Физическое развитие и физическая подготовленность девочек 12-14 лет, занимающихся волейболом в г. Меленки Владимирской области

Современные тенденции волейбола предъявляют высокие требования к физическому развитию и физической подготовленности игроков. Развитие у начинающих волейболистов физических качеств и рост физической подготовленности оказывают непосредственное влияние на все стороны их подготовки. В большей степени это проявляется в повышении уровня технической, тактической и игровой подготовки.

Аннотация статьи
физическое развитие
физическая подготовленность
занятия спортом
тестирование
волейбол
Ключевые слова

Современный уровень развития волейбола предъявляет высокие требования к физическому развитию и физической подготовленности волейболистов. Большое внимание во время занятий с юными волейболистами уделяется разносторонней физической подготовке.

Содержание общей и специальной физической подготовки юных волейболистов определяется, прежде всего, возрастными особенностями функционирования органов и систем организма, психологическими особенностями каждого занимающегося [3]. Средний школьный возраст особенно благоприятен для педагогических воздействий, наступает сенситивный период для развития двигательных качеств. К настоящему времени имеется большое количество методик для их развития, но, несмотря на это, уровень физической подготовленности у школьников находится на низком уровне.

Задачи учебно-тренировочных занятий по волейболу находятся в прямой зависимости от основных показателей уровня физической подготовки детей среднего школьного возраста, а результаты от качества учебно-воспитательной работы, осуществляемой на уроках и учебно-тренировочных занятиях. Эти задачи достигаются правильной организацией занятий, эффективной методикой проведения и целенаправленным содержанием.

Цель исследования – проанализировать динамику роста показателей физического развития и физической подготовленности девочек 12-14 лет, занимающихся волейболом в г. Меленки.

Задачи исследования:

  1. Определить уровень физического развития девочек волейболисток 12-14 лет г. Меленки в начале и в конце исследования;
  2. Установить степень физической подготовленности волейболисток 12-14 лет г. Меленки в начале и в конце исследования;
  3. Выявить динамику роста показателей физического развития и физической подготовленности девочек 12-14 лет, занимающихся волейболом в течение исследуемого периода.

Объект исследования – физическое здоровье девочек 12-14 лет, занимающихся волейболом в МБУ ДО «ДЮСШ» Меленковского района.

Предмет исследования – физическое развитие и физическая подготовленность волейболисток 12-14 лет г. Меленки.

Для определения физического развития применялись следующие тесты: длина тела, масса тела, динамометрия ручная (кистевая), жизненная емкость легких (ЖЕЛ), окружность грудной клетки (ОГК).

Для определения физической подготовленности применялись следующие тесты: прыжок в длину с места, бросок набивного мяча, челночный бег 3×10 м, челночный бег 92 м «Ёлочка» в пределах границ волейбольной площадки, прыжок вверх с места толчком двумя ногами [1].

Педагогическое тестирование уровня физического развития и физической подготовленности девочек 12-14 лет, занимающихся волейболом, было проведено в начале и в конце учебного года. В исследовании принимали участие девочки 12-14 лет в количестве 10 человек, которые по состоянию здоровья относятся к основной медицинской группе. Тестирование проходило во время учебно-тренировочных занятий по расписанию.

Результаты исследования и их обсуждение. По итогам тестирования школьниц 12-14 лет были получены данные, на основании которых можно проанализировать физическое развитие занимающихся волейболом в г. Меленки Владимирской области (табл. 1 и 2).

Судя по результатам длины тела, приблизительно равные значения были выявлены для девочек, занимающихся волейболом в начале и в конце тренировочного периода 1-го и 2-го годов обучения. Прирост составил соответственно 2,2 см и 0,4 см. Эта разница не достоверна на что указывает найденное низкое значение критерия Стьюдента. Анализируя средние показатели массы тела в начале и в конце исследуемого периода, у волейболисток 1-го года обучения, было определено увеличение результатов к концу года на 2,8 кг. Выявлено достоверное различие между средними значениями исследуемого параметра, не противоречит этому и найденное для этой характеристики значения критерия Стьюдента.

Таблица 1

Показатели физического развития девочек 12–14 лет, занимающихся волейболом (1-ый год обучения)

стат.параметры

тесты

В начале года

В конце года

 

t

 

Р

±m

δ

±m

δ

Длина тела (см)

160±0,87

2,74

162,2±0,81

2,53

0,5

>0,05

Масса тела (кг)

49,8±0,77

2,43

52,6±0,77

2,43

2,59

<0,05

ОГК (см)

67,4±0,66

2,1

70,4±0,73

2,32

3,06

<0,01.

