Современный уровень развития волейбола предъявляет высокие требования к физическому развитию и физической подготовленности волейболистов. Большое внимание во время занятий с юными волейболистами уделяется разносторонней физической подготовке.
Содержание общей и специальной физической подготовки юных волейболистов определяется, прежде всего, возрастными особенностями функционирования органов и систем организма, психологическими особенностями каждого занимающегося [3]. Средний школьный возраст особенно благоприятен для педагогических воздействий, наступает сенситивный период для развития двигательных качеств. К настоящему времени имеется большое количество методик для их развития, но, несмотря на это, уровень физической подготовленности у школьников находится на низком уровне.
Задачи учебно-тренировочных занятий по волейболу находятся в прямой зависимости от основных показателей уровня физической подготовки детей среднего школьного возраста, а результаты от качества учебно-воспитательной работы, осуществляемой на уроках и учебно-тренировочных занятиях. Эти задачи достигаются правильной организацией занятий, эффективной методикой проведения и целенаправленным содержанием.
Цель исследования – проанализировать динамику роста показателей физического развития и физической подготовленности девочек 12-14 лет, занимающихся волейболом в г. Меленки.
Задачи исследования:
- Определить уровень физического развития девочек волейболисток 12-14 лет г. Меленки в начале и в конце исследования;
- Установить степень физической подготовленности волейболисток 12-14 лет г. Меленки в начале и в конце исследования;
- Выявить динамику роста показателей физического развития и физической подготовленности девочек 12-14 лет, занимающихся волейболом в течение исследуемого периода.
Объект исследования – физическое здоровье девочек 12-14 лет, занимающихся волейболом в МБУ ДО «ДЮСШ» Меленковского района.
Предмет исследования – физическое развитие и физическая подготовленность волейболисток 12-14 лет г. Меленки.
Для определения физического развития применялись следующие тесты: длина тела, масса тела, динамометрия ручная (кистевая), жизненная емкость легких (ЖЕЛ), окружность грудной клетки (ОГК).
Для определения физической подготовленности применялись следующие тесты: прыжок в длину с места, бросок набивного мяча, челночный бег 3×10 м, челночный бег 92 м «Ёлочка» в пределах границ волейбольной площадки, прыжок вверх с места толчком двумя ногами [1].
Педагогическое тестирование уровня физического развития и физической подготовленности девочек 12-14 лет, занимающихся волейболом, было проведено в начале и в конце учебного года. В исследовании принимали участие девочки 12-14 лет в количестве 10 человек, которые по состоянию здоровья относятся к основной медицинской группе. Тестирование проходило во время учебно-тренировочных занятий по расписанию.
Результаты исследования и их обсуждение. По итогам тестирования школьниц 12-14 лет были получены данные, на основании которых можно проанализировать физическое развитие занимающихся волейболом в г. Меленки Владимирской области (табл. 1 и 2).
Судя по результатам длины тела, приблизительно равные значения были выявлены для девочек, занимающихся волейболом в начале и в конце тренировочного периода 1-го и 2-го годов обучения. Прирост составил соответственно 2,2 см и 0,4 см. Эта разница не достоверна на что указывает найденное низкое значение критерия Стьюдента. Анализируя средние показатели массы тела в начале и в конце исследуемого периода, у волейболисток 1-го года обучения, было определено увеличение результатов к концу года на 2,8 кг. Выявлено достоверное различие между средними значениями исследуемого параметра, не противоречит этому и найденное для этой характеристики значения критерия Стьюдента.
