Инновации в подходах к организации физического воспитания учащихся (на примере тег-регби)

В статье рассматриваются способы эффективного повышения физического воспитания, разработка новых перспективных, современных развивающих подходов к организации спортивно-ориентированного физического воспитания младших школьников на основе популяризации у детей игровых видов спорта, таких, как тег-регби.

Аннотация статьи
инновации в школе
физическая культура
игровые виды спорта
Ключевые слова

В последние годы во многих регионах Российской Федерации наблюдается тенденция, существенного ухудшения состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности, а также рост различных заболеваний учащихся, особенно детей младшего школьного возраста, усиливающаяся под влиянием отрицательных факторов социально-экономического, экологического и демографического характера.

Немногочисленные современные исследования, экспериментального характера, изучившие материалы и теоретические сведения, объективно указывают на необходимость обновления и трансформации сферы применения средств физической культуры и спорта в целостном процессе развития учащихся, систематического обновления содержания уроков физического воспитания, широкого использования инновационных технологий в подходах к организации физического воспитания учащихся.

Исходя из этого, представляется весьма своевременным и актуальным изучение возможностей системной реализации тег-регби в физическом воспитании учащихся начальной школы, не только в качестве эффективного фактора гармоничного развития личности, но и как средства организации учебной деятельности.

В настоящее время, система школьного образования всего учебного процесса продолжает совершенствоваться. Также существенно возрастают эмоциональные, психологические и функциональные нагрузки на организм учащихся, особенно статического характера.

В организации физического воспитания школьников младшего возраста в наше время определяется некое противоречие. Существующая необходимость повышения эффективности физического воспитания, не может быть в полной мере реализована при недостаточно разработанных перспективах современно развивающихся подходов к организации спортивно-ориентированного физического воспитания младших школьников на основе популярных у детей видов спорта, в частности, тег-регби.

Занятия тег-регби способствуют к социализации и психологическому становлению личности школьника. Координированное взаимодействия для достижения общей цели, диктуется необходимостью и способствует укреплению взаимопонимания межличностных взаимодействий и их гармонии. Развивает коммуникативные навыки общения. Тег-регби несомненно воспитывает характер, способствует развитию и проявлению лидерских качеств, а также навыков творческой деятельности.

В связи с вышеизложенным, представляется крайне востребованным и актуальным изучение возможностей системной реализации тег-регби в физическом воспитании учащихся начальной школы: не только в качестве эффективного фактора гармоничного развития личности, но и как средства организации учебной деятельности.

Таким образом, проблема инновационного исследования заключается в поиске наиболее эффективных способов реализации развивающего подхода в процессе начального обучения тег-регби детей младшего возраста в условиях общеобразовательной школы.

Объектом исследования является процесс физического воспитания школьников младшего возраста.

Предмет исследования – комплекс педагогических средств в учебном процессе и содержание программно-методических рекомендаций в спортивно-ориентированном физическом воспитании для школьников младших классов на основе тег-регби.

Цель исследования – усовершенствование процессов физического и психологического воспитания младших школьников средствами тег-регби.

Научная гипотеза.

Предполагалось, что комплексный подход в системе применения средств тег-регби в занятиях по физическому воспитанию младших школьников существенно улучшит уровень психического и соматического здоровья, развития двигательных качеств и координационных способностей. Развивающий характер обучения скажется положительно на успешности овладения основами технико-тактических действий и повышении эффективности учебного процесса.

Задачи исследования:

  1. Провести анализ действующих программ по физическому воспитанию учащихся младшего школьного возраста и обобщение специальной научно-методической литературы.
  2. Разработать рабочую педагогическую технологию спортивно-ориентированного физического воспитания на основе реализации средств тег-регби на уроках физической культуры с учащимися третьих классов.
  3. Экспериментально апробировать и оценить здоровьеформирующую технологию с использованием, в вариативном компоненте, средств тег-регби на уроках физической культуры с учащимися третьих классов.

Методы исследования:

В связи с поставленной целью и учетом специфики задач исследования нами будут использованы следующие методы научного эксперимента: теоретическое исследование, педагогический эксперимент, контрольное тестирование.

Метод теоретического исследования.

Теоретический поиск может осуществляться на всех этапах научно-исследовательской работы. Анализ работы будет осуществлен на базе литературных источников отечественных и зарубежных авторов, учебно-методических пособий, диссертаций и других материалов, на основе проблемы данного исследования. Систематизация процесса, его обобщение и сравнительный анализ опубликованной литературы позволит точнее выявить сущность исследуемого нами процесса, определить наиболее рациональные способы поисковой деятельности, уточнить методологию, цель и гипотезу исследования.

Метод педагогического эксперимента.

Педагогический эксперимент в нашем исследовании выступает, в качестве средства познания изучаемого явления и выступает инструментом, с помощью которого осуществится поиск путей в практике обучения и воспитания. Используя данный научный метод, мы последовательно решим следующие задачи:

  • разработка стратегии внедрения программы тег-регби в процесс физического воспитания учащихся начальной школы;
  • выявление прямой зависимости между педагогическими воздействиями и достигаемыми при этом результатами;
  • сравнение эффективности применяемой в настоящее время системы физического воспитания и предложенной нами здоровьеформирующих инноваций.

