научный журнал «Актуальные исследования» #3 (82), январь '22

Роль логистики в управлении цепями поставок

Управление цепями поставок (supply chain management – SCM) является одним из основных способов оптимизации бюджета предприятий, производящих товары и/или услуги. Это область предприятий, где инновации и цифровые сбои могут радикально изменить обычный способ ведения бизнеса. С другой стороны, он довольно сложен для трансформации и требует узких знаний. В то же время большую роль в цепочках поставок играет логистика - управление физическими, информационными и человеческими потоками с целью их оптимизации и предотвращения ненужной траты ресурсов.

Аннотация статьи
управление цепями поставок
цепи поставок
логистика
Ключевые слова

В чем разница между логистикой и цепочками поставок?

Логистику и цепочку поставок не следует путать. Логистика – это довольно узконаправленная концепция (более узкая, чем SCM), которая просто означает глобализацию управления ресурсами-от каждого локального подразделения до всей сети производственных точек.

В свою очередь, управление цепочками поставок является более сложной категорией. Управление цепочками поставок включает в себя логистику и, таким образом, выполняет сквозную оптимизацию - то есть не только внутри предприятия, но и при работе с контрагентами.

Целью эффективного управления логистикой является достижение максимальной конкурентоспособности и прибыльности компании, а также всей сетевой структуры цепочек поставок, включая конечного потребителя. В связи с этим интеграция и внедрение инноваций в процессы цепочек поставок и логистики должны быть направлены на повышение общей производительности всех их участников.

Давайте подробнее рассмотрим различия между логистикой и управлением цепочками поставок.

1. Одно является подмножеством другого.

Вероятно, наиболее существенное различие, которое поможет вам понять концепцию логистики и управления цепочками поставок, заключается в том, что логистика является частью управления цепочками поставок. Управление цепочками поставок включает в себя различные задачи, такие как планирование производства и запасов, управление материалами, производство и доставка. В то же время логистика – это только своевременная и оптимизированная доставка и транспортировка товаров, включая такие задачи, как управление запасами, складирование и упаковка.

2. Разные цели.

Логистика – это часть управления цепочками поставок, связанная с удовлетворением потребностей клиентов и предоставлением продуктов и услуг наиболее эффективным и доступным способом. Цепочка поставок фокусируется на более широкой картине и стремится улучшить бизнес-процессы, чтобы создать конкурентные преимущества для компании.

3. Сложность.

Наконец, рассмотрение логистики как части управления цепочками поставок позволяет нам признать разницу в сложности обоих терминов. Логистика существует на протяжении веков и охватывает деятельность, связанную с управлением перевозками в цепочке поставок. Управление цепочками поставок появилось в современном мире, когда сложность бизнес-процессов и взаимодействий стала слишком высокой.

В настоящее время компании имеют дело с поставщиками, посредниками, дистрибьюторами и клиентами, поэтому цепочка поставок стала неотъемлемой частью современного бизнеса.

Функции логистики в рамках управления цепочками поставок.

Если систематизировать все направления логистики, которые необходимо развивать для рационального управления производственными ресурсами, то можно выделить следующие функции:

  1. Проектирование и управление складом.
  2. Формирование пакетов.
  3. Транспортировка продукции.
  4. Работа с таможней.
  5. Работа с посредниками.
  6. Работа со списанными и возвращенными товарами. [1]

Проблемы, которые логистика помогает преодолеть в управлении цепочками поставок.

Учитывая приведенный выше перечень задач, которые логистика выполняет в управлении цепочками поставок, мы можем выделить несколько преимуществ, которые обеспечивает ее правильная реализация:

1. Минимизация затрат предприятия.

Основная функция логистики в управлении цепочками поставок заключается в первую очередь в повышении общей стоимости каждой поставки, которая определяется удовлетворенностью клиентов. Это означает, что сокращение и оптимизация трудовых ресурсов должны быть связаны с поддержанием определенного уровня качественного обслуживания клиентов. Эта проблема решается как за счет сокращения общих трудовых ресурсов (в первую очередь за счет устранения ненужных звеньев цепочки), так и за счет внедрения решений автоматизации;

2. Консолидация объемов перевозок.

Транспортные расходы являются одной из крупнейших категорий расходов в управлении логистикой. Как правило, они увеличиваются в зависимости от расстояния, размера партии и подверженности продукта повреждениям. С другой стороны, транспортные расходы на единицу веса снижаются по мере увеличения размера партии в долгосрочной перспективе. Таким образом, максимальная консолидация объемов перевозок может способствовать снижению транспортных расходов. Увеличение может быть достигнуто путем объединения небольших участков в один большой, предназначенный для длительного пробега (т. е. на более длинное расстояние).;

3. Повышение качества обслуживания.

Что касается качества обслуживания, в первую очередь она зависит от скорости доставки товара до конечного потребителя, а также его транспортировку в надлежащих условиях.

4. Сокращение фактических потерь и снижение возможных рисков.

Для достижения конкурентного преимущества компания должна либо осуществлять эти виды деятельности с меньшими затратами, либо осуществлять их таким образом, чтобы это привело к дифференциации и увеличению цен. Первое, что необходимо сделать для эффективного решения этой проблемы, – это снизить потери, связанные с возвратом товара.

5. Минимизация потребности в посреднических услугах.

Посреднические услуги (транспортировка, хранение, маркетинг, переработка и т.д.) занимают львиную долю затрат на внедрение цепочек поставок. Опытные логисты планируют маршруты, чтобы свести к минимуму необходимость привлечения сторонних служб для эффективного управления логистикой;

Сопровождение товара необходимой документацией. Страхование и сопровождение документации – две фундаментальные задачи логистики, решение которых помогает устранить любые проблемы, связанные с правовыми ограничениями при хранении, транспортировке и сбыте товаров;

6. Своевременное реагирование на меняющиеся требования рынка.

Продвинутые логистические сценарии также помогают быстро адаптироваться к меняющимся требованиям рынка и, тем самым, сохранять лидирующие позиции на фоне конкурентов и оставаться востребованными целевой аудиторией.

Давайте подытожим роль логистики в управлении цепочками поставок. Как вы можете видеть, управление цепочками поставок и логистика - это две неразрывные концепции, которые помогают снизить общие затраты компании на производство товаров и услуг и улучшить общее впечатление об уровне обслуживания для вашей целевой аудитории. Выбор правильного программного обеспечения также играет важную роль в оптимизации логистических задач. Ведь автоматизация сегодня стоит во главе прогресса промышленных предприятий [2].

Текст статьи
  1. Болховитинов С.Б. Логистика и управление цепями поставок– Электронный ресурс – URL: - https://mipt.ru/upload/1bb/f_fy3g-arpgxa6mq5q.pdf (дата обращения 15.01.2022)
  2. Управление цепью поставок (SCM) – Электронный ресурс – URL:-https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/59184/1/978-5-7996-2269-5_2018.pdf (дата обращения 16.01.2022)
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 01 октября по 07 октября
Осталось 6 дней до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
11 октября
Загрузка в eLibrary
11 октября
Рассылка печатных экземпляров
21 октября