научный журнал «Актуальные исследования» #7 (86), февраль '22

Как подготовить и провести современный урок немецкого языка

В статье рассматриваются методики и приемы планирования современного урока иностранного языка.

Аннотация статьи
этапы урока
планирование
стратегия
подход
Ключевые слова

Федеральные государственные стандарты общего образования второго поколения, Закон «Об образовании» предлагают новые задачи, направленные на воспитание нового поколения, способного к саморазвитию и самосовершенствованию. Роль учителя на современном уроке – организатор деятельности детей, его задача – не дать объем знаний, а научить учиться и добывать самостоятельно знания.

Самым основным подходом в обучении выступает системно-деятельностный, т.е. учение, направленное на решение задач проектной формы организации обучения, в котором важным является:

  • применение активных форм познания: наблюдение, опыт, учебный диалог;
  • создание условий для развития рефлексии – способности осознавать и оценивать свои мысли и действия как бы со стороны, соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять свое знание и незнание.

Основной стратегией обучения в современном мире является коммуникативность. В связи с этим следует выделить ряд особенностей урока иностранного языка, которые следует учитывать при планировании урока.

  1. Практическая направленность урока. На уроке иностранного языка учитель формирует у учащихся навыки и умения использовать иностранный язык как средство общения.
  2. Атмосфера общения. Основная черта современного урока иностранного языка - атмосфера общения. Создание такой атмосферы – это требование, вытекающее из программных целей и закономерностей обучения.
  3. Единство целей. Урок иностранного языка должен решать целый комплекс целей одновременно. На уроке проводится работа над разными аспектами языка (фонетикой, грамматикой, лексикой) и над развитием умений в различных видах речевой деятельности (аудированием, чтением, говорением, письменной речью). Однако при планировании урока выделяется одна основная практическая цель.
  4. Адекватность упражнений цели урока. Именно цель урока определяет выбор упражнений. Адекватность упражнений означает их соответствие тому виду речевой деятельности, который развивается на данном уроке.
  5. Последовательность упражнений. Очень важно расположить упражнения таким образом, чтобы каждое предыдущее упражнение являлось опорой для следующего, планировать урок от простого к более сложному.
  6. Иноязычная речь – цель и средство обучения на уроке. На уроке иностранного языка должна преобладать иноязычная речь. Каждый вид речевой деятельности выступает как целевое умение, однако при обучении, например, монологическому высказыванию в качестве опоры может быть использован текст для чтения. В этом случае текст будет выступать средством обучения говорению.

Этапы урока иностранного языка по ФГОС:

I. Все начинается с проблемной ситуации, при обучении целеполаганию. В начале урока вводится проблемный диалог, в результате которого учащиеся определяют границу своего знания – незнания и ставят цели на урок. Для психологического настроя предлагается ознакомиться со стихотворением или высказыванием, и определить проблему в нем, по кусочкам пазла собрать общую картинку, вывести проблему или тему. При планировании урока очень важно учитывать психологический настрой на урок, поэтому в начале урока предлагается использовать следующие приемы:

  1. «Поезд». На парте перед каждым учеником лежит два жетона: один – с улыбающимся личиком, другой – с грустным. На доске поезд с вагончиками, на которых обозначены этапы урока. Детям предлагают опустить «веселое личико» в тот вагончик, который указывает на то задание, которое вам было интересно выполнять, а «грустное личико» в тот, который символизирует задание, которое показалось не интересным (для 2-5 классов).
  2. «Корзина идей». На парте перед каждым ребенком корзина и разрезные карточки. Им необходимо выбрать предложение, либо записать свои идеи на урок (6 класс).
  3. «Золотая рыбка». Нам порой всем хочется поймать «золотую рыбку», которая выполнила бы все наши желания. Я попрошу каждого поймать из аквариума свою «золотую рыбку». Загадайте желание на сегодняшний урок. И пусть все желания, которые вы загадали, сбудутся. На уроке пусть сопутствует удача и успех! (7 класс)
  4. «Мозговой штурм». Учащимся предлагается обменяться идеями или мыслями по предложенной проблеме или теме (8-9 классы).

