В последние годы во многих регионах Российской Федерации наблюдается тенденция, существенного ухудшения состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности, а также рост различных заболеваний учащихся, особенно детей младшего школьного возраста, усиливающаяся под влиянием отрицательных факторов социально-экономического, экологического и демографического характера.
Немногочисленные современные исследования, экспериментального характера, изучившие материалы и теоретические сведения, объективно указывают на необходимость обновления и трансформации сферы применения средств физической культуры и спорта в целостном процессе развития учащихся, систематического обновления содержания уроков физического воспитания, широкого использования инновационных технологий в подходах к организации физического воспитания учащихся.
Исходя из этого, представляется весьма своевременным и актуальным изучение возможностей системной реализации тег-регби в физическом воспитании учащихся начальной школы, не только в качестве эффективного фактора гармоничного развития личности, но и как средства организации учебной деятельности.
В настоящее время, система школьного образования всего учебного процесса продолжает совершенствоваться. Также существенно возрастают эмоциональные, психологические и функциональные нагрузки на организм учащихся, особенно статического характера.
В организации физического воспитания школьников младшего возраста в наше время определяется некое противоречие. Существующая необходимость повышения эффективности физического воспитания, не может быть в полной мере реализована при недостаточно разработанных перспективах современно развивающихся подходов к организации спортивно-ориентированного физического воспитания младших школьников на основе популярных у детей видов спорта, в частности, тег-регби.
Занятия тег-регби способствуют к социализации и психологическому становлению личности школьника. Координированное взаимодействия для достижения общей цели, диктуется необходимостью и способствует укреплению взаимопонимания межличностных взаимодействий и их гармонии. Развивает коммуникативные навыки общения. Тег-регби несомненно воспитывает характер, способствует развитию и проявлению лидерских качеств, а также навыков творческой деятельности.
В связи с вышеизложенным, представляется крайне востребованным и актуальным изучение возможностей системной реализации тег-регби в физическом воспитании учащихся начальной школы: не только в качестве эффективного фактора гармоничного развития личности, но и как средства организации учебной деятельности.
Таким образом, проблема инновационного исследования заключается в поиске наиболее эффективных способов реализации развивающего подхода в процессе начального обучения тег-регби детей младшего возраста в условиях общеобразовательной школы.
Объектом исследования является процесс физического воспитания школьников младшего возраста.
Предмет исследования – комплекс педагогических средств в учебном процессе и содержание программно-методических рекомендаций в спортивно-ориентированном физическом воспитании для школьников младших классов на основе тег-регби.
Цель исследования – усовершенствование процессов физического и психологического воспитания младших школьников средствами тег-регби.
Научная гипотеза.
Предполагалось, что комплексный подход в системе применения средств тег-регби в занятиях по физическому воспитанию младших школьников существенно улучшит уровень психического и соматического здоровья, развития двигательных качеств и координационных способностей. Развивающий характер обучения скажется положительно на успешности овладения основами технико-тактических действий и повышении эффективности учебного процесса.
Задачи исследования:
- Провести анализ действующих программ по физическому воспитанию учащихся младшего школьного возраста и обобщение специальной научно-методической литературы.
- Разработать рабочую педагогическую технологию спортивно-ориентированного физического воспитания на основе реализации средств тег-регби на уроках физической культуры с учащимися третьих классов.
- Экспериментально апробировать и оценить здоровьеформирующую технологию с использованием, в вариативном компоненте, средств тег-регби на уроках физической культуры с учащимися третьих классов.
Методы исследования:
В связи с поставленной целью и учетом специфики задач исследования нами будут использованы следующие методы научного эксперимента: теоретическое исследование, педагогический эксперимент, контрольное тестирование.
Метод теоретического исследования.
Теоретический поиск может осуществляться на всех этапах научно-исследовательской работы. Анализ работы будет осуществлен на базе литературных источников отечественных и зарубежных авторов, учебно-методических пособий, диссертаций и других материалов, на основе проблемы данного исследования. Систематизация процесса, его обобщение и сравнительный анализ опубликованной литературы позволит точнее выявить сущность исследуемого нами процесса, определить наиболее рациональные способы поисковой деятельности, уточнить методологию, цель и гипотезу исследования.
Метод педагогического эксперимента.
Педагогический эксперимент в нашем исследовании выступает, в качестве средства познания изучаемого явления и выступает инструментом, с помощью которого осуществится поиск путей в практике обучения и воспитания. Используя данный научный метод, мы последовательно решим следующие задачи:
- разработка стратегии внедрения программы тег-регби в процесс физического воспитания учащихся начальной школы;
- выявление прямой зависимости между педагогическими воздействиями и достигаемыми при этом результатами;
- сравнение эффективности применяемой в настоящее время системы физического воспитания и предложенной нами здоровьеформирующих инноваций.