Таблица 1
Показатели физического развития девочек 12–14 лет, занимающихся волейболом (1-ый год обучения)
стат.параметры тесты |
В начале года |
В конце года |
t |
Р | ||
±m |
δ |
±m |
δ | |||
Длина тела (см) |
160±0,87 |
2,74 |
162,2±0,81 |
2,53 |
0,5 |
>0,05 |
Масса тела (кг) |
49,8±0,77 |
2,43 |
52,6±0,77 |
2,43 |
2,59 |
<0,05 |
ОГК (см) |
67,4±0,66 |
2,1 |
70,4±0,73 |
2,32 |
3,06 |
<0,01. |
Динамометрия правой кисти (кг) |
19,4±0,5 |
1,58 |
23,3±0,46 |
1,47 |
5,7 |
<0,001 |
Динамометрия левой кисти (кг) |
18±0,3 |
0,95 |
21,7±0,26 |
0,84 |
9,25 |
<0,001 |
ЖЕЛ (мл) |
1850±39,11 |
126,58 |
2410±39,11 |
126,58 |
10,12 |
<0,001 |
Таблица 2
Показатели физического развития девочек 12–14 лет, занимающихся волейболом (2-ой год обучения)
стат.параметры тесты |
В начале года |
В конце года |
t |
Р | ||
±m |
δ |
±m |
δ | |||
Длина тела (см) |
162,4±0,53 |
1,67 |
162,8±0,53 |
1,67 |
0,54 |
>0.05 |
Масса тела (кг) |
54,8±0,83 |
2,63 |
55±0,8 |
2,53 |
0,17 |
>0.05 |
ОГК (см) |
72,2±0,6 |
1,89 |
73,2±0,56 |
1,79 |
1,21 |
>0.05 |
Динамометрия правой кисти (кг) |
23,7±0,18 |
1,58 |
26,2±0,4 |
1,26 |
5,68 |
<0,001 |
Динамометрия левой кисти (кг) |
22,6±0,3 |
0,95 |
24,1±0,3 |
0,95 |
3,57 |
<0,001 |
ЖЕЛ (мл) |
2510±39,87 |
126,6 |
2790±30,04 |
94,93 |
5,6 |
<0,001 |
У девочек к концу 2-го года обучения также произошло незначительное увеличение массы тела в среднем на 0,2 кг. По данному тесту достоверных различий не выявлено. Также не выявлено различий между средними значениями показателей исследуемого параметра у воспитанниц после 1-го и 2-го годов обучения.
Оценивая результаты ОГК, выявлена тенденция увеличения средних значений у волейболисток к концу 1-го и 2-го годов обучения. В группе 1-го года обучения прирост составил 3 см. Выявлено достоверное различие между средними значениями исследуемого параметра. К концу 2-го года обучения, прирост составил 1 см, однако достоверных различий не выявлено. На что указывает найденное низкое значение критерия Стьюдента.
Анализируя показатели тестирования ОГК у волейболисток между 1-ым и 2-ым годом обучения, выявлено достоверное различие между средними значениями исследуемого параметра не противоречит этому и найденное для этой характеристики значение критерия Стьюдента [2].
При исследовании ЖЕЛ определено увеличение результатов от года к году. Выявлены достоверные различия между средними значениями начального, промежуточного и конечного тестирования у занимающихся волейболом в ходе эксперимента.
Сравнивая результаты динамометрии правой и левой кисти в начале и в конце 1-го и 2-го годов обучения, а также между 1-ым и 2-ым годами обучения было установлено увеличение результатов. Выявлены достоверные различия высокой степени между средними значениями. Это подтверждают и найденные высокие значения критерия Стьюдента.
В результате тестирования юных волейболисток, были получены результаты, которые позволили составить представление о физической подготовленности девочек, занимающихся волейболом в г. Меленки. Показатели уровня развития скоростно-силовых, координационных способностей, скоростной выносливости у испытуемых на протяжении годичного цикла тренировки представлены в таблицах 3 и 4.
Таблица 3
Показатели физической подготовленности девочек 12-14 лет, занимающихся волейболом (1-ый год обучения)
стат.параметры тесты |
В начале года |
В конце года |
t |
Р | |||
±m |
δ |
±m |
δ | ||||
Прыжок в длину с места (см) |
152,9±1,5 |
4,75 |
165±1,64 |
5,17 |
5,5 |
<0,001 | |
Прыжок в высоту (см) |
30,9±0,36 |
1,16 |
34,9±0,46 |
1,47 |
6,9 |
<0,001 | |
Челночный бег 3×10м (с) |
9,39±0,01 |
0,04 |
8,55±0,01 |
0,04 |
16,6 |
<0,001. | |
Челночный бег 92 м «Елочка» |
31,4±0,07 |
0,24 |
30,5±0,07 |
0,24 |
9,5 |
<0,001 | |
Бросок н/мяча двумя руками из-за головы (сидя) 1 кг (м) |
3,98±0,11 |
0,35 |
4,99±0,13 |
0,4 |
5,9 |
<0,001 |
Таблица 4
Показатели физической подготовленности девочек 12-14 лет, занимающихся волейболом (2-ой год обучения)
стат.параметры
тесты |
В начале года |
В конце года |
t |
Р | ||
±m |
δ |
±m |
δ | |||
Прыжок в длину с места (см) |
168±0,38 |
3,68 |
178±1 |
3,16 |
9,3 |
<0,001 |
Прыжок в высоту (см) |
37,6±0,5 |
1,58 |
41,3±0,43 |
1,37 |
5,7 |
<0,001 |
Челночный бег 3×10м (с) |
8,37±0,006 |
0,02 |
8,17±0,01 |
0,04 |
10,9 |
<0,001 |
Челночный бег 92 м «Елочка» (с) |
28,47±0,16 |
0,5 |
27,77±0,19 |
0,6 |
3,1 |
<0,01 |
Бросок н/мяча двумя руками из-за головы (сидя) 1 кг (м) |
5,76±0,13 |
0,42 |
6,72±0,08 |
0,25 |
6,4 |
<0,001 |
Анализируя показатели прыжка в длину с места в группах 1-го и 2-го годов обучения, было определено существенное улучшение результатов тестирования от года к году. Результаты девочек1-го года обучения улучшились к концу исследуемого периода со 152,9 см до 165 см, прирост составил 12,1 см. У юных спортсменок 2-го года обучения прирост в показателях составил 10 см. В обоих случаях это подтверждается найденными значениями критерия Стьюдента (соответственно t=5,5, t=9,3), где выявлена достоверность различия высокой степени (P<0,001). Также выявлены достоверные различия между показателями тестирования у волейболисток 1-го и 2-го годов обучения (t=6,8; P< 0,001).
