научный журнал «Актуальные исследования» #4 (83), февраль '22

Особенности психологической подготовки юных футболистов

Проанализировав научно-методическую литературу на тему: «Особенности психологической подготовки юных футболистов» отечественных авторов, пришли к выводу, что все авторы едины во мнении, что психологическая подготовка на начальных этапах формирования футбольного мастерства, имеет одну из самых важных ролей для повышения уровня подготовленности футболистов в более старшем возрасте. Но существует большое различие между задачами и методами психологической подготовки юных футболистов на этапах начальной подготовки. В данной статье проведена работа по нахождению однозначно важных методов психологической подготовки юных футболистов в соревновательной деятельности.

Аннотация статьи
футбол
соревновательная деятельность
психологическая устойчивость
психология
психологическая подготовка футболистов
Ключевые слова

Актуальность исследования. Соревновательная деятельность футболиста связана с выполнением сложных технических действий в условиях ограниченного участка поля с ограниченным количеством времени на принятие решений в игровых эпизодах и, как следствие, значительных физических и психологических нагрузок. В качестве повышения уровня психологической устойчивости юных футболистов применяется множество различных специальных упражнений и методических приемов, которые тесно связаны с выполнением тех или иных технических приемов. Известно, что самым лучшим методом подготовки к выступлению на соревновании является само участие в соревнованиях.

В психологической подготовке спортсменов применяются следующие методы:

  • словесные воздействия: разъяснение, рассказ, беседа, убеждение, педагогическое внушение, одобрение, критика, осуждение;
  • выполнение посильных задач для достижения результата;
  • постепенное усложнение задач для достижения результата;
  • введение ситуаций, требующих преодоления трудностей: волнения, страха, неприятных ощущений;
  • применение установок перед соревнованиями, исходя из их уровня и подготовленности спортсмена;
  • смешанное воздействие: поощрение, порицание.

Задачи психологической подготовки:

  • формирование значимых морально-волевых качеств;
  • совершенствование свойств внимания;
  • создание психологических предпосылок для ускорения процесса овладения техникой игры в избранном упражнении;
  • развитие координационных способностей;
  • овладение умением сосредотачиваться и мобилизоваться во время выполнения упражнений и других видов деятельности;
  • овладение умением управлять своими чувствами, эмоциями, действиями, поведением;
  • овладение умением регулировать психическое состояние во время игры;
  • развитие способностей к самоанализу, самокритичности, требовательности к себе;
  • овладение умением противостоять неблагоприятным воздействиям внутренних и внешних факторов;
  • создание уверенности в своих силах;
  • формирование готовности к выступлениям на соревнованиях;
  • воспитание стремления целеустремленно бороться за победу.

Саморегуляция – это процесс произвольного изменения собственного психологического состояния, направленный на улучшение работоспособности и эффективности деятельности в ситуации данного момента.

Особые (и немалые) трудности в психологической подготовке возникают у тренеров детских и юношеских команд: ведь психика детей (да и юношей) еще недостаточно устойчива, порою очень ранима [5, с. 132].

Состояние повышенного возбуждения у футболистов может вызвать и сам тренер, если, давая установку на игру (в день матча), будет излишне требовательно говорить о задаче команды «выиграть во что бы то ни стало». Еще хуже, если это настоятельное требование высказать «досрочно» и в такой форме, которая не допускает даже попытки оспорить или просто возразить: «Выиграть, выиграть, и только выиграть!» В результате такой «перенакачки» в сознании игроков возникнет изолированный очаг возбуждения, который может вначале затормозить, а затем и подавить все остальные начала. Для ребят и так ясно: соревноваться они выходят для того, чтобы побеждать. И чересчур часто напоминать им об этом нет нужды [3, с. 140].

Лисенчук Г., Перепелица П., Хоменко А. [7, с. 24] констатируют, после знакомства с работой футбольной Академии амстердамского «Аякса», что работа Академии по подготовке спортивного резерва проходит под девизом «Играть важнее, чем побеждать!». Следовательно, для юных воспитанников на первом плане должно быть обучение игре в футбол, получения удовольствия от процесса, формирование уверенности в своих силах, а не победы в матчах и турнирах, проводимых в период обучения. Основной акцент при такой направленности делается на обучение технике и «футбольной» уверенности при работе с мячом. Автор особо подчеркивает, что большое внимание уделяется направленному формированию психологической подготовки детей.