II. На этапе планирования совместно с учащимися определяем последовательность работы на уроке:

  • Здесь целесообразно использовать интерактивную доску, где можно на слайде схематически изобразить этапы работы на уроке;
  • при планировании практической деятельности учитываю дифференциацию учащихся по уровню подготовки и по темпу работы. Подбираю такие задания, чтобы для любого ученика была создана ситуация успеха.
  • на этапе введения нового материала и воспроизведения знаний - открытие новых знаний происходит через коллективную деятельность (выдвижение гипотез);
  • на этапе первичного закрепления использую модели, таблицы, схемы, алгоритмы.

III. Работа в парах, группах, тройках необходима для того, чтобы обучить учащихся учебному сотрудничеству, взаимодействию, умению распределять роли, то есть у учащихся формируются коммуникативные умения. Групповую работу хорошо использовать при создании разного рода проектов, например: «Поздравительная открытка», «Приглашение на день рождения» (4 класс), «Рождество» (5-6 класс), «Макет старого немецкого города» (5 класс), «Осень», «Мои летние каникулы» (6 класс), «Школа моей мечты» (7 класс), «Охрана окружающей среды» (8 класс), «Города Германии» (10 класс), «Москва» (9-11 классы) и др.

IV. А также большое значение нужно уделять самостоятельной работе учащихся. В связи с этим я использую такие технологии: как метод проектов, технология критического мышления, проблемное обучение как способ развития коммуникативной компетентности, дифференцированное обучение и др.

V. Самоконтроль и самооценка. Наряду с пятибалльной системой оценивания использую и другие методики: «Моя работа» – стикеры разного цвета («зеленый» – у меня все получилось; «желтый» – у меня получилось выполнить задание, но с ошибками; «красный» – SOS, я не смог выполнить задание). Показ определенного стикера сопровождается устным пояснением.

При обучении оцениванию устных ответов одноклассников можно предложить высказать своё мнение по поводу услышанного (сначала на русском языке с постепенным переходом на иностранный язык). В результате организации такой деятельности учащиеся приучаются внимательно слушать своих одноклассников, объективно оценивать их ответ.

Также целесообразно использовать такую форму работы, как взаимооценивание письменных работ;

  • домашнее задание обязательно должно быть разноуровневым, дифференцированным, творческим (карточки, задания различной сложности, творческие задания: кроссворд, мини-сочинение, закладки, фотоколлажи, презентации и др.);
  • важный этап – рефлексия. Этап рефлексии на уроке при правильной его организации способствует формированию умения анализировать свою деятельность на уроке.
Текст статьи
  1. Бухбиндер, В.А. Основные типы уроков иностранного языка и их дидактико-методические модели // Общая методика обучения иностранным языкам: Хрестоматия/сост. Леонтьев А.А. – М.: «Русский язык», 2011. - С. 137-139.
  2. Водзинский, Д.И. Воспитание интереса к знаниям у школьников / Д.И.Водзинский. - М.: Просвещение, 2003. - С. 5-138.
  3. Гальскова, Н.Д. Никитенко, З.И. Процесс обучения иностранным языкам в начальной школе. // Иностранные языки в школе. - 1994. - № 1. – С. 21.
  4. Гальскова, Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам / Н.Д.Гальскова. - М.: Просвещение, 2005. – 284 с.
  5. Гальскова, Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам / Н.Д.Гальскова, Н.И.Гез. - М.: Издательский центр «Академия», 2017. – 336 с.
  6. Егорова, Л.И. Создание ситуации успеха на уроках английского языка. // Английский язык в школе. - 2006. - № 6. - С. 3-5.
  7. Зимняя, И.А. Педагогическая психология / И.А.Зимняя. – М.: Просвещение, 2004. – 322 с.
  8. Ковалевская Е. В. Проблемное обучение: подход, метод, тип, система. –М.: Лингвастррт, 2009. - 296 с.
  9. Рогова, Г.В. Методика обучения немецкому языку на начальном этапе в средней школе / Г.В.Рогова. – М.: Просвещение, 2004. – 365 с.
  10.  Скаткин, М.Н. Как организовать урок / М.Н.Скаткин. – М.: Просвещение, 2010. – С.428
Список литературы