Сопоставляя показатели прыжка в высоту в группах 1-го и 2-го годов обучения, как и в предыдущем тесте, было установлено существенное улучшение результатов тестирования от года к году и между годами обучения. Это подтверждается и найденными значениями критерия Стьюдента (соответственно t=6,9, t=5,7; t=10,6), где выявлена достоверность различия высокой степени (P< 0,001).
Сопоставляя показатели броска мяча в начале и конце 1-го и 2-го года, а также между 1-ым и 2-ым годом обучения, можно констатировать, что результаты исследования имеют стабильную динамику роста показателей к концу исследуемого периода. Выявлены достоверные различия между средними статистическими величинами исследуемой характеристики. Не противоречат этому и найденные высокие значения критерия Стьюдента (соответственно t=5,9; t=6,4; t=11,5, P<0,001). Это объясняется тем, что занятиям волейболом характерен скоростно-силовой режим выполняемых двигательных действий; применяются специальные упражнения для мышц нижних и верхних конечностей, которые благоприятно влияют на результаты этих тестов.
Сравнивая результаты координационных способностей (тест «челночный бег 3х10 м») в группах 1-го и 2-го годов обучения, была выявлена та же тенденция существенного улучшения результатов в годичном цикле тренировки, как и в предыдущих тестах. У занимающихся 1-го года обучения прирост составил 0,84 с, а у занимающихся 2-го года обучения 0,2 с. Не противоречит этому и найденные значения критерия Стьюдента (соответственно t=16,6, t=10,9), где выявлена достоверность различия высокой степени (P<0,001). Разница в результатах между годами обучения составила 0,38 с, где также выявлена достоверность различия высокой степени (P<0,001; t=27,1).
Оценивая результаты теста «челночный бег 92м «Елочка», была выявлена тенденция улучшения результатов у обучающихся волейболу 1-го и 2-го годов обучения. В группе волейболисток 1-го года обучения произошло улучшение средних результатов с 31,4 до 30,5 с, прирост составил 0,9 с. У занимающихся 2-го года прирост составил 0,7 с. Между 1-ым и 2-ым годом прирост составил 2,73 с. Выявлены достоверные различия между средними значениями исследуемого параметра (P<0,001). Не противоречит этому и найденные для данной характеристики значения критерия Стьюдента (t=9,5; t=3,1; t=13,65 соответственно).
Выводы. Результаты, полученные в ходе эксперимента, показали, что предлагаемая методика по развитию физических качеств у волейболисток 12-14 лет отличается достаточно высокой эффективностью. Применяемый комплекс специальных упражнений позволяет оптимизировать подготовку спортсменок на начальном этапе и создать необходимую базу для роста спортивного результата.
Результаты исследования отражают общие тенденции физического развития и подтверждают закономерность динамики роста показателей в соответствии с возрастом, а также доказывают положительное влияние занятий физической культурой и спортом, в данном случае волейболом, на физическое развитие девочек 12-14 лет.
Что касается показателей физической подготовленности девочек 12-14 лет, было установлено, что результаты юных волейболисток по всем тестируемым параметрам (скоростно-силовым, координационным способностям, скоростной выносливости) имеют тенденцию улучшения к концу исследуемого периода. Это подтверждается и найденными значениями t-критерия Стьюдента, где выявлена достоверность различия высокой степени P<0,001.
Для эффективного управления педагогическим процессом целесообразно регулярно проводить оценку уровня физического развития и двигательной подготовленности. Это позволит получить объективную картину многолетнего процесса обучения начинающих спортсменов, а на основании показателей динамики исследований вносить изменения в учебно-тренировочный процесс.