Тег-регби – это веселая и захватывающая форма бесконтактного регби, подходящая для всех возрастов и возможностей. В этой игре нет схваток и вбрасывания из аута, а захваты запрещены. Игра впервые была проведена в Англии Ником Леонардом в 1991 году в качестве привлечения молодежи в такую игру, как регби. С того момента популярность тег-регби заметно возросла, и теперь в него играют в разных странах и по всему миру. Правила игры были составлены Ником Леонардом и основаны на его собственном опыте 20-летнего стажа преподавания тренерской работы, судейства и игры в тег-регби [2].

Тег-регби является идеальной командной игрой для каждого, на всех этапах жизни. Отличительные черты тег-регби: безопасность, простота правил, простота набора очков, отсутствие ворот, минимальные требования к разметке, возможность играть практически на любом безопасном покрытии в любое время года. Мощная эмоциональная составляющая для игроков и зрителей. Все это делает тег-регби стремительно развивающейся и популярной игрой [3].

Существенное отличие тег-регби от многих других спортивных игр – это отсутствие ограничений по возрасту и полу участников. В состав одной команды могут входить и мальчики, и девочки.

Не менее широк охват воздействия тег-регби на физические качества, психические процессы и на формирование социального опыта человека. Взаимодействие с партнерами, противником, судьей, тренером-преподавателем, зрителями во время игры создает базу специальных навыков общения, так необходимых современному человеку для успешной самореализации в жизни.

Правила основаны на бесконтактном взаимодействии игроков, тем самым вероятность столкновения участников сведена к минимуму. Тег-регби целиком и полностью соответствует современным правилам безопасности проведения учебно-тренировочных занятий.

Целью игры является набор попыток. Это достигается заносом мяча с приземлением на или в зачетную линию соперника. Игрок, владеющий мячом (атакующий игрок), может для этого бежать или отдать пас, но ему не разрешается бить по мячу. Мяч может передан пассом только в сторону или назад, но не по направлению вперед к зачетной линии соперника.

Цель команды, не владеющей мячом (команда защиты), предотвратить продвижение атакующей команды, срывая ленты и игрока, владеющего мячом. Атакующая команда имеет четыре (4) «захвата» или «розыгрыша» для набора очков. Если совершается пятый (5-й) «захват», то происходит передача мяча, и защищающая команда получает владение мячом и становится атакующей командой [3].

Тег-регби – это универсальное средство воспитания основных человеческих качеств и функций. В этом заключается уникальность игры.

Основная форма обучения игре – игровая деятельность. Как раз то, что изначально интересно учащимся. При этом виды активной физической деятельности чередуются с паузами для восстановления, которые заполняются общением, анализом деятельности занимающихся, осмыслением промежуточных результатов обучения, конструктивным планированием дальнейшей индивидуальной и коллективной работой.

Рис. 1. Пример разметки площадки для тег-регби

Рис. 2. Спортивный инвентарь («тэг» пояс, «тэг» ленты, фишки, мяч)

ВЫВОДЫ

  1. Анализ результатов собственных исследований, собранный на основе специальной научно-методической литературы, показал, что в процессе организации и содержании физического воспитания школьников начальных классов общеобразовательных школ, имеющиеся резервы не используются в полном объеме. Также существует неиспользуемый потенциал повышения оздоровительного и развивающего воздействия, связанные с учетом возрастных интересов и потребностей в двигательной деятельности школьников младших классов. Обращение к таким ранее не использовавшимся в школьном физическом воспитании видам спорта, как тег-регби, может улучшить гармоничное комплексное развитие личности учащихся.
  2. Разработана педагогическая модель формирования физической культуры личности школьников с использованием элементов тег-регби, строящаяся на основе внедрения средств и методов спортивной тренировки, а также принципов развивающего обучения. Отличительной особенностью которой является конкретика в личностно-ориентированном содержании, обуславливающем существенный эффект тренировочного процесса и совершенствование социально-психологических свойств личности.
  3. Основу, удовлетворяющую условиям организационно-методической реализации разработанной и представленной технологии составляет преимущественное применение состязательно-игрового метода в процессе обучения технико-тактическим действиям в тег-регби; моделирование соревновательных условий на занятиях; осуществление в равной степени физической и тактико-технической подготовкой; последовательное изучение теоретического материала (кодекс и правила игры, терминология, профессиональный опыт игроков тег-регби); формирование творческого мышления и подхода, при решении проблемных задач, приобретение практических навыков взаимодействия в группах, опыта организации игровых действий и заданий, постановки задач, судейства, личного и группового результата.
Текст статьи
  1. Виленский, М.Я. Физическая культура: учебник / Виленский М.Я., Горшков А.Г. - Москва: КноРус, 2018. - 181 с.
  2. Леонард Н., Макаров М. Правила детского тег-регби. Федерация регби России. 2019.- 32 с.
  3. Ковтун В.Н., Ксенофонтова Е.А., Тагоев С.А. Тег-регби за 8 часов; Федерация регби России 2020. - 64 с.
  4. Мельников Ю.А., Феофилактов Н.З. Подвижные игры в физическом воспитании 2021
  5. Методика преподавания подвижных игр, Фурманов А.Г., 2020.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 02 июля по 08 июля
Осталось 6 дней до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
12 июля
Загрузка в eLibrary
12 июля
Рассылка печатных экземпляров
22 июля