Как мы видим европейский подход в психологической подготовке юных футболистов на этапе начальной подготовки состоит в том, чтобы максимально уменьшить значимость победы в соревновательной деятельности. Метод строится на том, чтобы юные футболисты получали удовольствие от процесса игры в футбол, а не от конечного результата, после финального свистка. Так как в детских командах преждевременная радость при временном успехе завершается слезами проигравших по окончании матча. Такие стрессовые эмоциональные нагрузки вряд ли нужны юным футболистам. Отрицательно сказывается на качестве психологической подготовки пассивная оборона (числом, но не умением) после временного успеха: у обороняющихся падают волевые качества, а в самый нужный момент их у игроков не оказывается.

Чтобы не произошло эмоционального выгорания следует об игре думать в дни до нее. Представлять как футболист должен действовать в той или иной ситуации, каким образом нужно совершить прием мяча для дальнейшего улучшения позиции путем передачи или скоростного ведения. А в день игры - отвлекаться от футбола (чтобы сохранить свежесть психики): читать книги, журналы, газеты, играть в шахматы и шашки, совершать прогулки и беседовать с товарищами на отвлеченные темы [6, с. 218].

Перевозбуждение может быть и общим, если тренер представит соперника слишком грозным. Характеризуя соперника действительно сильного, надо детальнее всего остановиться на его слабостях и меньше говорить о достоинствах. И наоборот, слабого представить более сильным, чем он на самом деле, чтобы не вызвать у футболистов излишнего возбуждения, боязни или во втором случае полного успокоения и самоуверенности, снижающих пред игровой тонус и ослабляющих старательность подготовки к матчу. Как излишняя осторожность, так и чрезмерная уверенность в успехе нежелательны: пагубно отражаясь на тактике игры, они придают действиям игроков торопливость или инертность. Подвести всех ребят к оптимальному предстартовому состоянию, к общему знаменателю помогает разминка перед игрой. Чрезмерно возбудимые юные футболисты должны выполнять гимнастические упражнения в замедленном темпе, апатичные – в более быстром [2, с. 40].

Еще до начала игры можно эффективно для команды воздействовать на соперников. Так, дружное и громкое (на едином вздохе) приветствие соперников демонстрирует единство команды, ее дружный, высокий настрой на игру. Надо дружно приветствовать и зрителей (до некоторой степени это еще до игры помогает завоевать их симпатии), после чего разбежаться по полю и сделать несколько демонстративных (в меру, конечно) ускорений, еще разок показывая соперникам уверенность и готовность к борьбе на любом уровне [4, с. 36].

Начать игру надо в темпе и постараться быстро захватить инициативу. Хорошо, если с первой попытки удастся заранее подготовленная эффективная стандартная комбинация, она вызовет в стане соперника настороженность. Уже с начала игры желательно продемонстрировать смелость, решительность и бескомпромиссность в единоборствах. Дружное начало наверняка задаст высокий эмоциональный фон всей игре. А если на первых же минутах соперничества удастся и материальный перевес получить (забить гол), то можно не только вызвать в рядах соперников некоторую растерянность, а и сломать их игру, нарушить тактические планы.

Соперник, плохо размявшийся перед матчем, не готов сразу предложить высокий темп. Тем самым он уступает инициативу, оказывается в роли обороняющегося. Перехватить инициативу всегда труднее, чем овладеть ею. У усталого игрока – усталая психика; нарушаются реакция, восприятие, внимание и т. д. Игрок, сохранивший физическую и психическую свежесть, всегда будет иметь преимущество в конце матча [3, с. 110].

У волевой команды с хорошей психологической подготовкой такая реакция соперника на неудачу вызовет лишь, прилив спортивной злости. Она удвоит, утроит усилия ради того, чтобы выйти из смешного положения. И кто знает, как закончится матч.

В процессе игры тренеру не следует выдавать игрокам свое психологическое состояние (оно может выразиться в заметных для футболистов возбужденных движениях; в чрезмерно активном руководстве игрой): волнение наставника тут же передается ученикам. Неверно действуют тренеры, стремясь подсказать футболисту верный ход в момент, когда тот уже сам выбрал средство решения конкретной сиюминутной тактической задачи: сигнал тренера вызывает у игрока растерянность, ставит перед необходимостью быстро выбирать уже из двух возможных решений одно. Игрок теряет время, теряется и во многих случаях ошибается. Учить надо не в процессе игры, а на тренировках. Лишать игрока инициативы – значит воспитывать из него «автомата». Наоборот, в детском и юношеском возрасте всячески поощрять инициативу футболистов, если ее проявление идет на пользу команде. Инициатива – сестра творчества, а творчество игрока в процессе матча, направленное на оригинальное решение обусловленных матчем тактических задач, – признак способностей, даже таланта футболиста, поистине бесценный дар.