Тег-регби – это веселая и захватывающая форма бесконтактного регби, подходящая для всех возрастов и возможностей. В этой игре нет схваток и вбрасывания из аута, а захваты запрещены. Игра впервые была проведена в Англии Ником Леонардом в 1991 году в качестве привлечения молодежи в такую игру, как регби. С того момента популярность тег-регби заметно возросла, и теперь в него играют в разных странах и по всему миру. Правила игры были составлены Ником Леонардом и основаны на его собственном опыте 20-летнего стажа преподавания тренерской работы, судейства и игры в тег-регби [2].
Тег-регби является идеальной командной игрой для каждого, на всех этапах жизни. Отличительные черты тег-регби: безопасность, простота правил, простота набора очков, отсутствие ворот, минимальные требования к разметке, возможность играть практически на любом безопасном покрытии в любое время года. Мощная эмоциональная составляющая для игроков и зрителей. Все это делает тег-регби стремительно развивающейся и популярной игрой [3].
Существенное отличие тег-регби от многих других спортивных игр – это отсутствие ограничений по возрасту и полу участников. В состав одной команды могут входить и мальчики, и девочки.
Не менее широк охват воздействия тег-регби на физические качества, психические процессы и на формирование социального опыта человека. Взаимодействие с партнерами, противником, судьей, тренером-преподавателем, зрителями во время игры создает базу специальных навыков общения, так необходимых современному человеку для успешной самореализации в жизни.
Правила основаны на бесконтактном взаимодействии игроков, тем самым вероятность столкновения участников сведена к минимуму. Тег-регби целиком и полностью соответствует современным правилам безопасности проведения учебно-тренировочных занятий.
Целью игры является набор попыток. Это достигается заносом мяча с приземлением на или в зачетную линию соперника. Игрок, владеющий мячом (атакующий игрок), может для этого бежать или отдать пас, но ему не разрешается бить по мячу. Мяч может передан пассом только в сторону или назад, но не по направлению вперед к зачетной линии соперника.
Цель команды, не владеющей мячом (команда защиты), предотвратить продвижение атакующей команды, срывая ленты и игрока, владеющего мячом. Атакующая команда имеет четыре (4) «захвата» или «розыгрыша» для набора очков. Если совершается пятый (5-й) «захват», то происходит передача мяча, и защищающая команда получает владение мячом и становится атакующей командой [3].
Тег-регби – это универсальное средство воспитания основных человеческих качеств и функций. В этом заключается уникальность игры.
Основная форма обучения игре – игровая деятельность. Как раз то, что изначально интересно учащимся. При этом виды активной физической деятельности чередуются с паузами для восстановления, которые заполняются общением, анализом деятельности занимающихся, осмыслением промежуточных результатов обучения, конструктивным планированием дальнейшей индивидуальной и коллективной работой.
Рис. 1. Пример разметки площадки для тег-регби
Рис. 2. Спортивный инвентарь («тэг» пояс, «тэг» ленты, фишки, мяч)
ВЫВОДЫ
- Анализ результатов собственных исследований, собранный на основе специальной научно-методической литературы, показал, что в процессе организации и содержании физического воспитания школьников начальных классов общеобразовательных школ, имеющиеся резервы не используются в полном объеме. Также существует неиспользуемый потенциал повышения оздоровительного и развивающего воздействия, связанные с учетом возрастных интересов и потребностей в двигательной деятельности школьников младших классов. Обращение к таким ранее не использовавшимся в школьном физическом воспитании видам спорта, как тег-регби, может улучшить гармоничное комплексное развитие личности учащихся.
- Разработана педагогическая модель формирования физической культуры личности школьников с использованием элементов тег-регби, строящаяся на основе внедрения средств и методов спортивной тренировки, а также принципов развивающего обучения. Отличительной особенностью которой является конкретика в личностно-ориентированном содержании, обуславливающем существенный эффект тренировочного процесса и совершенствование социально-психологических свойств личности.
- Основу, удовлетворяющую условиям организационно-методической реализации разработанной и представленной технологии составляет преимущественное применение состязательно-игрового метода в процессе обучения технико-тактическим действиям в тег-регби; моделирование соревновательных условий на занятиях; осуществление в равной степени физической и тактико-технической подготовкой; последовательное изучение теоретического материала (кодекс и правила игры, терминология, профессиональный опыт игроков тег-регби); формирование творческого мышления и подхода, при решении проблемных задач, приобретение практических навыков взаимодействия в группах, опыта организации игровых действий и заданий, постановки задач, судейства, личного и группового результата.