Федеральные государственные стандарты общего образования второго поколения, Закон «Об образовании» предлагают новые задачи, направленные на воспитание нового поколения, способного к саморазвитию и самосовершенствованию. Роль учителя на современном уроке – организатор деятельности детей, его задача – не дать объем знаний, а научить учиться и добывать самостоятельно знания.
Самым основным подходом в обучении выступает системно-деятельностный, т.е. учение, направленное на решение задач проектной формы организации обучения, в котором важным является:
- применение активных форм познания: наблюдение, опыт, учебный диалог;
- создание условий для развития рефлексии – способности осознавать и оценивать свои мысли и действия как бы со стороны, соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять свое знание и незнание.
Основной стратегией обучения в современном мире является коммуникативность. В связи с этим следует выделить ряд особенностей урока иностранного языка, которые следует учитывать при планировании урока.
- Практическая направленность урока. На уроке иностранного языка учитель формирует у учащихся навыки и умения использовать иностранный язык как средство общения.
- Атмосфера общения. Основная черта современного урока иностранного языка - атмосфера общения. Создание такой атмосферы – это требование, вытекающее из программных целей и закономерностей обучения.
- Единство целей. Урок иностранного языка должен решать целый комплекс целей одновременно. На уроке проводится работа над разными аспектами языка (фонетикой, грамматикой, лексикой) и над развитием умений в различных видах речевой деятельности (аудированием, чтением, говорением, письменной речью). Однако при планировании урока выделяется одна основная практическая цель.
- Адекватность упражнений цели урока. Именно цель урока определяет выбор упражнений. Адекватность упражнений означает их соответствие тому виду речевой деятельности, который развивается на данном уроке.
- Последовательность упражнений. Очень важно расположить упражнения таким образом, чтобы каждое предыдущее упражнение являлось опорой для следующего, планировать урок от простого к более сложному.
- Иноязычная речь – цель и средство обучения на уроке. На уроке иностранного языка должна преобладать иноязычная речь. Каждый вид речевой деятельности выступает как целевое умение, однако при обучении, например, монологическому высказыванию в качестве опоры может быть использован текст для чтения. В этом случае текст будет выступать средством обучения говорению.
Этапы урока иностранного языка по ФГОС:
I. Все начинается с проблемной ситуации, при обучении целеполаганию. В начале урока вводится проблемный диалог, в результате которого учащиеся определяют границу своего знания – незнания и ставят цели на урок. Для психологического настроя предлагается ознакомиться со стихотворением или высказыванием, и определить проблему в нем, по кусочкам пазла собрать общую картинку, вывести проблему или тему. При планировании урока очень важно учитывать психологический настрой на урок, поэтому в начале урока предлагается использовать следующие приемы:
- «Поезд». На парте перед каждым учеником лежит два жетона: один – с улыбающимся личиком, другой – с грустным. На доске поезд с вагончиками, на которых обозначены этапы урока. Детям предлагают опустить «веселое личико» в тот вагончик, который указывает на то задание, которое вам было интересно выполнять, а «грустное личико» в тот, который символизирует задание, которое показалось не интересным (для 2-5 классов).
- «Корзина идей». На парте перед каждым ребенком корзина и разрезные карточки. Им необходимо выбрать предложение, либо записать свои идеи на урок (6 класс).
- «Золотая рыбка». Нам порой всем хочется поймать «золотую рыбку», которая выполнила бы все наши желания. Я попрошу каждого поймать из аквариума свою «золотую рыбку». Загадайте желание на сегодняшний урок. И пусть все желания, которые вы загадали, сбудутся. На уроке пусть сопутствует удача и успех! (7 класс)
- «Мозговой штурм». Учащимся предлагается обменяться идеями или мыслями по предложенной проблеме или теме (8-9 классы).
II. На этапе планирования совместно с учащимися определяем последовательность работы на уроке:
- Здесь целесообразно использовать интерактивную доску, где можно на слайде схематически изобразить этапы работы на уроке;
- при планировании практической деятельности учитываю дифференциацию учащихся по уровню подготовки и по темпу работы. Подбираю такие задания, чтобы для любого ученика была создана ситуация успеха.
- на этапе введения нового материала и воспроизведения знаний - открытие новых знаний происходит через коллективную деятельность (выдвижение гипотез);
- на этапе первичного закрепления использую модели, таблицы, схемы, алгоритмы.
III. Работа в парах, группах, тройках необходима для того, чтобы обучить учащихся учебному сотрудничеству, взаимодействию, умению распределять роли, то есть у учащихся формируются коммуникативные умения. Групповую работу хорошо использовать при создании разного рода проектов, например: «Поздравительная открытка», «Приглашение на день рождения» (4 класс), «Рождество» (5-6 класс), «Макет старого немецкого города» (5 класс), «Осень», «Мои летние каникулы» (6 класс), «Школа моей мечты» (7 класс), «Охрана окружающей среды» (8 класс), «Города Германии» (10 класс), «Москва» (9-11 классы) и др.
IV. А также большое значение нужно уделять самостоятельной работе учащихся. В связи с этим я использую такие технологии: как метод проектов, технология критического мышления, проблемное обучение как способ развития коммуникативной компетентности, дифференцированное обучение и др.
V. Самоконтроль и самооценка. Наряду с пятибалльной системой оценивания использую и другие методики: «Моя работа» – стикеры разного цвета («зеленый» – у меня все получилось; «желтый» – у меня получилось выполнить задание, но с ошибками; «красный» – SOS, я не смог выполнить задание). Показ определенного стикера сопровождается устным пояснением.
При обучении оцениванию устных ответов одноклассников можно предложить высказать своё мнение по поводу услышанного (сначала на русском языке с постепенным переходом на иностранный язык). В результате организации такой деятельности учащиеся приучаются внимательно слушать своих одноклассников, объективно оценивать их ответ.
Также целесообразно использовать такую форму работы, как взаимооценивание письменных работ;
- домашнее задание обязательно должно быть разноуровневым, дифференцированным, творческим (карточки, задания различной сложности, творческие задания: кроссворд, мини-сочинение, закладки, фотоколлажи, презентации и др.);
- важный этап – рефлексия. Этап рефлексии на уроке при правильной его организации способствует формированию умения анализировать свою деятельность на уроке.