Динамометрия правой кисти (кг)

19,4±0,5

1,58

23,3±0,46

1,47

5,7

<0,001

Динамометрия левой кисти (кг)

18±0,3

0,95

21,7±0,26

0,84

9,25

<0,001

ЖЕЛ (мл)

1850±39,11

126,58

2410±39,11

126,58

10,12

<0,001

Таблица 2

Показатели физического развития девочек 12–14 лет, занимающихся волейболом (2-ой год обучения)

стат.параметры

тесты

В начале года

В конце года

 

t

 

Р

±m

δ

±m

δ

Длина тела (см)

162,4±0,53

1,67

162,8±0,53

1,67

0,54

>0.05

Масса тела (кг)

54,8±0,83

2,63

55±0,8

2,53

0,17

>0.05

ОГК (см)

72,2±0,6

1,89

73,2±0,56

1,79

1,21

>0.05

Динамометрия правой кисти (кг)

23,7±0,18

1,58

26,2±0,4

1,26

5,68

<0,001

Динамометрия левой кисти (кг)

22,6±0,3

0,95

24,1±0,3

0,95

3,57

<0,001

ЖЕЛ (мл)

2510±39,87

126,6

2790±30,04

94,93

5,6

<0,001

У девочек к концу 2-го года обучения также произошло незначительное увеличение массы тела в среднем на 0,2 кг. По данному тесту достоверных различий не выявлено. Также не выявлено различий между средними значениями показателей исследуемого параметра у воспитанниц после 1-го и 2-го годов обучения.

Оценивая результаты ОГК, выявлена тенденция увеличения средних значений у волейболисток к концу 1-го и 2-го годов обучения. В группе 1-го года обучения прирост составил 3 см. Выявлено достоверное различие между средними значениями исследуемого параметра. К концу 2-го года обучения, прирост составил 1 см, однако достоверных различий не выявлено. На что указывает найденное низкое значение критерия Стьюдента.

Анализируя показатели тестирования ОГК у волейболисток между 1-ым и 2-ым годом обучения, выявлено достоверное различие между средними значениями исследуемого параметра не противоречит этому и найденное для этой характеристики значение критерия Стьюдента [2].

При исследовании ЖЕЛ определено увеличение результатов от года к году. Выявлены достоверные различия между средними значениями начального, промежуточного и конечного тестирования у занимающихся волейболом в ходе эксперимента.

Сравнивая результаты динамометрии правой и левой кисти в начале и в конце 1-го и 2-го годов обучения, а также между 1-ым и 2-ым годами обучения было установлено увеличение результатов. Выявлены достоверные различия высокой степени между средними значениями. Это подтверждают и найденные высокие значения критерия Стьюдента.

В результате тестирования юных волейболисток, были получены результаты, которые позволили составить представление о физической подготовленности девочек, занимающихся волейболом в г. Меленки. Показатели уровня развития скоростно-силовых, координационных способностей, скоростной выносливости у испытуемых на протяжении годичного цикла тренировки представлены в таблицах 3 и 4.

Таблица 3

Показатели физической подготовленности девочек 12-14 лет, занимающихся волейболом (1-ый год обучения)

стат.параметры

 тесты

В начале года

В конце года

t

Р

±m

δ

±m

δ

Прыжок в длину с места (см)

152,9±1,5

4,75

165±1,64

5,17

5,5

<0,001

Прыжок в высоту (см)

30,9±0,36

1,16

34,9±0,46

1,47

6,9

<0,001

Челночный бег 3×10м (с)

9,39±0,01

0,04

8,55±0,01

0,04

16,6

<0,001.

Челночный бег 92 м «Елочка»

31,4±0,07

0,24

30,5±0,07

0,24

9,5

<0,001

Бросок н/мяча двумя руками из-за головы (сидя) 1 кг (м)

3,98±0,11

0,35

4,99±0,13

0,4

5,9

<0,001

Таблица 4

Показатели физической подготовленности девочек 12-14 лет, занимающихся волейболом (2-ой год обучения)

 стат.параметры

 

тесты

В начале года

В конце года

 

t

 

Р

±m

δ

±m

δ

Прыжок в длину с места (см)

168±0,38

3,68

178±1

3,16

9,3

<0,001

Прыжок в высоту (см)

37,6±0,5

1,58

41,3±0,43

1,37

5,7

<0,001

Челночный бег 3×10м (с)

8,37±0,006

0,02

8,17±0,01

0,04

10,9

<0,001

Челночный бег 92 м «Елочка» (с)

28,47±0,16

0,5

27,77±0,19

0,6

3,1

<0,01

Бросок н/мяча двумя руками из-за головы (сидя) 1 кг (м)

5,76±0,13

0,42

6,72±0,08

0,25

6,4

<0,001

Анализируя показатели прыжка в длину с места в группах 1-го и 2-го годов обучения, было определено существенное улучшение результатов тестирования от года к году. Результаты девочек1-го года обучения улучшились к концу исследуемого периода со 152,9 см до 165 см, прирост составил 12,1 см. У юных спортсменок 2-го года обучения прирост в показателях составил 10 см. В обоих случаях это подтверждается найденными значениями критерия Стьюдента (соответственно t=5,5, t=9,3), где выявлена достоверность различия высокой степени (P<0,001). Также выявлены достоверные различия между показателями тестирования у волейболисток 1-го и 2-го годов обучения (t=6,8; P< 0,001).

