Автор(-ы):
Чой Ён-Санг
Красовский Андрей Николаевич
Куанышев Валерий Таукенович
Секция
Математика
Ключевые слова
Аннотация статьи
Решается задача о взаимном отслеживании реального динамического объекта, описываемого обыкновенным векторным дифференциальным уравнением, включающем динамические управляющие воздействия и помехи, и виртуальной (компьютерной) модели-лидера (поводыря). Задача управления по принципу обратной связи решается методом экстремального сдвига.
Текст статьи
Введение. В работе для векторной линейной конфликтно-управляемой динамической системы решается задача обеспечивающим близость (взаимное отслеживание) движений реального объекта и его виртуальной модели-лидера или модели-поводыря в схеме управления по принципу обратной связи. Такая задача часто возникает в задачах оптимального управления при дефиците информации о действующих на систему динамических помехах. Такие задачи входят в круг задач, рассматривающихся в теории антагониститческих дифференциальных игр [1-8]. В работе задача решается методом экстремального сдвига, разработанного авторами [3, 7, 8].
Управляемый объект. Рассматривается объект, движение которого описывается обыкновенным векторным дифференциальным уравнением
Здесь x – n-мерный фазовый вектор управляемого объекта; t – время, моменты времени начальный t0 и конечный ϑ зафиксированы; u – r-мерный вектор управления, υ – s-мерный вектор помехи. Точка над буквой обозначает производную по времени. Все векторы трактуются как векторы-столбцы, т.е. в матричной форме уравнение (1) принимает вид
(2)
где компоненты всех матриц являются кусочно-непрерывными функциями, и векторы управления и помехи стеснены условиями
(3)
P и Q – ограниченные замкнутые множества – компакты.
Модель-поводырь. Следуя концепции антагонистических дифференциальных игр, разрабатываемой в Свердловске (ныне Екатеринбурге) в школе академика Красовского, при решении таких игр в схему управления по принципу обратной связи обычно вводится некоторая виртуальная модель-поводырь [4, 5, 7, 8]. Содержательно это лидер, за которым следует движение реального объекта для решения задачи при том или ином критерии качества процесса управления [4, 8]. Основной особенностью модели-поводыря является то, что в ней мы (первый игрок) можем распоряжаться всеми параметрами без каких-либо помех.
Итак, наряду с реальным динамическим объектом (1)-(3) рассмотрим некоторую его виртуальную (компьютерную) модель, имеющую такую же структуру при замене символов u на u* и υ на υ*, т.е.:
(4)
Здесь w – n-мерный фазовый вектор управляемого объекта; t – время, моменты времени начальный t0 и конечный ϑ такие же, как в (1); u*– r-мерный вектор первого управления моделью, υ*– s-мерный вектор первого управления моделью, и векторы управлений стеснены условиями
(5)
где P и Q – компакты из (3).
Взаимное отслеживание движений объекта и модели. Построим n-мерный вектор
выбором управлений
исходя из условий экстремального сдвига [3, 7, 8]:
(6)
приходим к следующему утверждению.
Теорема. Если для объекта, описываемого дифференциальным уравнением (1)-(3), и его виртуальной модели-поводыря (4), (5) управления из условий экстремальных сдвигов (6), то при любых помехе
для объекта и управлении
для модели реализуются такие движения
и управления
, для которых будут выполнятся условия близости (взаимного отслеживания движений объекта и модели)
для любого сколь угодно малого ε>0.
При доказательстве этого утверждения используются соответствующие конструкции из работы авторов [7].
Список литературы
Поделиться
Чой Ё.., Красовский А. Н., Куанышев В. Т. Об устойчивом взаимном отслеживании движений реального динамического объекта и его виртуальной модели-поводыря // Актуальные исследования. 2020. №5 (8). С. 7-9. URL: https://apni.ru/article/392-ob-ustojchivom-vzaimnom-otslezhivanii-dvizheni