обучение студентов среднего профессионального образования финансовой грамотности является обязанностью образовательных организаций среднего профессионального образования. Прежде чем установить необходимые мероприятия в рамках обучения основам финансовой грамотности, необходимо провести диагностику состояния знаний, умений и навыков студентов на настоящий момент времени. Существует несколько методик по измерению уровня финансовой грамотности, таких как: методика Кузиной О.Е., методика Шевякова М.Ю. методика консорциума компаний ЗАО «Домоскоп» совместно с ЗАО «Прогностические решения», методика, предложенная организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), созданная в рамках Стратегии [2, с. 11].

Наиболее адекватной для наших исследований на базе ОГАПОУ «Белгородский индустриальный колледж» является методика ОЭСР.

Данная методика представляет собой расчет индекса финансовой грамотности на основе результатов ответов респондентов на вопросы анкеты, состоящий из трех частных индексов, представленных в таблице (таблица).

Таблица

Составляющие индекса финансовой грамотности для расчета уровня финансовой грамотности по методике, представленной ОЭСР

Название частного индекса

Возможные баллы

Сущность и содержание индекса

Знания

0 - 7

Понимание финансовых продуктов, представленных на финансовом рынке услуг.

Содержит 7 вопросов, в т.ч.:

- 4 по финансовой арифметике;

- 3 по финансовым концептам/понятиям.

Навыки

0 - 9

Измерение умений индивида принятия верных решений в финансовой сфере.

Содержит 9 вопросов, в т.ч.:

- 2 вопроса по ведению собственного бюджета;

- 4 вопроса по особенностям планирования расходов и определение финансовых целей;

- 1 вопрос на решение задач в области финансов;

- 2 вопроса по основам выбора финансовых услуг и продуктов.

Установки

0 - 3

Позиция человека в определении и механизма достижения финансовых целей и на понимание соотношения доходов и расходов.

Содержит 3 вопроса.

На основании данной методики нами было проведено исследование на базе ОГАПОУ «Белгородский индустриальный колледж». В исследовании принимали участие 32 студента старших групп всех направлений подготовки  по 2 человека, по которым реализуется обучение в колледже [3, с. 394].

По результатам исследования нами было установлено, что по частному индексу «Знания» в области финансовой грамотности лидирующую позицию занимают студенты, обучающиеся по специальностям 38.02.03 Операционная деятельность в логистике, 38.02.02 Страховое дело (по отраслям) и 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям), по индексу «Навыки» – 38.02.02 Страховое дело (по отраслям) и 38.02.03 Операционная деятельность в логистике, по индексу «Установки» – 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям).

Самый низкий уровень финансовой грамотности по всем частным индексам зарегистрирован у студентов по специальностям 27.02.04 Автоматические системы управления. В целом по колледжу уровень финансовой грамотности (с учетом ответов студентов по частным индексам) – 10,4. Данный показатель свидетельствует о необходимости введения мер по дополнительному обучению в области финансов и экономики студентов, обучающихся по всем направлениям подготовки колледжа [3, с. 394].

Таким образом, изучив теоретическую литературу по теме нашего исследования, проведя исследования финансовой грамотности на базе ОГАПОУ «Белгородский индустриальный колледж», мы построили систему управления обучением студентов среднего профессионального образования, которая способна повысить осведомленность студентов в данной сфере, включающую следующие ключевые элементы:

  • осуществление диагностических мероприятий (определение настоящего уровня финансовой грамотности студентов, анализ и определение существующих причин, препятствующих повышению уровня);
  • систематический мониторинг качества обученности студентов;
  • разработка и обучение студентов по рабочим программам по финансовой грамотности с учетом требований федерального и регионального законодательства, или модулей, включенных в образовательную программу организации;
  • разработка, утверждение и систематическая актуализация локальных нормативных актов, методических материалов, организационных документов, наличие которых необходимо для успешной реализации обучения студентов среднего профессионального образования по финансовой грамотности;
  • мотивация кадрового состава образовательной организации;
  • включение в систему управления обучением финансовой грамотности самих студентов: построение и предложение ими собственной модели обучения по финансовой грамотности;
  • участие в обучении финансовой грамотности студентов родителей, педагогов, волонтеров и других заинтересованных лиц;
  • постоянное взаимодействие всех субъектов управления финансовой грамотности на базе образовательной организации среднего профессионального образования.

На наш взгляд данная модель системы управления обучением финансовой грамотности студентов жизнеспособна и реализуется нами в рамках составления и реализации проекта на базе ОГАПЛУ «Белгородский индустриальный колледж» – «Создание Центра содействия повышению уровня финансовой грамотности студентов среднего профессионального образования на базе ОГАПОУ «Белгородский индустриальный колледж».

Текст статьи
  1. Распоряжение Правительства РФ от 25.09.2017 №2039-р «Об утверждении стратегии финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 – 2023 годы». URL: https://base.garant.ru/71775558 (дата обращения: 07.01.2022).
  2. Вигдорчик Е. А. Финансовая грамотность / Е. А. Вигдорчик – М.: ВИТА ПРЕСС, 2015. – 112 c.
  3. Смирнова К.А. Роль формирования финансовой грамотности у студентов среднего профессионального образования / К.А. Смирнова, Т.М. Стручаева. – Материалы Международной студенческой научной конференции «Горинские чтения. Инновационные решения для АПК» (18-19 марта 2020 года): в 4-х томах, т. 4., п. Майский: Издательство ФГБОУ ВО Белгородский ГАУ, 2020. - 394 с.
Список литературы