Сопоставляя показатели прыжка в высоту в группах 1-го и 2-го годов обучения, как и в предыдущем тесте, было установлено существенное улучшение результатов тестирования от года к году и между годами обучения. Это подтверждается и найденными значениями критерия Стьюдента (соответственно t=6,9, t=5,7; t=10,6), где выявлена достоверность различия высокой степени (P< 0,001).

Сопоставляя показатели броска мяча в начале и конце 1-го и 2-го года, а также между 1-ым и 2-ым годом обучения, можно констатировать, что результаты исследования имеют стабильную динамику роста показателей к концу исследуемого периода. Выявлены достоверные различия между средними статистическими величинами исследуемой характеристики. Не противоречат этому и найденные высокие значения критерия Стьюдента (соответственно t=5,9; t=6,4; t=11,5, P<0,001). Это объясняется тем, что занятиям волейболом характерен скоростно-силовой режим выполняемых двигательных действий; применяются специальные упражнения для мышц нижних и верхних конечностей, которые благоприятно влияют на результаты этих тестов.

Сравнивая результаты координационных способностей (тест «челночный бег 3х10 м») в группах 1-го и 2-го годов обучения, была выявлена та же тенденция существенного улучшения результатов в годичном цикле тренировки, как и в предыдущих тестах. У занимающихся 1-го года обучения прирост составил 0,84 с, а у занимающихся 2-го года обучения 0,2 с. Не противоречит этому и найденные значения критерия Стьюдента (соответственно t=16,6, t=10,9), где выявлена достоверность различия высокой степени (P<0,001). Разница в результатах между годами обучения составила 0,38 с, где также выявлена достоверность различия высокой степени (P<0,001; t=27,1).

Оценивая результаты теста «челночный бег 92м «Елочка», была выявлена тенденция улучшения результатов у обучающихся волейболу 1-го и 2-го годов обучения. В группе волейболисток 1-го года обучения произошло улучшение средних результатов с 31,4 до 30,5 с, прирост составил 0,9 с. У занимающихся 2-го года прирост составил 0,7 с. Между 1-ым и 2-ым годом прирост составил 2,73 с. Выявлены достоверные различия между средними значениями исследуемого параметра (P<0,001). Не противоречит этому и найденные для данной характеристики значения критерия Стьюдента (t=9,5; t=3,1; t=13,65 соответственно).

Выводы. Результаты, полученные в ходе эксперимента, показали, что предлагаемая методика по развитию физических качеств у волейболисток 12-14 лет отличается достаточно высокой эффективностью. Применяемый комплекс специальных упражнений позволяет оптимизировать подготовку спортсменок на начальном этапе и создать необходимую базу для роста спортивного результата.

Результаты исследования отражают общие тенденции физического развития и подтверждают закономерность динамики роста показателей в соответствии с возрастом, а также доказывают положительное влияние занятий физической культурой и спортом, в данном случае волейболом, на физическое развитие девочек 12-14 лет.

Что касается показателей физической подготовленности девочек 12-14 лет, было установлено, что результаты юных волейболисток по всем тестируемым параметрам (скоростно-силовым, координационным способностям, скоростной выносливости) имеют тенденцию улучшения к концу исследуемого периода. Это подтверждается и найденными значениями t-критерия Стьюдента, где выявлена достоверность различия высокой степени P<0,001.

Для эффективного управления педагогическим процессом целесообразно регулярно проводить оценку уровня физического развития и двигательной подготовленности. Это позволит получить объективную картину многолетнего процесса обучения начинающих спортсменов, а на основании показателей динамики исследований вносить изменения в учебно-тренировочный процесс.

Текст статьи
  1. Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов / Ю.В. Верхошанский. – М.: Физкультура и спорт, 1988. – 331 с.
  2. Зациорский В.М. Основы спортивной метрологии: учебное пособие / В.М. Зациорский. – М: Физкультура и спорт, 1979. – 425 с.
  3. Кудряшов Е.В. Контроль за уровнем развития быстроты и скоростно-силовых качеств у волейболисток различной квалификации / Е.В. Кудряшов // Физическое воспитание студентов. – 2009. – № 5. – С. 27-31.
Список литературы