Петухов А.В. [1, с. 130] отмечает, что в большинстве случаев тренер сам должен решать все те практические вопросы, которые принято относить к сфере психологии. При этом решать их лучше, чем это сделал бы психолог. Но, выступая в роли практического психолога, тренер часто даже не знает об этом. Он делает свое дело независимо от того, что говорят и пишут о спорте психологи. Но опыт «отличных решений» добывается тренером дорогой ценой, фактически каждый тренер учится психологии на своих собственных ошибках. 

Подводя итоги исследования можно отметить, что в исследованиях формирования психологической подготовки юных футболистов слабо отражено в программах подготовки юных футболистов.

Анализируя средства и методы психологической подготовки юных футболистов установлено, что в настоящее время в тренировочном процессе наряду со стандартными упражнениями практически не используются средства развития психологической подготовки.

Также следует отметить, что в научно-методической литературе нет тренировочных средств для формирования психологической устойчивости на начальном этапе подготовке юных футболистов. В связи с тем, отсутствует и система планирования психологических средств для начинающих футболистов, в основе которой лежало бы соотношение теоретических и практических учебно-тренировочных занятий в годичном цикле подготовки.

Из анализа литературы становится очевидным, что решение данной проблемы во многом зависит от эффективности внедрения средств и методов психологической подготовки в тренировочный процесс.

Заключение

Психологическая подготовка юных футболистов начинается с изучения личностей, как уникальных носителей иерархии мотивов, выражающихся через идеалы и убеждения. Без этого останутся только психомоторные процессы, которыми характеризуются… роботы ближайшего будущего. Все свойства психики возможно развивать и совершенствовать, получая огромный потенциал роста общих и специализированных качеств личности. Психологические возможности подготовки юных футболистов нуждаются в системном подходе.

Текст статьи
  1. Петухов А.В. О направленном формировании индивидуальной тактической подготовки футболистов 8-10 лет // Тез.докл. Х Всесоюз. науч.-практич. Конфер «Программно-методические основы подготовки спортивных резервов». – М., 1985. – С. 130-131., Индивидуализация тактической подготовки с учетом манеры ведения игры юных футболистов // Тез.докл. ХI Всесоюз. науч.-практич. конфер. психологов спорта. (Стайки, 26-28 сент.; 1990 г.) – Минск, 1990. – Ч.II. – С. 42-44.
  2. Блюдик В.С. Новое в тренировке юных футболистов //Теория и практика физической культуры. – 1995. - No8. – С.40-41.
  3. Бабушкин Г.Д. Психологическая совместимость и срабатываемость в спортивной деятельности. Омск.: СПбГАФК. 2001. 110 с.
  4. Денисенко Д.Ю., Фаттахов Р.В., Денисенко Ю.П., Гераськин А.А., Андрущишин И.Ф. Организационно-методические особенности развития тактических действий юных футболистов // Аспекты технической подготовки спортсменов. – 2018. С 32-39.
  5. Костюнин Л. И., Чайкин А. С. Формирование творческого мышления юных футболистов как условие повышения эффективности тренировочного процесса // Поволжский педагогический поиск (Научный журнал). – 2018. No3. С.129-134.
  6. Фаттахов Р.В. Обучение юных футболистов умениям и навыкам выполнения групповых тактических действий / Р.В. Фаттахов / Актуальные проблемы физической культуры и спорта: материалы Международной научно-практической конференции / под ред. Г.Л. Драндова. – Чебоксары: Чуваш.гос.пед.ун-т, 2010. – С.217-219.
  7. Лисенчук Г., Перепелица П., Хоменко А. Совершенствование командных и групповых взаимодействий у юных футболистов // Теория и методика физического воспитания и спорта / Национальный университет физического воспитания и спорта Украины, 2014. – С. 23-26.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 02 июля по 08 июля
Осталось 3 дня до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
12 июля
Загрузка в eLibrary
12 июля
Рассылка печатных экземпляров
22 июля